|
Методы психотерапии которые я использую в работеАвтор статьи: Зиганшин Владимир Владимирович
Транзактный анализ Жизнь каждого человека наполнена разными событиями. НЕ все события становятся для нас приятными сюрпризами. В ситуациях тревоги, волнения, каждый из нас начинает себя вести по-своему. Кто-то начинает себя подгонять, требовать собраться и следовать «правильному» плану действий, критикует и понукает, кто-то впадает в отчаяние, кто-то просит о помощи, кто-то себя жалеет, кто-то оценивает ситуацию и ищет наилучший выход, разбираясь с последствиями по мере их поступления. Часто эти состояния меняются, противореча, друг и другу и все-таки уживаются в одном человеке, создавая хаос в мыслях и чувствах, и тормозя поступки. Сталкиваясь с такими внутренними противоречиями и их последствиями, имеет смысл прибегнуть к помощи психолога. Консультация специалиста позволяет оценить степень и глубину проблемы, а так же подходящий для данного конкретного случая подход и метод. Один из часто используемых в подобных ситуациях методов является транзактный анализ. Транзактный анализ - это метод, построенный на модели восприятия психики, описанный Эриком Берном. В основе данной модели лежит представление о том, что каждый из нас, является носителем трех Эго-состояний, которые взаимодействуют друг с другом и с окружающим миром. От качества этого взаимодействия зависит наше отношение с собой , другими и окружающим миром. Три Эго-состояния это : Родитель – копилка всех правил и долженствований, предрассудков и кодексов поведения. Закладывается с раннего детсва реальными родительскими фигурами. Может нести на себе функции внутреннего критика, внутреннего защитника, помощника в самоструктурировании. Отвечает за то, что мы «должны» или за то, что нам «полезно» Взрослый – незамутненный внутренним влиянием делатель. состояние . «Взрослый» адекватно реагирует на создавшуюся ситуацию, рационально оценивает происходящее и находит лучший вариант действия. Отвечает за наши возможности и действия, за наши «могу» и «буду» Ребенок –это эмоциональный фонд личности. Это состояние сохраняет память обо всех эмоциональных реакциях человека начиная с раннего возраста, дает живой эмоциональный отклик на происходящее. Желания и творческая реализация имеют корни именно из этого эго-состояния. То, во что сложились и как проявляют себя Эго-состояния, зависит от «жизненного сценария», который человек выбирает себе в раннем возрасте и которому бессознательно следует. Взаимодействие между Эго-состяниями называются транзакции. Работая с клиентом, мы - помогаем понимать и замечать переход из одного эго-состояния в другое, - совместно ищем способ замечать и поддерживать в себе «внутреннего ребенка» - исследуем иррацональные установки, препятствующие развитию, и помогаем найти то, что будет способствовать росту. - исследуем «сценарий» клиента и способы выхода из него -учимся анализировать свои и чужие транзакции, чтобы лучше понимать скрытие мотивы, способы попадания и выходов в «ловушек». Как результат работы в данной методике: -повышение удовлетворенности качеством жизни -повышение эмоциональной компетентности -улучшение коммуникативных навыков Данный метод используется в практике индивидуального и семейного консультирования, а так же в групповых тренингах . Литература по данной теме: Эрик Берн «Игры , в которые играют люди. Люди , которые играют в игры» Клод Штайнер «Сценарии жизни людей» Мэри и Роберт Гулдинги «Терапия нового решения» Психоаналитическая психотерапия Данный метод рожден из теории и практики психоанализа, разработанной Зигмундом Фрейдом, и нашедшем свое развитие у многих соверменных психотерапевтов, таких как Микаэль Балинт, Дональд Винникотт, Мелани Кляйн и др. Данный метод позволяет работать с самыми разными видами психоэмоциональных расстройств от невротических до пограничных и психотических. Психоаналитическая психотерапия работает с фобиями, паническими атаками, неврозами,депрессиями, психосоматикой. Так же этот метод эффективен в случае повторяющихся неудачных отношений, неадекватной самооценкой, неконтролируемыми эмоциями. В основе метода лежит понимание того, что человеком часто руководят бессознательные влечения, установки, убеждения. Наша психика структурирована так, что многое, что сложно было понять и пережить имеет свойство вытесняться. Однако вытесненное не является утерянным. Оно остается и влияет на наши последующие жизненные решения, приводя к заблуждениям, ошибочным с нашей точки зрения действиям, повторяющимся и порой ранящим решениям. Однако все эти ошибки имеют свой смысл и значение для того, что скрыто в бессознательном. Много из того, что остается незмеченным, является еще и неоплаканным и неотпущенным. В бессознаетльном часто кроются наши обиды, наша боль, наши страхи. И пока они не выпущены наружу, они живут и влияют на нас. Вспомнив, соприкоснувшись с этими тяжелыми чувствами появляется возможность наконец пойти дальше, попрощавшись с тем, что так долго отравляло нам жизнь. Метод позволяет переводить бессознательное в осознанное. Важным материалом для работы являются свободные ассоциации, фантазии, сновидения клиента. Клиенту предлагается говорить все, что приходит ему в голову, стремясь избегать цензуры. Это позволяет прийти к пониманию, что в нас нет лишних мыслей, реакций, эмоций. Все они имеют свое место, свой смысл и только будучи увиденными, замеченными, ими можно начать управлять Результатом работы становится: - ощущение большей включенности в жизнь - умение находиться в «здесь и сейчас» - умение поддерживать и доверять себя - умение более полно и безопасно выражать свои эмоции Литература по теме: Зигмунд Фрейд «Психопатология обыденной жизни» Микаэль Балинт «Базисный дефект» Дональд Винникотт «Игра и реальность» Ирвин Ялом «12 терапевтических новелл»
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|