|
Случай из практики: работа с детьми, пережившими потерю родителейАвтор статьи: Полярус Марина Александровна
На приём записаны трое: бабушка и две её внучки, 6 и 4 лет. Их направили ко мне, потому что я работаю с кризисными ситуациями в жизни детей и взрослых, и потому, что полгода назад девочки потеряли в аварии обоих родителей. Бабушка - не старая ещё женщина, тщательно следит за собой, иногда улыбается. Она рассказывает довольно спокойно об аварии, оставившей её одну с внучками (позже выяснится, что у неё есть муж, дедушка сестричек, но он как-то очень мало присутствует в описаниях). Она сообщает, что практически не плачет сама, и призывает к этому же внучек: "Мама сейчас на небесах, смотрит на нас, не надо её расстраивать". В этом месте я чувствую сильное желание выругаться.. А пришла она потому, что "вроде бы, всё в порядке, но вдруг такое событие всё-таки как-то повлияло на внучек". В ходе дальнейшей беседы выясняется, что обе девочки с трудом засыпают, всегда просят сидеть с ними. Старшая, София, периодически ведёт себя агрессивно по отношению к сестре и другим родственикам, а младшая, Настя, стала хуже разговаривать - картавит, путает звуки, хотя раньше говорила хорошо. Дальше бабушка уходит, а я остаюсь с девочками (решила работать с обеими вместе, к тому же они сами попросили об этом). София смирно стоит посреди кабинета, рассматривая игрушки, но не делая ни шагу, чтобы подойти к ним или потрогать. Настя, младшая, усаживается на пол, начиная возить по полу ближайшую к ней машинку. Я спрашиваю у Сони, не хочет ли она подойти и взять какие-то игрушки, потому что здесь это можно, здесь вообще можно делать всё, что хочется. Она смотрит немного недоверчиво, пожимает плечами, и отрицательно качает головой - "Спасибо. Не хочу. Я уже взрослая". (Потом выясняется, что бабушка именно так говорила девочке: "Ты теперь большая, должна быть взрослой и заботиться о сестре". Понятно, что для маленькой (конечно, маленькой!) 6-летней девочки, потерявшей родителей, такая ноша оказывается непосильной - да, она очень старается, у неё почти получается, но всё же иногда она срывается в агрессивных вспышках. Кстати, и бабушку тоже можно понять: собственная потеря и две маленьких внучки на руках, вероятно, вызвали у неё такое ощущение паники, беспомощности и отчаяния, что жизненно необходимым оказалось хоть с кем-то разделить ответственность, неосознанно и искусственно "подтягивая" старшую внучку до взрослости). Тут к нам подходит Настя, и говорит мне: "А давай, ты будешь мамой-кошкой, а мы - твоими котятами?", и тут же начинает ласкаться ко мне, мяукая и изображая котёнка. Она действительно немного шепелявит сейчас, как будто намеренно делая себя младше. Я соглашаюсь, только предлагаю, чтобы было наоборот: Соня будет младшим котёнком, а Настя - старшим, это же игра.. Обе девочки соглашаются, даже Соня немного оживляется. Я сажусь на диван, сворачиваясь клубочком и одновременно раскрывая обе руки для объятий, показывая сестричкам, что жду их. Оба "котёнка" мгновенно оказываются рядом, и я начинаю с Софии: обнимаю её, глажу по голове, тихо говоря: "Маленький котёнок..", и вижу, как Настина ручонка повторяет мой жест и мои слова, играя сейчас в старшую: "Ты маленькая, маленький котёнок". Соня начинает плакать, и какое-то время мы так сидим, все трое: Соня плачет, я обнимаю и глажу её по голове, Настя мяукает, а потом говорит что-то ласковое, показывая утешение и поддержку (говорит, кстати, уже очень чисто и правильно, не искажая звуки). Наконец, Соня успокаивается, смотрит на меня, справшивает: "Это же плохо - плакать? И быть маленькой плохо..". Действительно, она же только что нарушила сразу 2 бабушкиных завета.. Я отвечаю, что плакать можно, а иногда даже нужно..люди плачут, когда им больно или грустно, и потом становится легче - и от этого никому не плохо. И маленькой быть можно, особенно, когда тебе всего 6 лет. А потом можно быть большой, или какой-то ещё - главное, слушать в этот момент себя: какая ты сейчас? Кто ты и что с тобой? Чего ты хочешь? От предложения поработать с ней бабушка отказалась: "да нет, у меня всё нормально, я за внучек переживаю", но внимательно выслушала и записала мои наблюдения и рекомендации, да и девочек приводила каждый раз вовремя, не пропустив ни разу. А с сестричками мы работали долго, около года. Много рисовали и говорили про страхи, темноту и маму с папой, играли - в старших, младших и каких угодно ещё, однажды даже привлекали бабушку, но вместе не получилось, к сожалению. София всё равно часто разговаривает со взрослыми интонациями и старается вести себя "по-взрослому", но ещё может дурачиться и играть, перенося агрессивные проявления в игру. Настя не шепелявит больше, она то радуется тому, что маленькая, то играет "в большую", свободно меняя свои проявления и не застревая в них. Она - главная заводила и душа компании в детском саду, куда ходит с большим удовольствием. Они иногда играют, что могут прийти чудовища, и поэтому надо оставить свет на ночь, но, в основном, спокойно ложаться спать.. Для меня в этой работе было много восхищения перед уникальными возможностями детской души (психики) к исцелению и самовосстановлению, сожаление о том, что любовь и забота, наполненные невылеченной болью, иногда могут быть такими тяжёлыми..а ещё было много тепла, бережности и нежности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|