Метод "Позитивная психотерапия". Краткосрочный метод.

Метод Позитивная психотерапия Краткосрочный метод



Автор статьи: Логинова Ольга, психолог по позитивной психологии

В свое время я обучалась этому методу. Могу сказать, что метод хорошо помогает в работе с клиентами, которые находятся в трудной жизненной ситуации, потеряли веру в себя. Но всегда есть НАДЕЖДА. 

Итак поговорим об этом методе. Основоположником метода "Позитивной психотерапии" является немецкий психотерапевт, профессор Носсрат Пезешкиан (1933-2010).  Этот метод относится  к краткосрочной психотерапии.

Позитивная терапия направлена на то, чтобы человек, опираясь на свои внутренние ресурсы, смог решить возникшие проблемы, а в дальнейшем поставил перед собой новые цели и шел к ним.

В наше время это особенно актуально. Так как коронавирус внес целую цепь актуальных проблем для ряда людей, но не для всех.

Это ряд ограничений, потеря работы, сокращение зарплаты, для заболевших – потеря здоровья и т.д. Одни проблемы тянут за собой другие проблемы. В том числе и семейные.

Важная составляющая «Позитивной психотерапии» – это Надежда, Вера в себя, сбалансирование внутреннего состояния.

Под воздействием внешних событий, например, смена места работы, смерть близких и других травмирующих факторов, формируется Актуальный конфликт.
По Пезешкиану существует еще и Базовый конфликт, который формируется еще в раннем возрасте при взаимодействии со своей родительской семьей.

Актуальный и базовый конфликты находятся в тесном взаимодействии.

Н. Пезешкиан утверждал, что возникновение конфликтов у клиента связано с постоянно повторяющимися нормами поведения, которые он назвал в свою очередь актуальными способностями. Всего же по Пезешкиану существует 24 актуальные способности. По ним он создал свой тест. Тест интересен в сравнении как с ответами самого клиента, так и с ответами этого же клиента относительного другого человека, с кем он находится в конфликтных отношениях.

К актуальным способностям относятся: любовь, сексуальность, уверенность, сомнение, терпение, надежда, аккуратность, чистоплотность, контакты и т.д.

Для преодоления межличностных конфликтов он предложил пятиступенчатую терапию, которая делится на этапы (ступени):

  1. Наблюдение/ дистанцирование;
  2. Инвентаризация;
  3. Ситуативная поддержка;
  4. Вербализация;
  5. Расширение системы целей.

На первой ступени рассматриваются все стрессовые ситуации, которые проблематичны для человека на данный момент времени. В случае необходимости для более полного понимания ситуации рассматриваются все значимые события в жизни человека. Длительный стресс может привести к депрессивному состоянию. Поэтому идет анализ и проработка этих событий.

На второй ступени речь идет о способе преодоления стресса и конфликтов, которые человек не мог решить за последнее время. Чаще всего это проблемные отношения, к которым можно отнести партнерские отношения, взаимоотношения между начальником и подчиненным, отношения между коллегами по работе, детско-родительские отношения и т.д. На этом этапе с человеком обсуждаются 4 формы переработки конфликтов. Прежде всего, выясняют формы реагирования клиента на конфликтную ситуацию: прослеживается взаимосвязь между психологическими проблемами и физиологическим проявлением, анализируют причины, которые привели к болезни. На этом этапе исследуют удовлетворенность и степень реализации своих потребностей в сфере профессиональной деятельности, каким образом осуществляются межличностные отношения, какие планы строит клиент на будущее.

Для лучшего понимания поведения человека в настоящем, обращаются к его прошлому опыту. Выясняют, какие отношения у клиента были с родителями и другими членами семьи. Какие отношения были между родителями, каким образом они выстраивали свои отношения с другими людьми, каковы жизненные ценности и убеждения родителей. Как они соотносятся с жизненными ценностями и убеждениями самого клиента. Основной целью терапии становится выявление причины возникновения конфликтов и способы решения проблемы.

На третьей ступени выясняется, каким образом клиент и его семья справлялась раньше с возникающими проблемами. Что способствовало разрешению конфликта. Какие внутренние или внешние ресурсы были использованы для преодоления трудностей.

Как один из примеров, как родительская семья преодолевала кризисы в стране и в своей жизни в частности. Как приходилось менять образ жизни, профессию и т.д.

На четвертой ступени конкретизируются те конфликты, которые не проработаны или неосознаны клиентом. Психотерапевт вместе с клиентом выявляет основной конфликт и анализирует  его и совместно с человеком вырабатывает новую стратегию поведения в создавшейся обстановке. Идет формирование нового поведения для прохождения кризисов и преодоления конфликтов.

На пятой ступени определяются новые цели, жизненные планы на ближайшее будущее. Здесь тоже вырабатываются новые способы поведения для улучшения своей жизни. Терапевт помогает клиенту сформулировать конкретные шаги для достижения своей цели. Это могут быть планы не только на ближайшее время, но планы долгосрочные на несколько лет.  От одних целей идем к другим целям, а может к цели всей жизни. Однако это не значит, что эти планы нельзя будет в дальнейшем корректировать в зависимости от ситуации. Важно показать как формировать цели и их достигать. Как выстраивать приоритеты в Целях. Может, чтобы достигнуть главную цель, нужно добиться более мелких целей, которые являются промежуточными при достижении основной цели.

Надо понимать, что все пять ступеней находятся в постоянном взаимодействии и здесь нет четкой границы между ступенями. Иногда есть смысл подумать о целях уже на первой встрече в кабинете психолога или психотерапевта. Поддержка клиента нужна на всех этапах терапии. Кроме того терапия уже начинается, как только человек решил что-то изменить в своей жизни, осталось только проанализировать прошлый опыт и найти новые решения, при необходимости сформировать новое поведение для лучшего взаимодействия с окружающими и научиться чувствовать свое тело, научиться лучше распределять свое время, которое тратится на контакты, работу, на себя (отдых, физическая нагрузка, творческое развитие и т.д.)

В ходе  психотерапии Н. Пезешкиан использовал Висбаденский опросник, состоящий из 85 вопросов и Дифферинциально-аналитический опросник (ДАО). 

Кроме того Н. Пезешкиан разработал вопросники по каждой актуальной способности и вопросы, связанные с анализом актуальных и базовых конфликтов.

По Пезешкиану существует четыре реакции на конфликт: "бегство" в сферу "тело", "бегство" в сферу "деятельность или уход от деятельности", "бегство" в сферу "контакты или изоляция", "бегство" в сферу "фантазия". Все это анализируется в ходе психотерапии.

Для лучшего понимания метода рекомендуется изучить книги Н.Пезешкиана. Достаточно полно о методе говорится в книге Пезешкиана "Психосоматика и позитивная психотерапия". 



Просмотров: 513
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"
  • Три причины "Плохих" конфликтов в вашей жизни и Выход из них
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Пять признаков того, что отношения умерли или находятся в "коме"
  • "Кто я?", "время ускорено", и снова цели... цели...
  • "Отшелушивание" запроса клиента в процессе формулирования терапевтической цели.
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Конфликт между "Хочу" и "могу"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Будущее, которое не пугает, а радует! Или "Как стать хозяином своей жизни?"
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь
  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Почему мы "влетаем" в отношения "на всех парусах"
  • Никогда никого не вините в своей жизни, себя тоже. Самые "виновные".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Почему бегство не помогает?" или "Мандала существования"
  • Разница между "прилагать усилия" и "заставлять себя"
  • Личностные причины возникновения конфликтов типа "личность-группа"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Всем ли приходится постоянно преодолевать себя? Роль "надо" на пути достижения цели.
  • Техника "Достижение цели" в стиле арт. ("коллаж желаний+интеллект-карт")
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Сказка-упражнение "про зАмок". Метафорично про свои границы и отношения с другими.
  • Как "проработанность в своей травме" помогает в жизни?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь