Работа с сопротивлением клиента. Смысловые связи

 Работа с сопротивлением клиента Смысловые связи

Клиенту показалось, что распакованная в расстановке ситация - причина его симптома - не имеет к нему никакого отношения? Как понять – это сопротивление клиента правде или это несоответствие образа расстановки правде конкретной ситуации?

Единственным критерием истины образа расстановки (адекватности образа и его интерпретации) – является практический результат. Если мы что-то в образе расстановке заметили и как-то это назвали, и относительно этого сделали интервенции, после которых клиенту и заместителям полегчало, значит мы всё сделали правильно. Если мы "попали в яблочко", всё правильно обработали, то заместителю клиента и самому клиенту легчает.

Если мы что-то увидели, как-то это назвали, обозначили, и применили по отношению к этому определенные интервенции и ничего не изменилось – ни для заместителей, ни для клиента, значит мы не попали. Не попали в правду! Наши гипотезы, и интерпретации, а значит и интервенции на них основанные, не сработали. Значит произошло «притягивание ситуации за уши».

Если движение произошло, значит мы на верном пути. Если не произошло, значит целых 10 минут мы копали совсем не туда. Надо просто признаться в этом и изменить направление и форму поиска. 

Пример. Представление клиента о ситуации – это вершина айсберга, это то, что он осознает.
Может ли клиент осознавать всю реальность? Конечно нет! 
Может ли терапевт осознавать всю реальность? Конечно нет! 
Даже если взять фломастер в руку, для одних будет совершенно очевидно, что он с красным колпачком, а для некоторых других – будет казаться, что он белый. Красного колпачка они просто-напросто не видят. А что является истиной? Белый фломастер с красным колпачком. Реальность одна, а мнения людей различаются, и иногда существенно, вплоть до полной противоположности.

Метафора из книги «Воины сердца» Денаана Перри. Есть черный ящик с неизвестной никому истиной. Один человек тратит несколько лет жизни, чтобы просверлить отверствие и заглянуть в ящик и увидеть, что истина круглая и красная, а другой сделав тоже самое с другой стороны со всей очевидностью убедился, что для него истина – квадратная и зеленая. Получается, что у каждого из них своя правда, которая отражает только некую грань истины, но не охватывает её целиком. Всё ничего пока они не взаимодействуют в делах или в семье. Проблемы начинаются во взаимодействии.

При расшифровке образа расстановки для клиента всё еще сложнее. Информация может оказаться слишком новой, мало осязаемой, не с чем сравнить и сопоставить. И у нашего клиента может возникнуть стойкое сопротивление: «Почему я должен верить всей этой чепухе? Это вообще не про меня…»

По сути, это такое сопротивление, когда клиент не решается зайти к чёрному ящику с другой стороны, и посмотреть на истину происходящего с точки зрения группы независимых заместителей. Это своеобразная зашоренность мышления. Имеет право! 

Решение

Что является решением, способов преодоления сопротивления клиента, хоторый не хочет соглашаться с образом расстановки, и с его интерпретацией?

Решением является – проподнесение клиенту смысла этого образа так, чтобы ему было удобно эту информацию услышать, воспринять и обработать.

Если корову продавать так: «Мы молока не видали пока», её никто не купит. Если «Не выдоишь за день, устанет рука!» - такая корова нужна самому.

Например, если клиент крутит головой и не принимает информацию из образа расстановки и говорит: «Это не про меня», можно ему сказать: «Это информация из бессознательного. Ты этого не можешь знать и контролировать по определению. И это нормально. Просто посмотри на это. Просто прикоснись к этому. Возможно это расширит твоё восприятие реальности происходящего с тобой сейчас. Возможно это станет для тебя полезным...»

***

Иногда информация в расстановке приходит из неглубоких пластов бессознательного, она клиенту более или мене знакома. И её воспринять намного легче. «Да, мама именно такими словами ругала папу. Да, папа примерно такими словами маме отвечал! Очень похоже!»
Поэтому работу с клиентами-новичками дучше начинать  с тех слоев семейной системы, которая ему известна и знакома, о чем у клиента есть достаточно информации. С папы и мамы, братьев и сестер, например. 

Другими словами вместо анализа очень глубокой подводной части айсберга заняться анализом ситуации поближе к ватерлинии.

Таким образом, одним из приёмов упрощения расстановочной работы и преодоления сопротивления – начинать с родительской системы: папы, мамы, бабушек и дедушек, братьев и сестер и других членов семьи с которыми клиент общался непосредственно. В этом случае у клиента будет больший уконтакт с информацией из бессознательного, он будет узнавать знакомые детали и больше доверять.

И после того, как после нескольких сессиий, когда клиент доверится расстановщику, что тот адекватно воспринимает разнообразную информацию из разных слоев реальности, можно идти в те обрасти бессознательного, которые не изведаны и не хожены клиентом. Кредит доверия терапевту уже сформирован. И сам клиент к этому времени продвинут и прокачан, лучше чувствует энергии и поля.

***

Еще одна опора для интерпретаций образа – чувства. Детали сценария событий, произошедших в деалёком прошлом, как правило, не ясны, неочевидны. Письменных свидетельств не сохранилось. А чувства через образ расстановки нам доступны. Важно помнить, что сходные чувства могут возникнуть в связи с самыми разными ситуациями. Терапевт помогает клиенту логически увязать чувства и ощущения, выявленные в образе расстановке, с теме, заявленной клиентом в запросе.

И это всегда всего лишь тест, всего лишь проверка гиптез, а не окончательный вердикт.

В этом процессе мы всегда следуем за клиентом. Клиент всегда имеет право сказать «Стоп. Это не про меня. Я не могу с этим согласиться. В меня эта информация не входит, со мной это никак не резонирует».
Хорошо. Сейчас проверим другую гипотезу, протестируем другой вариант описания ситуации. Как вам такая версия?
"Вот это другое дело, - говорит клиент. - Вот теперь всё моё существо с этим резонирует, соглашается и принимает".  
Вот и замечательно. 

***

Один из самых простых приёмов помочь клиенту освоить клиенту информацию из бесознательного – это преподнести её ему в самом общем виде, без деталей. «Видишь, дорогой клиент, этому человеку не свободно, этому – плохо. А этому обидно. А этому наплевать». Нам не дано знать детали, в связи с чем это случилось. Но чувства из этой ситуации заметные. Давай с ними поработаем. 

***

Очень важно поддерживать хороший контакт (раппорт) с клиентом на протяжении всей расстановки. Ослеживать состояние клиента нужно внимательно и постоянно. Нужно буквально "держать руку на его пульсе".  Он реально сопротивляется или происходит что-то другое. И помогать ему освоить ту информацию, с которой он соприкасается в расстановке.

***

Искусство системной терапии – находить смысловые связи между тем, что человека беспокоит в настоящем и тем, что происходило в прошлом его рода, в биографическом опыте, в опыте прошлых воплощений. Иногда эта смысловая связь совершенно не очевидна. 

Иногда смотришь на расстановочное поле и не понимаешь. А где логика? А в чем смысл? Как тема, с которой пришел клиент, и которую мы исследуем в расстановке связана с тем, что нам открывается в расстановке в прошлом семейной системы клиента или в его биографическом прошлом.   

И одна из самых мощных интервенций, которую делает расстановщик для клиентов, и для всей группы – это фраза: «Я здесь ничего не понимаю!» 

В этот момент происходит маленькое чудо. Вся расстановка, как сказочная избушка на курьих ножках, поворачивается к расстановщику немного другим боком, показывает себя в ином ракурсе, акцентируя определенный важный аспект. «Теперь понятно?» Расстановка похожа на телевизор-трасформер, который в режиме 3D преподносит информацию.

Кроме того фраза: «Я здесь пока ничего не понимаю…» возвращает расстановщика в позицию скромного лидерства. Он перестает давить на клиента своим авторитетом и опытом, своими гипотезамии и предубеждениями, своими шаблонами. И клиент, и терапевт, и все присутствующие вновь погружаются в более чистый режим восприятия.

***

Почему клиент сопротвляется и не видит чего-то очевидного для группы и расстановщика?

Может оказаться так, что травма для клиента слишком массивная.
Если это военная травма массовой казни, энергия травмы – это энергия ужаса и страха сотен и тысяч людей. Часто человек не может выдержать прикосковения к этой травме даже по касательной. Что делать?

Один из вариантов работы с такой ситуацией - это уменьшить контакт клиента с этой громадой. И постараться расчленить её на маленькие кусочки, которые клиент уже может переварить. Или максимально дистанцировать клиента от образа травмы в расстановке. 

В работе с большими травмами группа является огромным ресурсом. Если хотя бы один человек из группы в состоянии посмотреть на что-то ужасное в истории рода или в биографии человека без оценок и страха, он становится громоотводом для заземления негативных энергий и ключевым ресурсом для успешного завершения всего процесса.

Иногда клиент не может заплакать и отпустить от себя негативную энергию, а терапевт (или кто-то из групппы заместителей и наблюдателей) спонтанно делает это вместо него и легчает всем! Вот только что был ураган тяжелых чувств, а через минуту нет его. Можно двигаться дальше!

***

Иногда ресурсом для безопасного взгляда на ситуацию в расстановке является дистанция, на которой находится клиент по отношению к гуще событий. Можно поставить рядом ресурсную фигуру – предка, телохранителя, и т.д.

В одной из расстановок девушка смогла посмотреть на ссоры родителей без ужаса только из смоделированной ситуации отдельной детской комнаты с запирающимся замком.

Одним из эффективных приемов обработки больших травм – это усадить всех заместителей и работать с одним заместителем «причины», распутывая клубок постепенно, а не разрубая его поперек.

***

Самая естественная причина сопротивления – элементарная усталость.

Если с многоаспектной причиной проблем, столкнулся человек подготовленный, то можно успеть за одну сессию обработать несколько причин. Для новичка, который видит всё это в первый раз, достаточно сделать один единственный шаг в сторону гармонизации. Всё остальное время уйдёт на расстановочный психологический ликбез. Главное в работе с новичком – не переборщить с нагрузкой.

Представьте себе такую ситуацию. Возвращается боец с Куликовской битвы. Кольчуга порвана, шлем помят, устал слегка. Но доволен победой. А ему говорят: «Слушай, тут через 5 минут Ледовое побоище намечается. Тебе слабо?»

Даже если он согласится – авторитет расстановщика высокий, может клиента и продавить – большого толку от него в бою не будет. И выходит такой клиент из второго эпизода усталый, с досадной головной болью. И какое у него после этого восприятие расстановочной работы как метода? Самое тягостное. Друзьям своим он расскажет: «Расстановка – это такая штука. Не для всех! Я долго собирался прийти. Наконец дошёл и сделал себе расстановку. Оказывается это так утомительно. Голова потом болит. И потом ощущения чужие долго по телу гуляют. Нет, больше не пойду». Захотели причинить клиенту-новичку больше добра за один раз, а получили антирекламу метода.

Поэтому золотое правило расстановщика – за одну сессию один хороший шаг, так чтобы клиент не устал, остался в ресурсе, и получил ощущение продвижения к цели.

Поэтому возьмите себе за правило. Если клиент ярко эмоционально отреагировал в расстановке свою проблемную ситуацию через плач, кашель, агрессию и т.д. –  в данной работе больше ничего делать не надо. «Дорогой клиент ты поработал на славу. На сегодня для тебя достаточно!» 

Если клиент настаивает на скорейшем продолжении – назначаем ему сессию на ближайшее время, но на другой день.

***

С удовольствием отвечу на любые вопросы:  

Прорабатывать актуальные запросы по скайпу - это полезно и приятно!   
тел. 8-905-565-66-55 скайп: yury2266880 
расписание центра "Ольвия" смотрите на сайте www.olvia-center.ru



Просмотров: 557
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • групповая арт-терапия "Плохой клиент-Хороший клиент"
  • Если клиент долгое время не делает успехов
  • Что сказать, если клиент бежит из психотерапии…
  • Если клиент не знает, чего хочет...
  • Что делать, если ваш клиент - перфекционист
  • Что делать, если клиент недоволен?
  • Что делать, если клиент м...чудак?
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Что делать психологу, если его дискриминирует клиент
  • "Когда клиент - не клиент психолога"
  • Если клиент лжет…
  • Как клиент может просить психолога укрепить негативную позицию
  • Системные расстановки: клиент, расстановщик и поле.
  • Если клиент отказывается продолжать терапию
  • Если клиент влюблен в своего психотерапевта...
  • Если клиент раздражает. Начинающим психологам.
  • Может ли клиент дружить со своим психологом?
  • Психологическая консультация: если клиент врет или фантазирует?
  • Мужчина-клиент и женщина-клиент в расстановках
  • Клиент всегда прав. Клиент всегда врет
  • Что клиент не может сделать сам?
  • Может ли клиент не прийти? (юмористическая заметка)
  • Как терапевт принимает чувства клиента?
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Если психолог себя не ценит, то и клиент не ценит психолога
  • Каких результатов может ожидать клиент от психотерапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь