Песочная терапия в работе с агрессией у детей

Песочная терапия в работе с агрессией у детей

 


Песочная терапия в работе с агрессией у детей

Практически каждый родитель сталкивается с проявлением агрессии у ребенка, и это обычно вызывает беспокойство, так как воспринимается как что-то ненормальное.

Давайте попробуем разобраться.Что такое агрессия? Агрессия от лат. aggressio — нападение. Проявление агрессии связано с такими эмоциями как злость, раздражение, гнев, ярость. Я считаю, что агрессия – это не плохо и не хорошо. Это часть нас, это наши чувства. Плохо, если эти чувства не осознаются или применяются с нарушением социальных норм. То есть, если я использую свою агрессию чтобы защитить себя, «свои границы»: не стесняюсь говорить о своих желаниях окружающим, высказываю недовольство или несогласие с чем-либо, запрещаю что-то делать мне и т.п., и делаю это без крика, истерик или применения физической силы – это нормально. Для этого необходимо уметь обращаться с такими чувствами как злость, раздражение, гнев. И родителей пугает то, что ребенок не умеет проявлять свою злость. Его еще надо научить.

Прежде всего задайте себе вопрос: что Вы думаете по поводу агрессии, принимаете ли Вы себя, когда злитесь, позволяете ли Вы ребенку проявлять свое недовольство, может ли Ваш ребенок злиться, если Вы делаете что-то, что его ограничивает или мешает ему? Ответы на эти вопросы помогут родителям разобраться в своем отношении к агрессии.

Ко мне часто приводят детей, у которых есть проблемы с проявлением агрессии. Метод, которым я помогаю ребенку вернуться к своему собственному внутреннему миру, к своим переживаниям и научиться адекватно проявлять свои эмоции, называетсяпесочная терапия. Песок и вода - естественные природные материалы. Они податливы, их форма может меняться. С их помощью человек может создавать образы, и через них придает форму своим чувствам и мыслям. Ребенок создает картину из песка, некоторое время любуется ею, а потом разбирает, и в следующий раз будет уже другая картина. И так много раз. Ребенок раскрывает тайну, что все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — просто старое уступает место новому. Повторяя это многократно, человек достигает равновесия и внутренней гармонии.

Приведу пример. Ко мне обратились родители мальчика, который пошел в первый класс. Сергей часто сильно бьет детей (в основном девочек). Жалуются учитель, родители детей. Сергей обещает больше так не делать, но все равно все повторяется. Дома его не бьют, стараются все объяснять, но… Сергей свое поведение объясняет, тем, что его эти дети обижают, и вспоминает истории, которые были раньше, например: «Она меня вчера обозвала». Сережа 3 месяца посещал занятия по песочной терапии. Сначала его «игра» в песке была хаотичной. Он строил быстро, почти закидывая предметы в песочницу. Выбирал неадекватно большие предметы, загромождал весь песочный поднос. Не мог рассказать, что он построил. Сознательно высыпал песок из песочницы и смотрел, как отреагирует психолог. Было ощущение, что для мальчика важен не он сам, а то, как на него реагирует взрослый. Я повторяла правила и говорила, что он может обратиться к себе и построить мир как он хочет. Спрашивала про его желания. К концу каждого занятия ребенок успокаивался, но приходя на следующей неделе все начиналось также. Период «хаоса» в песочнице длился пять занятий. А родители отмечали, что в школе стало гораздо меньше замечаний. Постепенно Сергей принял правила, его игра стала осознанной. Он строил миры и рассказывал о них. В его картинах предметы стали занимать определенные места (он уже проставлял их, а не кидал в песочницу). Мальчик стал рассказывать о том, как они живут. В его «мирах» были предметы, символизирующие агрессию: акула, динозавры и др. Рассказывая о них, ребенок говорил, что они злые, потому, что их «не накормили» или «с ними не хотят дружить». Я помогала ему искать возможность, чтобы помочь этим животным, чтобы им стало лучше жить. Иногда эти животные хотели, чтобы их покормили, поиграли с ними, и они становились добрее. Иногда им хотелось оставаться злыми. И это тоже важно - дать возможность прожить ребенку чувство злости в песочнице. Через время я встретила родителей мальчика, поинтересовалась как дела у Сергея в школе, и родители сообщили, что все в порядке.

Я иногда рекомендую родителям поставить дома песочницу и дать возможность ребенку играть в ней . Это особенно может быть полезно, когда с ребенком что-то происходит (злится, уходит в себя, грустит…). Дети в такой игре успокаиваются, уравновешиваются их чувства. Если родители испытывают трудности в общении или воспитании ребенка, можно поиграть вместе с ребенком в песке. Важно, чтобы взрослые уважали пространство ребенка и не запрещали выражать ему чувства в песочнице.

 



Просмотров: 718
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Часть 3. Злость в песочнице: как научить детей адекватно проявлять эмоции
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Что делают родители, чтобы ребенок не хотел учиться.
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Когда ты и родители - предметы...
  • Если сильно злишься. Как выражать агрессию, чтобы не вредить себе и другим
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Родители и дети. Как песочная терапия помогает родителям?
  • « Ваш ребенок идет в первый класс. Чем может помочь психолог».
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Правила для умных родителей, чтобы ребенок вырос счастливым/часть 1
  • Ребенок и смерть. Часть 4. Если родители вегетарианцы…
  • Что надо сделать родителям, чтобы гарантировать себе ненависть своих детей?
  • Плохие чувства: что делать когда ребенок злится
  • Подростковая агрессия: что нужно сделать, чтобы наши дети стали добрее?
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • При чем тут родители? Если в психотерапии ребенок
  • О пользе злости, а может быть и агрессии…
  • Иногда, если с вами плохо поступают - это не ваша вина. Иногда, это просто не ваш человек.
  • Раздражение, гнев, ненависть, злоба, ярость- первая пятёрка агрессии.
  • Как быть хорошим родителем своему ребенку, если свое детство было не радужным?
  • Может ли психолог выражать свои чувства с клиентом?
  • Правила для умных и любящих родителей, чтобы ваш ребенок вырос счастливым/часть2
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Что делать, если мужчина все никак не может разобраться в своих чувствах к вам



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь