Случай из практики: работа с детьми, пережившими потерю родителей

На приём записаны трое: бабушка и две её внучки, 6 и 4 лет. Их направили ко мне, потому что я работаю с кризисными ситуациями в жизни детей и взрослых, и потому, что полгода назад девочки потеряли в аварии обоих родителей.

Бабушка - не старая ещё женщина, тщательно следит за собой, иногда улыбается. Она рассказывает довольно спокойно об аварии, оставившей её одну с внучками (позже выяснится, что у неё есть муж, дедушка сестричек, но он как-то очень мало присутствует в описаниях). Она сообщает, что практически не плачет сама, и призывает к этому же внучек: "Мама сейчас на небесах, смотрит на нас, не надо её расстраивать". В этом месте я чувствую сильное желание выругаться..

А пришла она потому, что "вроде бы, всё в порядке, но вдруг такое событие всё-таки как-то повлияло на внучек". В ходе дальнейшей беседы выясняется, что обе девочки с трудом засыпают, всегда просят сидеть с ними. Старшая, София, периодически ведёт себя агрессивно по отношению к сестре и другим родственикам, а младшая, Настя, стала хуже разговаривать - картавит, путает звуки, хотя раньше говорила хорошо.

Дальше бабушка уходит, а я остаюсь с девочками (решила работать с обеими вместе, к тому же они сами попросили об этом). София смирно стоит посреди кабинета, рассматривая игрушки, но не делая ни шагу, чтобы подойти к ним или потрогать. Настя, младшая, усаживается на пол, начиная возить по полу ближайшую к ней машинку.

Я спрашиваю у Сони, не хочет ли она подойти и взять какие-то игрушки, потому что здесь это можно, здесь вообще можно делать всё, что хочется. Она смотрит немного недоверчиво, пожимает плечами, и отрицательно качает головой - "Спасибо. Не хочу. Я уже взрослая".

(Потом выясняется, что бабушка именно так говорила девочке: "Ты теперь большая, должна быть взрослой и заботиться о сестре". Понятно, что для маленькой (конечно, маленькой!) 6-летней девочки, потерявшей родителей, такая ноша оказывается непосильной - да, она очень старается, у неё почти получается, но всё же иногда она срывается в агрессивных вспышках. Кстати, и бабушку тоже можно понять: собственная потеря и две маленьких внучки на руках, вероятно, вызвали у неё такое ощущение паники, беспомощности и отчаяния, что жизненно необходимым оказалось хоть с кем-то разделить ответственность, неосознанно и искусственно "подтягивая" старшую внучку до взрослости).

Тут к нам подходит Настя, и говорит мне: "А давай, ты будешь мамой-кошкой, а мы - твоими котятами?", и тут же начинает ласкаться ко мне, мяукая и изображая котёнка. Она действительно немного шепелявит сейчас, как будто намеренно делая себя младше.

Случай из практики работа с детьми пережившими потерю родителей

Я соглашаюсь, только предлагаю, чтобы было наоборот: Соня будет младшим котёнком, а Настя - старшим, это же игра.. Обе девочки соглашаются, даже Соня немного оживляется. Я сажусь на диван, сворачиваясь клубочком и одновременно раскрывая обе руки для объятий, показывая сестричкам, что жду их. Оба "котёнка" мгновенно оказываются рядом, и я начинаю с Софии: обнимаю её, глажу по голове, тихо говоря: "Маленький котёнок..", и вижу, как Настина ручонка повторяет мой жест и мои слова, играя сейчас в старшую: "Ты маленькая, маленький котёнок". Соня начинает плакать, и какое-то время мы так сидим, все трое: Соня плачет, я обнимаю и глажу её по голове, Настя мяукает, а потом говорит что-то ласковое, показывая утешение и поддержку (говорит, кстати, уже очень чисто и правильно, не искажая звуки).

Наконец, Соня успокаивается, смотрит на меня, справшивает: "Это же плохо - плакать? И быть маленькой плохо..". Действительно, она же только что нарушила сразу 2 бабушкиных завета.. Я отвечаю, что плакать можно, а иногда даже нужно..люди плачут, когда им больно или грустно, и потом становится легче - и от этого никому не плохо. И маленькой быть можно, особенно, когда тебе всего 6 лет. А потом можно быть большой, или какой-то ещё - главное, слушать в этот момент себя: какая ты сейчас? Кто ты и что с тобой? Чего ты хочешь?

От предложения поработать с ней бабушка отказалась: "да нет, у меня всё нормально, я за внучек переживаю", но внимательно выслушала и записала мои наблюдения и рекомендации, да и девочек приводила каждый раз вовремя, не пропустив ни разу.

А с сестричками мы работали долго, около года. Много рисовали и говорили про страхи, темноту и  маму с папой, играли - в старших, младших и каких угодно ещё, однажды даже привлекали бабушку, но вместе не получилось, к сожалению. София всё равно часто разговаривает со взрослыми интонациями и старается вести себя "по-взрослому", но ещё может дурачиться и играть, перенося агрессивные проявления в игру. Настя не шепелявит больше, она то радуется тому, что маленькая, то играет "в большую", свободно меняя свои проявления и не застревая в них. Она - главная заводила и душа компании в детском саду, куда ходит с большим удовольствием. Они иногда играют, что могут прийти чудовища, и поэтому надо оставить свет на ночь, но, в основном, спокойно ложаться спать..

Для меня в этой работе было много восхищения перед уникальными возможностями детской души (психики) к исцелению и самовосстановлению, сожаление о том, что любовь и забота, наполненные невылеченной болью, иногда могут быть такими тяжёлыми..а ещё было много тепла, бережности и нежности.



Просмотров: 404
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • "Женщина на всю кровать"- но что она в ней делает?
  • Присутствие или что такое состояние "быть Здесь и Сейчас".
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • "А вдруг она подумает, что я сумасшедшая..."
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • Любовники-любовницы: что такое "хорошо", что такое "плохо"?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Почему мне не нравится идея, что "ты всё можешь, главное захотеть"?
  • "Я подумаю об этом завтра. А сейчас…" Причины прокрастинации и что с ней делать.
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Что происходит, когда на "спасибо" мы отвечаем "не за что"
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь