|
Негативные эмоций. Причины возникновения и эффективные методы работы с ними.Автор статьи: Свердлик Дмитрий Яковлевич
Долгое время я задавался вопросом: «Почему при заметном росте благосостояния и уровня жизни человека (особенно в больших городах), мы день ото дня становимся все более и более напряженными и неудовлетворенными жизнью? Почему мы стали быстрее уставать? Все реже и реже бываем счастливыми? Почему все больше людей вынуждены обращаться за помощью к психологам?» Чтобы разобраться с этим вопросом, давайте рассмотрим функцию эмоций. Да простят меня теоретики, возможно я не смогу остаться в рамках канонических взглядов на эмоции... Если говорить обобщенно — эмоции условно можно разделить на две группы: позитивные; негативные. Знак и сила эмоции зависит от возможности получить необходимое количество того или иного вида «ресурса», необходимого нам (под ресурсом я здесь понимаю не только материальные объекты, но также все, что позволяет удовлетворять разнообразные потребности человека). Если мы будем более внимательными, то обнаружим, что эмоция — это реакция не на саму ситуацию как таковую, а на оценку ситуации (фактически — это эмоциональная оценка ситуации). Причем, данная оценка ситуации сугубо субъективная. Это предположение легко подтвердить. Представьте, что Вы идете по лесу в темноте и видите какой-то грозный силуэт. Вы пугаетесь, но стоит Вам включить фонарик и обнаружить, что это всего-лишь куст, Вы перестаете бояться и успокаиваетесь. Ситуация не изменилась — куст был кустом и до того, как Вы обнаружили, что же Вы видите на самом деле. Давайте рассмотрим из чего складывается оценка ситуации — это разница между предположением о количестве определенного вида ресурса и предположением о необходимом количестве ресурса. Получается, что оценка будет тем негативнее (а соответственно и эмоция), чем существующее между ними отрицательная разница. Осознав этот факт, мы достаточно легко можем ответить на вопросы, обозначенные в начале статьи. Для этого давайте понаблюдаем, что происходит с человеком, живущим в современном обществе потребления. По-сути, вся реклама и другие внешние информационные воздействия заставляют человека изменить предположения о необходимом количестве и качестве ресурсов, необходимых ему для гармоничной жизни и благополучия. Реклама «объясняет», что обычная машина — это уже не модно — если хочешь, чтобы тебя уважали — нужна машина бизнес класса. (Уважение также может рассматриваться как ресурс). Одеваться надо в бутиках, а то ты перестанешь быть в «тренде» и так далее... Таким образом, мы получаем чрезмерно сильно завышенное предположение о необходимом количестве и качестве ресурса, при этом наблюдается постоянный рост уровня ожиданий. Реальный ресурс среды при этом растет значительно медленнее относительно роста ожиданий. Человек, даже довольно состоятельный, уже просто не успевает соответствовать все возрастающим «требованиям» общества потребления. В итоге мы получаем увеличения частоты и силы негативных эмоций, как реакцию на данную ситуацию. Постоянно быть неудовлетворенным, человек быть не может. Неудовлетворенность, по-сути, является эмоциональной болью. По аналогией с физической болью, терпеть ее бесконечно практически невозможно. Также как для того, чтобы заглушить физическую боль нужны обезболивающие, для того, чтобы «заглушить» неудовлетворенность — нужны «эмоциональные» обезболивающие — я их называю социальными наркотиками. Их эффект заключается в вызывание у человека кратковременных более сильных квази позитивных эмоций, которые на определенное срок позволяют отвлечься от накопившейся неудовлетворенности. Например, нет денег в реальной жизни, установи компьютерную игру и просто и безопасно стань там мультимиллионером; или, не складывается отношения с друзьями — зайди в социальную сеть и заведи сотню виртуальных; или, тебя никто не любит — приходи к нам в секту — мы тебя будем, хвалить и мило улыбаться; или, проблемы на работе, с женой — выпей пива и все будет в порядке. Эти способы снять излишнее эмоциональное напряжение, а точнее временно забыть о нем вызывают сильное привыкание, при этом не решая самой проблемы. Посмотрите на молодежь, часами «зависающую» в социальных сетях... Как только человек привык к тому или иному виду социального наркотика, он начинает терять свою волю, становится управляемым, а значит - становится еще проще внушить ему все, что угодно. Например, что он ни как не сможете обойтись без сотового телефона в обновленном дизайне или чего-то подобного. Человек становится идеальным клиентом для культуры потребления. Каков же выход? Он достаточно прост. По-сути, как мы уже говорили, результат — то есть общая оценка ситуации зависит от двух слагаемых, значит необходимо действовать так, чтобы «уменьшаемое» возрастало, а «вычитаемое» становилось меньше. Что необходимо, чтобы «уменьшить» «вычитаемое» - то есть оптимизировать «значение» предположения о необходимом количестве ресурсов: - логически анализировать свою потребность в том или ином виде ресурса; - оценивать все плюсы и минусы приобретения того или иного товара; - поменьше смотреть, слушать, читать рекламу; - осознать, что материальные ресурсы не приносят долговременного счастья, а лишь устраняют дискомфорт. Второй способ — это увеличение «уменьшаемого». Его можно увеличить за счет увеличения количества ресурсов или за счет более эффективного использования имеющихся ресурсов. Увеличить количество ресурсов можно только за счет внешнего приобретения. Но этот способ не является эффективным, так как внешний ресурс ограничен, а желающих им завладеть становится все больше и больше. Этот метод опять может возвратить нас в проблему «гонки потребления». Значительно рациональнее увеличивать эффективность использования внутреннего ресурса. Человек использует всего-лишь 3-5% потенциала и возможности своего мозга. Представьте себе мы используем только одну двадцатую (в лучшем случае) своих ресурсов. Мы гонимся за внешними благами, истязая себя и перегружая, при этом толком не знаем, какими богатствами мы УЖЕ!!! обладаем. В древних книгах мудрости человек сравнивается с попрошайкой, который, сидя на горе сокровищ, выпрашивает медяки. Поэтому реальный способ чаще испытывать позитивные эмоции — это освоение своих внутренних ресурсов. Вот почему люди, занимающиеся самопознанием, раскрытием своего внутреннего потенциала, призвания и талантов значительно чаще испытывают позитивные эмоции, меньше зависят от внешних материальных условия и, как правило, значительно реже страдают эмоциональными и физическими недугами, чем те, кто удовлетворяются использованием 3-5 % своего внутреннего ресурса. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|