|
Ретравматизация клиента в процессе психотерапии.Автор статьи: Чернышева Ульяна Владимировна
Психологическая травма стремится к повторению. Но не для того, чтобы причинить себе боль, просто таким способом чаще всего человек стремится решить "нерешенную задачу". Сделать то, что не получилось сделать в прошлой истории. И чаще всего, такой человек травмируется снова и снова, потому что способ действий он не меняет. Этот процесс называется "ретравматизацией". Пример. Девушка, пережившая насилие в отношениях со статусным мужчиной, снова знакомится со статусным мужчиной и унижает его - еще сильнее, чем в прежних отношениях - в итоге - вторая травма - снова насилие. Чаще всего, такой процесс попыток "самоисцеления" с помощью повторного погружения в травмирующую историю происходит бессознательно. Клиенту сложно себя остановить, когда он уже погружен в этот процесс, описывая это, клиент говорит: "меня словно тянет к таким" - ситуациям, отношениям и т.д. Именно поэтому психотерапевту при работе с клиентом не нужно сразу входить в травму. Нужно научиться соприкасаться с травмой, но не входить. Умение останавливаться вовремя, не затягиваться в "воронку травмы" - это первый навык при работе с травмой. Этот же навык постепенно развивается у клиента. Однако, ретравматизация клиента может происходить и в процессе психотерапии, при рассказе клиента о произошедшем. Как это происходит? Чаще всего после травмы есть еще "довесок" в виде реакции окружения. Если бы клиент нашел достаточную поддержку в своем окружении - то и травма не формируется, а становится опытом. Поэтому при рассказе клиент может быть уже "настроен" на определенную реакцию терапевта, может "бояться" ее и, в то же время, ждать этой реакции от собеседника, а также провоцировать ее своим поведением. Пример. Клиент, который не полчил поддержки в сложной ситуации от своей мамы, рассказывает историю так, словно ему и не нужно этой поддержки сейчас, словно "ничего страшного не произошло". Получая уже "знакомую" реакцию от терапевта (или интерпретируя внутри себя ее знакомым способом), клиент травмируется повторно. Собственно, ретравматизация при рассказе клиента - это результат его непонимания ответа терапевта и "приписывания" терапевту тех ответов, которые уже были в опыте клиента. В каких случаях это происходит? 1. Если рассказ происходит на фоне неясных или неустановленных отношений - то есть реакции терапевта могут быть неправильно поняты клиентом и нет возможности их прояснить (у клиента нет навыка прояснять, нет достаточно устроенных отношений с психотерапевтом, в которых уже принято переспрашивать и прояснять непонятное). 2. Если нет достаточного количества времени на рассказ о травмирующем событии и на отклик от терапевта. Психотерапевту при работе с травмой нужно быть уверенным, что есть достаточно времени на рассказ, что если рассказ будет остановлен из-за нехватки времени, клиент воспримет остановку не как враждебность или непонимание, а также психотерапевту нужно быть уверенным в том, что клиент вернется в следующий раз и продолжит начатое. Поэтому я против "спонтанных" рассказов клиента о травме в первые сессии - если только это не травматичное событие, произошедшее "вчера" (буквально за день до психотерапии) - экстренная психотерапия имеет свои законы. Итак, если нет времени на ответ терапевта - клиент остается без "опоры", без ясного понимания отклика терапевта. В этом случае клиент может только фантазировать о том впечатлении, которое произвел его рассказ на терапевта. А фантазии клиента обычно основаны на прошлом опыте - и здесь снова возникает риск ретравматизации. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|