|
Кто я? Поиск идентичностиАвтор статьи: Галина Гавреева Лилами
КТО Я? Практика поиска идентичности Кто я. Сложный вопрос, не правда ли? Нас спрашивали: кто ты, как тебя зовут, кем ты хочешь стать... В детстве отвечать было проще: я мальчик, девочка, красавица, лётчик, космонавт, врач, солдат, учёный, художник, гонщик, актриса, певица, милиционер и пр. А где-то в юности вдруг эти же вопросы стали звучать очень остро, и мысли крутились соответствующие: “Да кто я, вашу мать??? И кто все эти люди???” И зачем всё это? (крик подростковой души, готовой к самопознанию и взрослению) Родители тоже подливали масла в огонь встревоженной души: «Тебе нужно понять, кем ты хочешь быть, выбрать вуз, выбрать профессию, определись наконец!» Часто они добавляли к вопросам свои страхи, надежды, истории из студенческой молодости. Хорошо, что в школе закладывают главное: мы – люди. (Надеюсь, вам это привили с детства, если нет – то признайте и примите это сейчас). И первое, что нужно усвоить и нести с собой по жизни: ты – человек! Не животное, не насекомое, не минерал и не газ. ЧЕЛОВЕК. Это великое слово состоит из двух старославянских корней: #чело (лоб, разум, воля) и #век (вечность, временная система, которая, скорее всего, бессмертна). И человек учится жить по-человечески, имея палитру чувств, муки совести, рефлексию, трудности выбора и создание культурного наследия. Дальше - сложнее. Гораздо сложнее. Теперь вопрос “кто я” имеет ответ – человек. И что дальше? А что это значит? Как это применять в жизни? И вот тут мы приходим к самому важному вопросу: а что ты за человек такой? Кто ты? В психологии есть огромный интересный раздел, который называется "Психология личности". В нём изучаются аспекты человеческого характера, темперамента, способностей, талантов, одаренностей, социальных ролей, а также теории личности в мировых школах психологии. Все эти темы, так и или иначе, дают развёрнутые ответы на вопросы о нашей идентичности. #ЭрикЭриксон характеризует идентичность как чувство устойчивости и непрерывности своего "Я", при этом в нём идут и многие процессы непрерывного изменения и развития. Индивидуальная идентичность означает сознание тождественности самому себе, непрерывности во времени собственной личности и связанное с этим ощущение, что другие также признают это. Идентичность — это состояние, идентификация — процесс его формирования. Наша идентичность непрерывна и подвижна. Другими словами, «Я – сейчас то-то, а потом – что-то иное, и всё это – Я». Мы коллективные существа, а значит, внутри нас много состояний, процессов, чувств, мыслей. Это так называемая соборность внутри каждого из нас. Наше “Я” многолико и разнообразно, хотя при этом едино как Бог. В разделе психологии смысла (#ДмитрийЛеонтьев_психологиясмысла) также был обнаружен интересный факт: как бы мы ни гнались за определением, что есть смысл сам по себе, и смысл какого-то явления, он будет ускользать. Так как он живёт. Течёт. Как завещал #Гераклит. То же и с чувством идентичности. Опираюсь я на то, что я человек, а дальше по обстоятельствам проявляю грани своих способностей, характера, знаний и умений, обучаюсь новому. Арнольд Минделл ассказывает о процессуальной психотерапии, которая основывается на текучести, изменчивости состояний и идентичностей в людях. Человек, по Минделлу - это сновидящее тело (dreambody), размером со Вселенную. Работая определенным образом с этим телом, мы как будто мы заглядываем в свой внутренний мир и встречаемся там с мифическими историями, уходящими в сказочные или в былинные дали. Это метафорический слой описания человека и один из ответов на вопрос “Кто Я?” Недавно читала книгу Ричарда Докинза "Эгоистичный ген", и там он описывает, что гены живут даже после смерти тела человека. Человека уж нет, а ген блондинки есть. ☺ И так со всеми генами, потому что они бессмертны, пока живёт человечество как вид. Теория жизни генов человека сближает нас с пониманием коллективного бессознательного, открытого К.Г.Юнгом, и очень художественно описанного Иваном Ефремовым в "Лезвии бритвы". Это я к тому, что наше Я безгранично. Но. Иногда нужно ставить рамки как опоры для осуществления поставленных задач. Я – отец. Я – мать. Я – безработный. Я – политик. Я – учитель. Я – продавец. Сейчас я публицист-журналист-писатель, так как изливаю мысли на бумагу, чтобы донести до читателей идею. А когда закончу писать, перестану быть писателем, стану читателем, прокрастинатором, поваром, дочкой, вязальщицей, матерью, женой, психологом, другом, партнёром и пр. На общепринятых социальных идентичностях строится общественный порядок. И в консенсусной реальности, (consensus reality) выражаясь терминологией процессуальной психологии Минделлов, все люди договорились называть явления и процессы определёнными именами. Поэтому мы существуем в мире как “члены общества”. А внутри нас – мировой океан возможностей, с помощью которых мы познаём и проявляем своё Я. И тут-то частенько встречают конфликты, барьеры. Не дают быть свободными. Процесс познания собственного "океана" увлекателен. Жизнь часто заставляет быть не тем, кем хотим, а тем, кем надо, чтобы общество продолжало функционировать, винтики продолжали крутиться. Но “винтиков” в такой системе много и они разные. Мы рекомендуем начать узнавать и раскрывать своё “Я”, чтобы ваш “винтик” смог успешно реализоваться.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|