Метод символдрамы в работе с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Переживание индивидом трудной жизненной ситуации предполагает существенную трансформацию субъективного образа мира, разрушение привычных социальных связей, выработку новых форм социального поведения. Такие изменения оказывают сильнейшее воздействие на личность, результатом которого становится переживание кризиса как процесса осознания невозможности решения проблемы привычными способами.

Различают внутренние и внешние кризисы. Если первые обусловлены естественными процессами развития личности, то вторые имеют объективную природу, в их основании лежат внешние травматические события.

Переживание кризиса сопровождается рядом факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психоэмоциональное состояние индивида, и может привести  к снижению работоспособности, к нервно-психическому напряжению, срыву высшей нервной деятельности.

Подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, таким образом, вынуждены справляться и с теми трудностями, которые обусловлены естественным процессом взросления, и с теми ситуациями, которые ставит перед ними объективная жизненная ситуация. 

Естественные для подросткового возраста переживания можно систематизировать следующим образом:

         - подросток может испытывать напряжение из-за давления социальных норм относительно проявления сексуальности;

          -необходимость поиска оптимальных форм самоопределения ;

          -  реакции протеста как попытки самоопределения в системе  социальных отношений, формирования собственной системы ценностных ориентаций;

         - неудовлетворенность своим внешним обликом, который претерпевает возрастные изменения;

          - нарциссический кризис (проявляется в гипертрофированной самооценке, сосредоточенности исключительно на собственных переживаниях, переоценке своих способностей).

Неспособность личности выработать адекватные требованиям объективной и субъективной реальности формы взаимоотношений в системе «человек-мир» может привести к «аффективному конфликту как некоторому субъективному переживанию, иногда блокирующему сознание, приводящему к дисгармоничному развитию личности» [1].

Последствием неспособности молодежи конструктивно разрешать кризисные ситуации становятся общее состояние подавленности и отсутствие эффективных стратегий выживания в социуме. Согласно многочисленным исследованиям в молодежной среде можно выделить следующие «болевые точки» [5]:

  • Низкий уровень готовности молодежи к взаимодействию и самоорганизации.  Это означает, что через непродолжительное время консолидация усилий при решении национальных проблем для нашей страны сама по себе станет проблемой.
  • Доминирование престижно-потребительских установок в молодежной среде. Предполагает, что смысложизненные ценности у большей части представителей молодежи сводятся к идее материального благополучия и формированию довольно поверхностного мировоззренческого базиса, деградации нравственного сознания. Потребительская позиция выхолащивает идею патриотизма, сводя ее к договорной системе отношений, основанной на рыночных принципах.
  • Наличие когнитивно-ценностного диссонанса, который проявляется в противоречии между личностными смысложизненными ориентациями и установками, предлагаемыми нестабильным обществом в качестве универсальных форм поведения. Этот аспект ставит под угрозу психологическое здоровье молодого поколения. Служит предпосылкой к формированию депрессивных состояний, неадекватной самооценки, маргинализации молодежи.
  • Главными факторами реализации своих жизненных ценностей большинство молодых людей считает личные качества: целеустремленность, работоспособность и пр. Подобное видение вопроса самореализации однобоко и находится в противоречии с русскими культурными установками.
  • Высокий уровень готовности переступить социальные нормы, если того требуют личные интересы и цели. Как результат духовного кризиса общества, причиной которого является отход от базисных национальных ценностей.
  • Во всех формах молодежной саморефлексии присутствует ясно выраженный элемент игры. Что формирует инфантильность и безответственность в реальном мире, неспособность найти рациональные и адекватные формы взаимодействия индивида с обществом. Этот факт, в свою очередь, приводит к определенной самоизоляции от проблем реальной жизни и, как следствие, маргинализации.
  • Низкий уровень доверия государственным органам и при этом отсутствие желания сознательно что-либо менять. Наиболее частая форма протеста – примыкание к деструктивным объединениям. Что ставит под вопрос само физическое существование данного индивида.
  • Смена гендерных стереотипов, вызванная эмансипацией женщин и перераспределением социальных ролей. Это приводит к затрудненной социализации юношей, трансформации традиционных установок относительно базовых семейных ценностей. Поскольку размываются традиционные стереотипы, а новые еще недостаточно сформированы, возрастает количество неблагополучных семей.

Анализируя образ мира человека, переживающего трудную жизненную ситуацию как состояние «между жизнью и смертью» Н.Г. Осухова отмечает наличие в его субъективной картине мира разрушительных изменений, связанных с переживанием опасности окружающего  мира, концентрацией на негативных аспектах произошедшего, формированием негативного Я-образа, как неспособного к преодолению жизненных трудностей и выработке продуктивных стратегий поведения.

          В свете вышесказанного, психологическая помощь подросткам заключается в использовании методов и методик, способствующих эффективной адаптации индивида к изменившимся условиям в системе социальных отношений и предполагает «проживание утрат и потерь, приспособление к изменившимся условиям жизни и выживание в трудной жизненной ситуации, выработку конструктивных социальных навыков сотрудничества, построение новых безопасных отношений» [2].

          Следует отметить, что субъективная оценка клиентом ситуации является определяющей в проведении тех или иных мероприятий по оказанию психологической помощи, поскольку «преобразование его картины мира обеспечивает более эффективную адаптацию человека к жизни и помогает повысить сопротивляемость неблагоприятным условиям социального окружения» [2]. А потому работа с «личным мифом» как «индивидуальным мифом человека о себе  и своей жизни, который отражает его жизненную позицию по отношению к себе и  миру в целом» является одним из определяющих направлений оказания психосоциальной помощи.

          Среди многочисленных методов, используемых в работе психолога с подростками, наиболее экологичным представляется метод кататимного переживания образов (символдрама), разработанный в 1954 г. Х. Лёйнером. Основанием метода послужили концепции психоанализа и аналитической психологии. Сущность процесса заключается в актуализации символов содержания бессознательного клиента с целью анализа его психоэмоционального состояния и выявления бессознательных и предсознательных конфликтов.

          Важным аспектом метода символдрамы является разрешительная позиция, которую занимает психотерпаевт по отношению к клиенту. Предоставление максимальной свободы действия в рамках представившегося образа помогает удовлетворить архаические потребности клиента, разрешить неразрешенные конфликты тем способом, который будет для него менее травматичным. Обязательная прорисовка представившихся образов  способствует снятию эмоционального напряжения и является важной составляющей терапевтического процесса, поскольку в какой-то мере являет собой проективную методику, способствующую проведению более полной диагностики текущего состояния.

          Обращает на себя внимание и тот факт, что в процессе ведения сеанса терапевт работает с образами коллективного бессознательного, наиболее полно отражающими культуральные особенности личного мифа клиента.   

          В целом терапевтический процесс, осуществляемый методом символдрамы, включает проработку основных этапов программы психологического сопровождения, разработанной Н.Г. Осуховой и представленной в работе «Человек в трудной жизненной ситуации: феноменология и психологическая помощь» [2]:

  1. Создание безопасного пространства клиента (психологическая и физическая безопасность).
  2. Возрождение чувств и отреагирование травматического опыта.
  3. Работа с агрессией.
  4. Принятие и укрепление своего я.
  5. Формирование новых моделей поведения.
  6. Формирование готовности к переменам и принятие реалий жизни

Таким образом, применение метода символдрамы в работе с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию, позволяет деликатно использовать «личный миф» клиента для восстановления адекватной требованиям реальности картины мира, в символьной форме проработать внутренние конфликты личности  и выработать эффективные стратегии их преодоления в соответствии с особенностями социокультурного пространства, в рамках которого происходит формирование личности клиента. Важным моментом в реализации такой терапии является обязательное соблюдение соответствующих ступеням методов режиссерских принципов, грамотное ведение техники «снов наяву», сформированная система знаний относительно интерпретации образов с учетом возрастной, гендерной и культуральной составляющей.

 

Список литературы:

  1. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.-М.: Академический проект, 2005
  2. Человек в трудной жизненной ситуации: Материалы I и II научно-практических конференций 24 декабря 2003 г. и 8 декабря 2004 г. /Под ред. Е.А. Петровой – М.: Издательство РГСУ, 2004
  3. Лейнер Х. Основы глубинно-психологической символики [электронный ресурс] URL: www http://symboldrama.ru/category/59 (дата обращения: 30.11.2014)
  4. Зеленский В.В. Базовый курс аналитической психологии. – М.: «Когито Центр», 2004
  5. В.П. Бабанцев, Е.В. Реутов «Самоорганизация и «атомизация» молодежи как актуальные формы социокультурной рефлексии», ж. СОЦИС №1 от 2010г.


Просмотров: 513
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Арт-терапия в работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации
  • Психологическая помощь женщинам в трудной жизненной ситуации
  • Мультимодальная психологическая консультация как помощь в преодолении трудной жизненной ситуации
  • Сам себе психолог: Как помочь себе в трудной жизненной ситуации.
  • Выход из трудной жизненной ситуации
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Формирование толерантного сознания в рамках профилактики агрессивного поведения среди молодежи
  • Психологическая сущность развода как экстремальной жизненной ситуации
  • Почему не помогает психоанализ в решении сегодняшней жизненной ситуации.
  • Может ли помочь психолог в трудной ситуации.
  • Ты сможешь, справишься, достигнешь!.. (психологическая поддержка в трудной ситуации)
  • Как правильно поддержать близкого человека в трудной ситуации.
  • Ты сможешь, справишься, достигнешь!.. 2 Новая надежда (психологическая поддержка в трудной ситуации)
  • Как поддержать человека в тяжелой жизненной ситуации
  • Три картины Мира-три образа жизни.
  • Психологическая помощь в ситуации кризиса.
  • Психологическое благополучие молодежи в условиях экстремальной ситуации
  • Как поддержать себя в трудной ситуации: техника осознавания
  • Алгоритм красивого решения любой жизненной ситуации.
  • В любой трудной ситуации…
  • Самопомощь в трудной ситуации
  • Формирование базовых качеств личности подростка как будущего профессионала в условиях современного мира.
  • Влияние социальных установок на формирование дезадаптивного перфекционизма у современных женщин
  • Как поддержать себя в трудной ситуации? Простые и действенные способы самоподдержки
  • Метод символдрамы в работе с детьми и подростками, оставшимися без попечения родителей
  • Тест "Оценка собственной жизненной ситуации"
  • Мини-разбор реальной финансовой ситуации клиента
  • «Штурман, приборы!» Эмоции как индикаторы нашей текущей жизненной ситуации.
  • Как оказать психологическую помочь близкому в трудной ситуации?
  • Самурай и муха. Как сохранить спокойствие в трудной ситуации?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь