Способы работы с сопротивлением в процессе консультирования

Способы работы с сопротивлением в процессе консультирования

В процессе психологического консультирования психолог часто  сталкивается с проявлением сопротивления со стороны клиента.  Именно сопротивление лежит в основе невидимого, но ощутимого барьера между психологом и клиентом, который не позволяет  хоть как-то продвинуться в направлении решения любого рода задач.  Поэтому для любого практикующего психолога важно владеть знанием о сопротивлении, формах его проявления и способах  работы с ним или обхода.

В современной психологической литературе можно найти достаточно информации о формах проявления сопротивления в процессе психологического консультирования, но, к сожалению, недостаточно освящены способы работы с сопротивлением  в процессе  психологического консультирования. Описания способов работы  с сопротивлением  разбросаны в различных источниках и  в целом представляет собой не систематическое описание собственного опыта практикующих психологов или частных решений в конкретных трудных консультативных ситуациях. Исходя из выше сказанного, цель данной статьи рассмотреть способы работы с сопротивлением, разработанные в различных направлениях  практической психологии.

            Сегодня под  сопротивлением принято понимать способы защиты клиента от внутренней тревоги, осознания внутренних конфликтов и т.д., проявляющиеся в  процессе работы психолога с клиентом.

Самюэль Глэддинг указывает, что «сопротивляющийся клиент - это участник консультирования, который не имеет желания перемен или оппозиционно настроен в отношении перемен.  Таким образом, сопротивление  можно  определить как общее понятие для обозначения всех защитных стратегий клиента, которые противодействуют достижению терапевтической цели,  снятию (или ослаблению) внутриличностного конфликта в процессе консультирования, т.к. оно предполагает болезненные переживания.

            Сопротивление может проявляться в   следующих формах:

1) простое заявление «я не знаю»;

2) молчание пациента, его поза, аффекты (злоба, упрямство, стыд и т.д.), избегание некоторых тем, пропуски сеансов, утверждение, что «есть темы, о которых не хочется говорить»

3) уход в разговоре от  определенных областей;

4) рационализация, сомнение. Например, клиент на все может говорить односложно, повторяя одно или два слова: «Не знаю», «Ничего в голову не приходит»;

5) доведение  правил установленных психологом или методов терапии   до абсурда;

6) «интеллектуальной оппозиции» - использование различных аргументов в качестве оружия для дискредитации терапевта, его теории, работы;

7)  клиент с радостью все принимает, выполняет все упражнения, следует всем инструкциям, а результата нет. В основе подобного факта лежит убеждение «Это все очень мило и интересно, но я не верю в это, а пока я не верю, это не повлияет на меня» и т.д.

Разнообразие форм проявления сопротивления  показывает, что сопротивление может проявить себя в любой момент консультационной работы. Не редко   сопротивление  может обнаружить себя уже на первой встречи.

В психологической практике начинающий психолог, сталкиваясь с данными проявлениями феномена сопротивления, не всегда  знает, что с этим делать. Часто можно наблюдать картину, что психолог,  сталкиваясь с сопротивлением клиента,  начинает обвинять клиента в нежелании сотрудничать, тем самым, рационализируя собственное не умение. Таким образом,  формируется миф, что сопротивление опасно и что   с ним надо бороться.

Для снятия сопротивления можно использовать  технологии  понимающего общения, подстройки и ведения параллельно со следующими способами работы с сопротивлением:   

1)   разрешение – психолог разрешает клиенту проявлять симптомы;

  • предвидение рецидива– психолог  предвидит, что симптомы клиента появляются вновь;
  • изменение пропорций – психолог  провоцирует клиента на усиление симптомов, ибо относится к ним серьезнее, нежели сам клиент;
  • переопределение – психолог заново определяет или интерпретирует симптоматическое поведение, придавая ему позитивное значение;
  • практика – психолог  просит клиента усовершенствовать и обогатить симптоматическое поведение.
  • Переформулировка – придание симптому нового (позитивного) значения.     
  • Стратегия сдерживания – рекомендации медленного темпа проведения изменений или запрещение изменений. Применяя эту технику, авторы  говорят клиентам: «Не пытайся измениться быстрее, нежели ты можешь». «Зачем тебе изменять то, что и так функционирует».

Наиболее оптимальная стратегия при работе сопротивлением в начале консультационного процесса  может быть построена следующим  образом. 

Для начала, попробуйте себя поставить на место клиента и понять, прочувствовать, посмотреть на сложившуюся ситуацию его глазами. Это позволит психологу разделить  занимаемую клиентом позицию или поведение и те интересы или потребности, которые удовлетворяются через это поведение, т.е. задача психолога  ответить на простой вопрос – от чего защищается клиент, чем именно вызвано его сопротивление. 

После того, как мы попытались понять, что стоит за сопротивлением, какие страхи или негативные ожидания могут быть у клиента, психолог может  начать интервенцию, начиная обсуждать  свои предположения с клиентом.

Таким образом, психолог,  вербализируя страхи клиента, высказывая свое видение их сотрудничества, создает контекст для доверия и снятия излишнего напряжения и сопротивления.

Конечно, мы не можем отрицать, что с одной стороны,  механизмы сопротивления тормозят консультационный процесс. Они мешают, а иногда даже просто не позволяют трудному подростку изучить, познать и изменить себя. С другой стороны, как отмечал З. Фрейд, говоря о сопротивлении, они являются дорожными знаками, указывающими направление нашего исследования.

 Для того чтобы оценить  силу желания к проведению изменений клиента, авторы парадоксальной терапии Д. Уикс, Л. Л’Абат рекомендуют дать ему домашнее задание. Если полученное задание будет выполнено, то парадоксальная интервенция не обязательна.

Таким образом,  на современном этапе развития психологической практики  разработаны  достаточно эффективные стратегии поведения  и техники работы с сопротивляющимися клиентами, причем само сопротивление не воспринимается как враг терапии, а наоборот, используется для получения позитивных изменений.  Хотелось бы отметить, что все описанные техники предполагают,  во-первых, умение психолога подстраиваться  и вести клиента,  и, во-вторых -  творческий подход самого психолога в решении поставленных практикой задач.

 

 



Просмотров: 934
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сопротивлением клиента в режиме онлайн консультирования.
  • Страх. Сопротивление – "краеугольный камень" клиента и работы психолога.
  • Как я работаю с сопротивлением клиента в терапии
  • Ресурсное состояние клиента в процессе консультативно-терапевтической работы
  • «Полицейский разворот» клиента в процессе работы над целью
  • Качество работы с психологом измеряется не ценой консультации, а силой изменений у клиента*.
  • Работа с сопротивлением клиента. Смысловые связи
  • Сопротивление клиента на консультации у психолога
  • Работа с сопротивлением клиента с помощью Метафорических Ассоциативных Карт
  • Неэтичность психолога и сопротивление клиента - где проходит граница?
  • Сопротивление у клиента в терапии
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Об ответственности клиента и психолога во время работы
  • Правила совместной работы психолога и клиента
  • Жестокость работы психолога или защитная реакция клиента.
  • Использует ли психолог клиента для решения собственных проблем? О созависимости психолога.
  • «Мне плохо, но меняться я не стану». 6 шагов работы с сопротивлением в терапии.
  • Особенности психологической работы с религиозными переживаниями психотического клиента
  • Как избежать сопротивления клиента
  • Сопротивление клиента
  • Сопротивление у клиента.
  • Сопротивление клиента.
  • Парадокс сопротивления - памятка для клиента
  • Формы сопротивления клиента на сеансе
  • Признаки психологического давления на клиента и манипулирования со стороны психолога.
  • «Хороший-плохой» психолог. Пособие по посещению. Беседа о сопротивлении и ответственности клиента.
  • Сопротивление клиента. Практическое упражнение
  • Сопротивление клиента или кто кого переиграет
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Этапы психологического консультирования. Часть 1: нормализация состояния клиента



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь