Что меняется в процессе психотерапии?

Автор статьи: Полина Меркушева

"И вот какую тайну поведала мне сама жизнь.
"Смотри, - говорила она, - я всегда должна преодолевать самое себя"
(с) Ф. Ницше "Так говорил Заратустра"

Итак, предыдущая статья о том, как работает психоаналитически ориентированная психотерапия послужила началом для целого цикла статей, объясняющих работу психотерапии и происходящее на приеме с психотерапевтом. Это вторая статья этого цикла. Здесь речь пойдет о том, что именно меняется в процессе работы с психотерапевтом. 

Согласно психоаналитической теории поведение человека определяется комплексом взаимодействующих между собой психологических, физических, биологических и культурных факторов. Такими факторами может быть наше физическое окружение, включая расположение дома, мебели в квартире, расположения города, климатических условий; процессы нашего организма - температура, заболевания о которых мы знаем или не знаем, собственно работа мозга и нервной системы; культура, которая заметна во всем - случайно брошенные фразы, мифы и стереотипы, манера речи окружающих, наследие, ценности; ну, и наши личностные черты, потребности, цели, поведение, настроение.

Это взаимодействие имеет репрезентацию внутри личности: у каждого из нас есть свое собственное, сложившееся под влиянием всех этих многочисленных факторов, представление о мире и о тех процессов, которые нас окружают - такой сугубо индивидуальный внутренний мир. Этот взаимодействие, этот внутренний мир подвергается изменениям и одновременно определяет наше поведение, действия.

Например,  внешний факт - погода пасмурная, но наше настроение зависит от того, как мы относимся к подобной погоде и это отношение, состоящее из ощущений тела, отношение к такой погоде в нашей культуре как раз пример репрезентации взаимодействия этих факторов. 

Именно репрезентация, то есть наш внутренний мир, в первую очередь, меняется в процессе психотерапии. Наиболее очевидные изменения - это общие и специфические улучшения на уровне симптоматики, то есть изменение вашего состояния. Исчезли странные привычки потому, что вы вдруг заметили их "странность" или стали больше прислушиваться к окружающим потому, что позволили себе не решать все только самостоятельно. 

Второй слой изменений происходит на уровне личности. Здесь более всего в изменениях нуждаются внутриличностные конфликты. Эти конфликты можно охарактеризовать простой фразой - "хочу, но ...". Например, "хочу отношений, но не доверяю людям", а без доверия любые совместные действия совершаются с трудом (и нередко сопровождаются криками - "не так, не туда, не здесь и вообще дай сюда"). В конфликте оказываются два компонента - наши желания, намерения и потребности и наши функции контроля - то, что нас оберегает. Если меры безопасности оправданы, корректны, то внутренний конфликт решается быстро - "о, не пойду в эту темную подворотню, обойду по тротуару, там фонари", а вот если они не соответствуют реальности, то внутренний конфликт решается долго и приносит напряжение в нашу жизнь.

Не все внутриличностные конфликты заметны, многие из них автоматически срабатывают в соответствующей ситуации и влияют на нашу жизнь. Наиболее доступное выражение действующих конфликтов - это всплывающие в процессе работы проблемы взаимоотношений. Эти проблемы вызывают страдания (см. пример - такие частые ссоры приносят много страданий всем участникам ставшего явным конфликта) и соответственно подлежат изменениям. Проблемы взаимоотношений могут обсуждаться, как явные внешние и, в целом, это может быть запрос на консультацию. А еще могут всплывать в отношениях с психотерапевтом. 

Психотерапевт - человек, с которым вы мало знакомы, а посему сложно представить какие с ним могут возникнуть проблемы во взаимоотношениях. Но мы приходим в терапию уже имея опыт отношения с людьми и в процессе разговоров, так как психотерапевт остается нейтральным, как бы наслаиваем, присваиваем ему черты и характеристики значимых, важных для нас личностей в прошлом и начинаем общаться с ним, как с тем, другим человеком и именно это может вести к проблемам во взаимоотношениях. Это можно сравнить с песочницей - мы приходим в терапию, чтобы потренировать другие способы общаться с людьми. В процессе такого переноса на терапевта прошлых, но сильных чувств, можно обсудить все сложности общения с тем другим человеком, потому что терапевт не будет реагировать как тот другой - у него иная задача. И перенос тоже меняется в процессе терапии, но не за счет узнавания психотерапевта, как человека, что обычно происходит в дружбе, а за счет ослабления перенесенных чувств - укрепления способности видеть за переживаниями человека, таким какой он есть.

Еще один компонент, который меняется в процессе терапии - это сопротивление или работа защитных механизмов. В психоаналитической теории защитными механизмами называются такие усвоенные действия (паттерны поведения), которые автоматически срабатывают в тот момент, когда мы чувствуем явную или мнимую угрозу столкнуться с неприятными переживаниями. Таким образом мы избегаем тревогу - как фактическую, так и страх показать другим свои настоящие чувства - злость, стыд, вину и так далее. Защитные механизмы складываются постепенно в процессе нашего взросления - мы как бы им учимся на примере окружающих, обычно родителей или других значимых близких, людей. Если родители редко обращают внимание на взросление ребенка, то ребенок научается только нескольким способам справляться с переживаниями и начинает их применять везде и всюду, где надо и где не надо, а из-за этого возникают конфликты в отношениях. Задача во время психотерапии - это расширить ваш репертуар защитных автоматических механизмов, а лучше - сделать поведение осознанным, где автоматизма станет меньше. Сделать поведение более гибким - пробовать новое, узнать почему так закрепились прошлые действия и ведут ли они на самом деле к чему-то хорошему. 

Всем известный пример - начальник накричал на отца семейства, отец накричал на мать, мать на сына, сын на кошку. Так работает защитный механизм - замещение. Вместо того, чтобы отцу ответить начальнику, если это возможно, или выплеснуть пар иным способом (эффективным), отец заменяет объект злости другим человеком - тем, кому сложнее ответить. Любому в этой цепочке достаточно заметить и отреагировать иным образом, но в силу сложившегося опыта и закрепленного автоматизма, сделать это самостоятельно сложно. Всегда найдется то, чем мы не довольны в отношениях, поэтому кажется, что эта ссора никак не касается того, что произошло ранее. 

Обращаю внимание - эмоции не конкретны, в них не заложенного ценного смысла и конкретной фразы - это более древняя, появившееся до мышления, сигнальная  система и поэтому она не рациональная. Скопившийся эмоциональный заряд может выплеснуться самым разным способом. 

Подытожим. В процессе терапии меняется - 1. Внутренний мир или репрезентация внешнего мира, призма через которую мы смотрим на мир - то как мы относимся к жизни, то как чувствуем и переживаем события; 2. Внутриличностные конфликты - противоречивые, трудно разрешимые установки, ограничивающие наше поведение; 3. Взаимоотношения с окружающими, в следствие разрешения внутриличностных конфликтов, проработки защитных механизмов и работой над конкретными проблемами. Все эти изменения происходят одновременно и постепенно, так как одно изменение вызывает другое.

И нередко из-за этого процесс терапии затягивается. Но вовсе необязательно проработать все свои конфликты и установки. По сути, процесс терапии сводиться к тому, чтобы уловить принцип осознанности, вырастить и укрепить внутри себя миниатюру психотерапевта - свою самостоятельную часть - научиться замечать как эмоции и прошлый опыт влияют на отношение к жизни, научиться разрешать внутренние конфликты, научиться строить адекватные, комфортные взаимоотношения. 

Я описываю процесс изменений в терапии с точки зрения психоанализа, используя его язык: внутренний конфликт, перенос, защитные механизмы - это специфические термины. Однако, пусть другие виды психотерапии используют другие слова, суть работы остается одинаковой. 

*Статья основана на книге "Принципы психоаналитической психотерапии. Руководство по поддерживающему экспрессивному лечению" Лестера Люборски

P.S.: Если вам понравилась статья, то не забудьте нажать функцию "сказать спасибо". Спасибо увеличивают вероятность появления дальнейших статей. 



Просмотров: 365
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Изменения в процессе работы с психологом: "Плюсы" и "Минусы"
  • "Ты очень красивая сегодня!" О риске быть Живым в процессе психотерапии: случай из практики
  • Меняется ли опыт человека в процессе психотерапии?
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Роль "нравственного иммунитета" в процессе конструктивной социализации личности
  • "Внутренний ребенок" в ситуации терапии
  • Работа с "эвокативными объектами" по Э.Уильямсу в супервизионном (интервизионном) процессе
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Существует ли "внутренний" мир? И отделим ли он от мира "внешнего"?
  • Про внутренний хороший объект, взращиваемый в процессе терапии.
  • "Отшелушивание" запроса клиента в процессе формулирования терапевтической цели.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "А внутренний ребенок кричит вам:" Я есть!"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • В "процессе" встречи с Собой.
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Со мною вот что происходит..." Меняется ли с успехом ваше окружение?
  • Внутренний ребенок тоже "в счет"!
  • "Почему моя жизнь не меняется? Хотя я читаю книги, прохожу тренинги и много развиваюсь?"
  • "Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей свое хорошее настроение" Спиноза
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • Фрагмент работы с зависимостью. Интеграция метода "песочной терапии" в терапевтический процесс
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь