В процессе работы, каждый из Вас, уважаемые коллеги, так или иначе, сталкивался с сопротивлением клиента, которое возникает по разным причинам, но всегда с одной целью, с целью защититься от угрозы своему психологическому равновесию, возникающей в процессе терапии, не важно, реальной или надуманной клиентом угрозы. Противодействие терапии или лично психологу возникает, как правило, тогда, когда мы приближаемся в работе к болезненно воспринимаемой клиентом теме, часто теме взаимоотношений с родителями. Конечно же, никто не будет спорить с тем, что любая психокоррекционная работа нацелена на изменения, а любые изменения требуют усилий и часто влекут за собой выход из зоны комфорта, что пугает и, как следствие, напрягает клиента, даже если он знает, что пройти через это необходимо, он неосознанно сопротивляется грядущим переменам.
Любой человек, независимо от того, насколько он осознанно и мотивировано подошел к желанию измениться, проявляет противоречивые чувства в этом своём желании: с одной стороны он хочет и ждет изменений, с другой опасается и даже боится их.Изменение привычного взгляда на себя, своих близких, изменение реакций на события, происходящие в жизни, на взаимоотношения с окружающими, нарушение привычного образа жизни пугает и включает порой тормоз в работе (сопротивление).
Это противодействие со стороны клиента процессу психотерапии порой воспринимается самим клиентом как нечтомистическое, и мы можем использовать этот момент в работе, чтобы показать клиенту реальность происходящего. Когда человек имеет возможность убедиться в том, что возникшие, например помехи в работе Скайп, ничто иное, как его собственное сопротивление, он имеет возможность (благодаря своему психологу) убедиться в своем «могуществе». Вот в такие моменты мы и можем помочь своему клиенту осознать то, насколько сильна сила, ЕГО (клиента), мысли, если она — эта мысль, способна влиять на работу такой сложной системы как интернет.
За последние три года, когда большая часть моей практической деятельности проходит в режиме онлайн консультировании (процентов на 70), у меня сложился свой механизм в работе с сопротивлением, и я хочу сегодня им поделиться с Вами, мои дорогие коллеги. Буду искренне рада, если это кому-то из Вас поможет в Вашей работе в формате аудио или видео онлайн консультирования.
Когда в процессе консультации онлайн вдруг возникают помехи: зависает Скайп, ухудшается слышимость, возникает треск, речь становиться тягучей или обрывочной и т.д. не спешите к перезагрузке компьютера, обратите внимание на тему, с которой Вы работаете, на поведение клиента на сегодняшней консультации и т.д. Очень хорошо работает следующая техника: попросите клиента подойти к зеркалу, взглянуть себе в глаза и спросить себя «ЧЕГО Я БОЮСЬ?», после такого вопроса, если клиент всё сделает правильно, работа продолжится без помех и всё пойдет своим чередом. А клиент поймёт, насколько он может изменять окружающую действительность силой своей мысли, своих желаний. Вы не поверите, но после такой поддержки клиента и его осознания своей значимости, работа с ним превратится в праздник для вас обоих, и для клиента и для Вас.
Возможно, кто-то из Вас, мои уважаемые коллеги в процессе работа онлайн пришел к подобным выводам и способам решения проблемы сопротивления (либо чего-то другого) и, готов поделиться своими наработками, буду очень Вам признательна. Пишите в своих комментариях на мою статью, делитесь своим опытом и
ЖЕЛАЮ ВСЕМ УДАЧИ!!!