|
Работа с "эвокативными объектами" по Э.Уильямсу в супервизионном (интервизионном) процессеАвтор статьи: Шевелёва Елена Витальевна
Песочная sandplay терапия начала своё формирование еще в 1920 годах. Основательницей этого терапевтического аналитического направления является Dora Kalff, опираясь на базу аналитической психологии К. Г. Юнга. Как и в любом методе формирования профессиональной идентичности и продуктивности специалиста-психолога, необходим определенный формат профессиональных встреч повышения профкомпетентности работы психологов, работающих в конкретном методе. Для Казахстана, метод песочной терапии, а именно sandplay терапии, только берет начало кристаллизации из хаотического применения технологий sandplay в профессионально-упорядоченное сообщество, с системным профессиональным развитием и профессиональной поддержки психологов песочной терапии. В этом «кооцерватном бульоне» процесса становления sandplay-психологов, полезным оказалась организация Интервизионной sandplay группы. (Алматы, Казахстан). Чем отличается интервизионная группа от супервизионной? На интервизионой группе, все участники имеют равный профессиональный статус и квалификацию, присутствие аккредитованного супервизора не обязательно. В остальном, курируя данную группу, в организации работы я придерживаюсь правил и принципов супервизионной группы, что обеспечивает сохранность внутриличностных границ и внешних, для обеспечения сохранности Специалистов и выполнения запроса Специалиста на профподдержку и помощь. В работе интервизионной группы, предлагаются и используются различные техники интервидения. Есть авторские наработки, есть потрясающие инструкции приобретённые на семинарах различных преподавателей sandplay и супервизии. Особенно хотелось бы выделить технологию работы с "эвокативными объектами", которая продуктивно сочетается с песочной терапией, а именно в супервизионном (интервизионном) процессе. Процесс всегда захватывает (в лучшем смысле этого слова), ну а так как любая супервизия или интервизия, прежде всего, нацелена по помощь Специалисту, появилось желание немного поговорить об интерпретациях. Суть работы с «эвокативными предметами», как их называет Энтони Уильяммс, состоит в том, что Специалиста на супервизии, после представлении случая, просят найти в коллекции миниатюрных фигур подходящих персонажей или предметы и выставить это на поверхности (доске – Э. Уильяммс). Далее идет работа Супервизора. В своей книге, Э. Уильямс призывает нас к тому, чтобы не искушаться первыми интерпретировать композиции (что очень созвучно с принципами песочной терапии), а дать возможность Специалисту самому, осознанно проникнуться в суть того, как он видит ту ситуацию по представленному случаю. При визуальной работе супервизор ( или участники интервизии) принимает вещи в их буквальном значении или в соответствии с интерпретациями объектов и паттернов, сделанными супервизируемым (Специалистом, участником интервизии). «Если бы супервизор вмешался в творческий процесс,<>и принялся "помогать", проясняя или изменяя картину, это привело бы к потере подлинности и откровения нового». Анна Фрейд (1950) указывала на опасности преждевременной интерпретации, которая "гильотинирует" развертывающийся бессознательный процесс. Диалог утрачивается. Таким образом супервизируемого (Специалиста, участника интервизии) именно спрашивают, а вовсе не говорят ему, почему, выбрана такая-то фигурка, и глубинный смысл его опыта мало комментируется. "Метод действий" (по Э. Уильяммсу) Супервизора (или участников интервизии) после того, как визуальная картинка построена, состоит в задавании вопросов с позиции «наивного любопытства»: "Если ты передвинешь вон ту фигурку, что будет?"; "Как ты понимаешь свой выбор льва для изображения самого себя?", "Как ты думаешь, почему ты поместил себя между твоими клиентами: мужчиной и его женой?". Чем проще и наивней вопросы, тем лучше, пишет Э. Уильяммс. Символы ничему не равны; именно поэтому их преждевременная интерпретация столь разрушительна. Чтобы "погрузиться" в переживание, нужна определённая рассеяность, мечтательность. При работе с объектами на символическом уровне каждое новое перемещение развертывает веер новых возможностей, "точно также, как в живописи мазок на холсте внушает следующий мазок". (Siegelman,1990). Люди, находящиеся внутри системы, приводящей их в замешательство, редко бывают способны видеть всю систему. Они не видят себя как часть системы, в которой имеется проблема, и поэтому обвиняют либо остальную часть системы, либо себя. Именно из-за неспособности видеть всю систему целиком они попадают в тупик; более объемлющая картина, например, на визуальном уровне-может им помочь. «Супервизор и обучаемый (участники групповой супервизии, интервизии), словно птицы парят над фигурками, где важнейшее из того, что они видят, - это тени их самих." А именно в Тени скрывается огромный потенциал возможностей, которые еще предстоит раскрывать и принимать. Хотелось бы отметить, что данная тема, мной только разрабатывается, и почва для исследований имеет место. Информация, представленная выше, применима к песочной терапии в целом... и другим видам терапии, работающим с сиволикой воображения клиента. Использованная литература: Уильямс Э. Вы – супервизор…Шестифокусная модель, роли и техники в супервизии.-М.: Независимая фирма «Класс», 2001
Шевелёва Елена, аналитически ориентированный психолог, sandplay-терапевт, педагог-психолог высшей категории, аккредитованный полимодальный супервизор (ППЛ)
"Мастерская Психологической Практики Елены Шевелёвой" подписаться на новости Член The Association for Sandplay Therapy (MAST, USA), Ассоциации психологов РК, Действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ППЛ) Куратор модальностей "Песочная терапия" и "Психодиагностика и психотерапия детей и подростков" в Казахской Ассоциации Психологов и Психотерапевтов (КАПП)
И к слову, сейчас для тех кто живёт в Алматы - вы всегда можете присоединиться к интервизионной группе позвонив или написать в What'sapp по телефону +7 777 239 01 11
Начать обучение интегративной песочной терапии можно 1 ноября 2015 года в Алматы.Смотреть программу семинара и отзывы Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|