|
Работа с историей клиентаАвтор статьи: Малая Ольга Александровна
«Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их – в том или ином виде» Хорхе Борхес. Каждый раз клиенты к нам приходят со своими историями. В них есть что-то общее и в них есть что-то особенное. На такие размышления меня вдохновило эссе Хорхе Борхеса. Я опираюсь на эту структуру в работе с клиентами и провожу мастер- классы с группами. Это позволяет в благоприятных условиях создать целостную картину события, жизни человека.
Техника работы с нарративом клиента
Нарратив – это повествование о том, что было, миг назад, минуту, месяц, год. Человек, так устроен, что первично воспринимает мир через ощущения, которые наполняются эмоциями. Потом появляются действия и мысли. Эмоции первичны и спонтанны. Это наш ответ на то, что нас окружает вокруг. Так формируется первое впечатление. В дальнейшем в похожих ситуациях и событиях мы обращаемся к первому опыту и действуем по уже знакомой нам схеме. Техника нарратива – это осознанное последовательное повествование о том, что произошло. Описание эмоций – это повествование о себе, о своих способах построения и прерывания контакта. Нарратив Повествование – тип построения речи, который содержит хронологическую последовательность каких-либо событий с детализацией наиболее важных фактов, связанных между собой одной темой. Текст имеет композицию, строится по определённому плану, имеет трёхчастную структуру – начало, середина (разворачивание мысли) и завершение.
Структура текста Повествование – композиция: начало – середина – завершение Начало – вступление - подготовка – открытие Середина - завязка – конфликт – кульминация – перемена Завершение - развязка – прояснение - заключение
Герои
Герой – персона сложная и многоплановая. Облик – внешний и внутренний. Внешний облик: Портрет – лицо, фигура; Одежда; Речь; Возраст; Профессия; История жизни; Ближайшее окружение. Внутренний облик героя складывается из: Мировозрение и этические убеждения; Мысли и привязанности; Вера; Высказывания и поступки. В каждой истории есть три слоя: - человеческий (героический) - социальный (когда она резонирует с большой частью социума) - и слой мифотворчества (глубины)
Четыре истории:
Поэма Гомера «Одиссея» повествует о долголетних и тяжких странствованиях по морям одного из главных героев Троянской войны – царя острова Итаки, Одиссея. Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который Долго скитался с тех пор, как разрушил священную Трою, Многих людей города посетил и обычаи видел... Когда Ясону исполнилось 20 лет, он отправился в Иолк требовать, чтобы Пелий вернул ему, наследнику законного царя, власть над городом. Своей красотой и силой Ясон сразу обратил на себя внимание граждан Иолка. Он посетил дом своего отца, а потом отправился к Пелию и предъявил ему своё требование. Пелий сделал вид, что согласен уступить престол, но поставил условием, чтобы Ясон отправился в Колхиду и добыл там золотое руно: ходили слухи, что от обладания этой святыней зависит благоденствие потомков Афаманта. Пелий рассчитывал, что его молодой соперник погибнет в этой экспедиции. О́дин одноглаз — оди́н свой глаз он отдал Мимиру, чтобы испить из источника мудрости. Подобное самопожертвование во имя мудрости — не редкость для Одина.
Схема написания истории
Путь героя
Дорога домой – возвращение
Пояснения: Изменение окружения, формы отношений, способа контакта – появление нового Смена мировозрения, системы ценностей Потеря старых способов контакта, отношений Новые ресурсы Новые границы Потеря прошлой жизни «до» Горевание Полезный опыт
Поиск героя
Пояснения: Идентичность (лат. Identitas, англ. Identity) — свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, ... Вивиеном Кассом – австралийский психолог Модель формирования сексуальной идентичности Идентичность формируется постепенно, другое — в том, что изменения в нашем поведении определяются нашим взаимодействием с социальным окружением. Оба эти представления находят объяснение в рамках концепции соответствия между образом «Я» человека, его поведением и тем, как они воспринимаются окружающими (Secord and Backman, 1961, 1964а, 1974). Когда соответствие между ними нарушается, человек должен найти способ восстановить нарушенное равновесие каким-либо иным способом.
Какой Я Я есть. У меня есть место. Потребности, желания, планы Привязанности: Значимые люди. Сообщества. Правила. Ограничения. Возможности. Сомнения. Сравнения. Конкуренция. Оценка. Принятие ответственности за свою жизнь.
Гибель Бога
Пояснения: Инициа́ция (лат. initiatio — совершение таинства, посвящение) — обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо социальной группы или мистического общества. Среди ритуалов перехода особое место занимают ритуалы инициации, или посвящения.
Любая история начинается с подвига, с преодоления препятствия. Мы рождаемся, учимся ходить, говорить и т.д. - это преодоление и это новые ресурсы и это история героя. Затем история о границах личных. Затем история об идентичности. Затем история об инициации. Вот такая история события из этапов. Так и складывается история жизни человека. Можно их игнорировать и застревать. Можно признавать и двигаться по жизни.
Литература: Эссе Хорхе Луиса Борхеса «Четыре цикла» Эссе – размышления А. Моховикова «Феноменология и гештальт – терапия» Лекции и книги Натальи Кедровой Лекции Данилы Хломова
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|