|
Метод символдрамы в работе с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуацииАвтор статьи: Пивнева Наталья Сергеевна
Переживание индивидом трудной жизненной ситуации предполагает существенную трансформацию субъективного образа мира, разрушение привычных социальных связей, выработку новых форм социального поведения. Такие изменения оказывают сильнейшее воздействие на личность, результатом которого становится переживание кризиса как процесса осознания невозможности решения проблемы привычными способами. Различают внутренние и внешние кризисы. Если первые обусловлены естественными процессами развития личности, то вторые имеют объективную природу, в их основании лежат внешние травматические события. Переживание кризиса сопровождается рядом факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психоэмоциональное состояние индивида, и может привести к снижению работоспособности, к нервно-психическому напряжению, срыву высшей нервной деятельности. Подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, таким образом, вынуждены справляться и с теми трудностями, которые обусловлены естественным процессом взросления, и с теми ситуациями, которые ставит перед ними объективная жизненная ситуация. Естественные для подросткового возраста переживания можно систематизировать следующим образом: - подросток может испытывать напряжение из-за давления социальных норм относительно проявления сексуальности; -необходимость поиска оптимальных форм самоопределения ; - реакции протеста как попытки самоопределения в системе социальных отношений, формирования собственной системы ценностных ориентаций; - неудовлетворенность своим внешним обликом, который претерпевает возрастные изменения; - нарциссический кризис (проявляется в гипертрофированной самооценке, сосредоточенности исключительно на собственных переживаниях, переоценке своих способностей). Неспособность личности выработать адекватные требованиям объективной и субъективной реальности формы взаимоотношений в системе «человек-мир» может привести к «аффективному конфликту как некоторому субъективному переживанию, иногда блокирующему сознание, приводящему к дисгармоничному развитию личности» [1]. Последствием неспособности молодежи конструктивно разрешать кризисные ситуации становятся общее состояние подавленности и отсутствие эффективных стратегий выживания в социуме. Согласно многочисленным исследованиям в молодежной среде можно выделить следующие «болевые точки» [5]:
Анализируя образ мира человека, переживающего трудную жизненную ситуацию как состояние «между жизнью и смертью» Н.Г. Осухова отмечает наличие в его субъективной картине мира разрушительных изменений, связанных с переживанием опасности окружающего мира, концентрацией на негативных аспектах произошедшего, формированием негативного Я-образа, как неспособного к преодолению жизненных трудностей и выработке продуктивных стратегий поведения. В свете вышесказанного, психологическая помощь подросткам заключается в использовании методов и методик, способствующих эффективной адаптации индивида к изменившимся условиям в системе социальных отношений и предполагает «проживание утрат и потерь, приспособление к изменившимся условиям жизни и выживание в трудной жизненной ситуации, выработку конструктивных социальных навыков сотрудничества, построение новых безопасных отношений» [2]. Следует отметить, что субъективная оценка клиентом ситуации является определяющей в проведении тех или иных мероприятий по оказанию психологической помощи, поскольку «преобразование его картины мира обеспечивает более эффективную адаптацию человека к жизни и помогает повысить сопротивляемость неблагоприятным условиям социального окружения» [2]. А потому работа с «личным мифом» как «индивидуальным мифом человека о себе и своей жизни, который отражает его жизненную позицию по отношению к себе и миру в целом» является одним из определяющих направлений оказания психосоциальной помощи. Среди многочисленных методов, используемых в работе психолога с подростками, наиболее экологичным представляется метод кататимного переживания образов (символдрама), разработанный в 1954 г. Х. Лёйнером. Основанием метода послужили концепции психоанализа и аналитической психологии. Сущность процесса заключается в актуализации символов содержания бессознательного клиента с целью анализа его психоэмоционального состояния и выявления бессознательных и предсознательных конфликтов. Важным аспектом метода символдрамы является разрешительная позиция, которую занимает психотерпаевт по отношению к клиенту. Предоставление максимальной свободы действия в рамках представившегося образа помогает удовлетворить архаические потребности клиента, разрешить неразрешенные конфликты тем способом, который будет для него менее травматичным. Обязательная прорисовка представившихся образов способствует снятию эмоционального напряжения и является важной составляющей терапевтического процесса, поскольку в какой-то мере являет собой проективную методику, способствующую проведению более полной диагностики текущего состояния. Обращает на себя внимание и тот факт, что в процессе ведения сеанса терапевт работает с образами коллективного бессознательного, наиболее полно отражающими культуральные особенности личного мифа клиента. В целом терапевтический процесс, осуществляемый методом символдрамы, включает проработку основных этапов программы психологического сопровождения, разработанной Н.Г. Осуховой и представленной в работе «Человек в трудной жизненной ситуации: феноменология и психологическая помощь» [2]:
Таким образом, применение метода символдрамы в работе с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию, позволяет деликатно использовать «личный миф» клиента для восстановления адекватной требованиям реальности картины мира, в символьной форме проработать внутренние конфликты личности и выработать эффективные стратегии их преодоления в соответствии с особенностями социокультурного пространства, в рамках которого происходит формирование личности клиента. Важным моментом в реализации такой терапии является обязательное соблюдение соответствующих ступеням методов режиссерских принципов, грамотное ведение техники «снов наяву», сформированная система знаний относительно интерпретации образов с учетом возрастной, гендерной и культуральной составляющей.
Список литературы:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|