Работа с перинатальными утратами и травмами потери кровных детей у потенциальных приемных родителей

Аннотация

В данной статье нами акцентирована важность работы с семьями желающими стать приемными родителями и перенесшими в своем опыте травмы потери детей, освещены главные факторы с точки зрения современных подходов влияющие на дальнейшее воспитание приемного ребенка в замещающей семье. Представлено новое видение концепции работы школы приемных родителей с семьями перенесшими перинатальные утраты и травмы потери своих детей.

 

Ключевые слова:

Перинатальные утраты, травма, травма потери, приемный ребенок, детский дом, приемные родители, семья, школа приемных родителей.

 

Введение

Цель работы выявление и диагностика психологического состояния пар желающих стать замещающей семьей, исследование стадий травматизации, сопровождение в принятии решения о приемном родительстве.

Задачами работы являются:

  • обеспечение психологического комфорта проходящих обучение школы приемных родителей;
  • выявление ресурсов для работы с семьями перенесшими утраты и исследование методик для работы с ними;
  • оказание психологической помощи.

           Актуальность темы обусловлена необходимостью тщательного анализа и работы с потенциальными приемными родителями, для обеспечения максимально экологичного принятия решения о создании и комфорта будущей семьи.

         Объект исследования – Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мытищинская школа музыкального воспитания» его воспитанники и учащиеся курсов школы приемных родителей.

         Предмет исследования - методы работы школы приемных родителей, личные дела приемных родителей, психологическое консультирование.

         Методы исследования – опросники, структурированное интервью, арт-терапия, системная терапия и ИРП.

         В настоящее время функционирует фонд по поддержке столкнувшихся со смертью ребенка «Свет в руках», частные родильные дома сотрудничают со специалистами по перинатальным потерям, но не в массовом порядке. Проблема заключается в том, что в нашем обществе отсутствует культура горевания, и сочувствия. Чаще семья столкнувшись с бедой, сталкивается с ситуацией один на один, до 50% семьей разводятся (исследования Clayton P. et al.). Данное положение является социальной проблемой.

         В качестве гипотезы мы рассматриваем явление возврата приемных детей и сложности адаптационного периода у семей перенесших перинатальную потерю и утрату собственных детей, как психологический фактор не прожитой травмы и недостаточность внимания психологами детских домов данной ситуации. В ходе работы школы приемных родителей выявлены проходившие курс отказавшиеся от идеи принять ребенка из детского дома в свою семью и семьи согласившиеся на дальнейшую работу с психотерапевтом. Введение в работу новых техник работы с парами перенесшими утрату считаем эффективным инструментом для выявления ресурсных семей.

 

         Основная часть

                  «Я хочу предположить, что мы лечим других людей с помощью своих собственных ран» Ролло Мей.

                  К перинатальным потерям относятся случаи внематочной беременности, невынашивания беременности, антенатальной гибели плода, интранатальной гибели плода, смерти новорожденного в возрасте до 28 суток после рождения. (1)

  • поздний антенатальный период – от 28-й до 40-й недели беременности;
  • интеранатальный период – от начала родовой деятельности к моменту рождения ребенка;
  • неонатальный период – к 28 полным дням жизни ребенка.   Структура перинатальной смертности:
    смерть в антенатальном периоде – 35,3 %;
    •    смерть в интранатальном периоде – 26,0 %;
    •    смерть в неонатальном периоде – 38,7 % (1).

         В данной статье мы рассматриваем не только семьи с перинатальными потерями, а так же смерть кровных детей, так как частой проблемой является желание заместить умершего ребенка.

         В ходе изучения программ школ приемных родителей и скрытого наблюдения в процессе обучения в группе в период 2017-2018г.г. в детском доме г. Мытищи Московской области, а так же сбора информации волонтерами детских домов Москвы и Московской области собрана неофициальная статистика за 2017-2018г.г. От 20% до 38% опрошенных и обработанных в архивах анкет перенесли травму потери. В исследовании принимали участие женщины и семьи с травмой потери Таблица 1.

 

         Необходимостью этого исследования вызван интерес связанный с возвратом приемных детей замещающими семьями и сложностями адаптационного периода. По данным таблицы можно приблизительно определить стадию нахождения проживания травмы, исключая залипания в ней путем интервью, опросников, арт-терапевтических методик.

 

Таблица 1

        

         Рассмотрим основные стадии проживания утраты при перинатальных потерях и смерти кровных детей:

  1. Отрицание - является защитной функцией нашей психики, в этом состоянии клиент отрицает реальность потери, данные симптомы проявляются в первые дни (недели). Состояние затяжного характера может перерасти в патологические реакции горя.
  2. Агрессия и аутоагрессия когда клиент уходит в состояние вины. Вина и агрессия используются как ресурс. Могут возникнуть проблемы с детьми в семье. Религия как побег от вины так же проявлялась в нашей практике.
  3. Сделка или торг, это состояние когда клиент руководствуется фразой «если бы…». Чаще на этой стадии и приходят в тему приемного родительства, либо спешат с новой беременностью.
  4. Депрессия – прожить «никогда», плачь по «никогда», пускаем изменения в жизнь, депрессия сопровождается так же в режиме 24/7. Запускается работа на ресурс, а не на позитив.
  5. Принятие – заключительный этап, на котором наш клиент достаточно набрал ресурсов в состоянии депрессии и готов принять изменения и учится с ними жить. Печаль может остаться, но появляется способность говорить об умершем без сильной боли, осваивая новые роли.

         Факторами осложняющими прохождения стадий горя являлись:

  • низкий ресурс клиента
  • отсутствие поддержки родных и значимых людей
  • совпадение с кризисным периодом
  • внезапность произошедшей трагедии
  • непрожитые эмоции от предыдущих потерь
  • возраст горюющего и умершего
  • тяжесть страданий умершего

         «Залипание» на одном из этапов носит невротический характер, иногда переходит в пограничные состояния и в клиническую депрессию. Скорость проживания этапов определяется ресурсом клиента, в среднем занимает до 6 месяцев, но может затянуться до 12 месяцев. Если продолжается больше года, данному расстройству применяется код МКБ-10 F43.21 – «Пролонгированная депрессивная реакция», так же могут проявляться следующие клинические расстройства:

  • F22 – Смешанная тревожно – депрессивная реакция
  • 23 – с преобладанием нарушения других эмоций
  • 24 – с преообладанием нарушений поведения
  • 25 – со смешанным нарушением эмоций и поведения
  • 2 – тяжелый депрессивный эпизод без психотических симптомов
  • 2 – тяжелый депрессивный эпизод с психотическим симптомами
  • F44 – диссотиативные (конверсионные) расстройства
  • 0 – диссоциативная амнезия
  • 2 – диссоциативный ступор
  • 6 – диссоциативная анастезия
  • 1 – постравматическое стрессовое растройство

         При клинических проявлениях необходимо медикаментозное лечение по назначению врача.

         Проблемами, возникающими в терапии были: борьба с сопротивлением, с чувством вины и работа с проекцией. Акцент исследуемых так же был на бессознательном уровне направлен на реакцию от социальной среды и страх что подумают другие о случившемся (родственники, друзья, соседи, коллеги на работе, муж). Чувство вины использовалось как инструмент самобичевания, клиент не хочет уходить в состояние горя, предпочитая винить себя за случившуюся смерть плода/ ребенка. Проэктивная симптоматика наблюдалась в виде параноидального желания взять ребенка из детского дома похожего на умершего, тут выделялись критерии возрастные, половые, типаж. Мнимый ресурс родитльства выдавался за действительный.

         В ходе работы с семьями получившими травму, была выбрана цепочка убеждений помогающих прожить случившуюся утрату:

  • Вы не одни в горе
  • Все что происходит с вами – важно сейчас
  • Вопросы жизни и смерти решаем не мы
  • Мир не дает гарантий

         Так же для оценки психологического состояния и выявления стадии травм были использованы методики: тестирование на ПТСР, СМИЛ, «Шкала Бека», «Диагностика показателей форм агрессии», опросники Г.Айзенка, «Шкала семейной адаптации и сплоченности», арт-терапевтические техники «Человек дождя», «Я и мои дети», метафорические карты «Эмоции» и «Ресурсы», системные расстановки по Хелингеру, ИРП.

         В процессе исследования, мы можем предположить, что ошибочный шаг принятия травмированной событиями потери пары приемного ребенка может повлиять на :

  1. Развод и распад семьи
  2. Конфликты в семье
  3. Непринятие ребенка приемными родителями (когда приемный ребенок не может соответствовать умершему по всем параметрам)
  4. Разница отношения свой – чужой.

         Чтобы не допустить поспешных шагов, мы предлагаем исследовать проблему с точки зрения двух современных подходов: системная и интегративно - ресурсная терапия.

         Рассматривая проблематику в системном подходе, мы работаем с клиентом и его родовой системой. Момент появления человека в нашей системе – это момент зачатия, поэтому даже ранние перинатальные потери мы прорабатываем с клиентом, как с частью родовой истории. С точки зрения системного подхода все эмбрионы – члены семьи (все замершие беременности, выкидыши, аборты, ЭКО). Исключение из системы умерших детей, может спровоцировать чувство тяжести и боли у последующих родившихся детях (эффект замещающего ребенка), поэтому важно погасить сопротивление клиента в терапии. Каждый должен оправдывать свое место в системе. Расстановочные сессии лучше проводить на фигурах.

         Интегративно - ресурсная психотерапия может использоваться как отдельная методика, так и совместно с системным подходом. Данный вид терапии направлен на осознание и целостность себя и своих ресурсов, включает в себя транзактный анализ, психоанализ, НЛП, системный и гуманистический подходы, а так же телесную и трансперсональную психотерапию. В данном подходе применяется принцип «триединства», ситуация рассматривается в объёме («взрослый» берет ответственность и корректирует «родителя», «родитель» помогает «ребенку»). ИРП относится к методам экспресс-терапии, но применять данный метод лучше на стадиях сделка, депрессия, принятие. Наша роль понять, когда у клиента есть готовность исцелиться данной методикой.

         В психосоматической медицине достаточно хорошо известны душевные и психосоматические последствия так называемого «синдрома выжившего» («синдрома концлагеря»), такие как нарушения концентрации и памяти, хронические головные боли, бессонница и др.(2) Данные расстройства так же регулируются с помощью психотерапии.

 

         Вывод.

         Основная причина возврата приемных детей в семьях с утратой - отсутствие ресурсов приемных родителей и проекция умерших детей на приемных. Для предотвращения подобных ситуаций, необходимо более внимательно идентифицировать семьи с перинатальными утратами и смертью кровных детей, выделить для личной терапии дополнительные часы в рамках программы, создавать дополнительные терапевтические подгруппы в потоке школы приемных родителей, для осознания семьями, что в беде они не одиноки, а так же для обмена опытом.

         Личные консультации оказалась хорошим инструментом для выяснения истинных мотивов принятия решения взять ребенка в семью, а так же отличным инструментом для идентификации семей с перинатальными потерями и смертью кровных детей. В ходе обучения в школе приемных родителей и по ее окончанию, нуждающиеся в помощи пары изъявили добровольное желание пройти курс личной терапии, временно оставить мысли о приемном родительстве до момента своего эмоционального выздоровления.

         Будущим приемным родителям важно осознать, что не проработав свои травмы, они не в состоянии создать благополучную семью. Так как частью создания новой семьи, является адаптационный период, важно понимать что взрослый с полной ответственностью готов выдерживать не только свои эмоции, но и дать поддержку приемному ребенку, а не переносить ему свою боль утраты.

         Список литературы.

  1. И.В. Добряков «Перинатальная психология» Изд.: Питер, 2010г.

Ш. Хаузнер «Даже если это будет стоить мне жизни!» Изд.: Институт консультирования и системных решений, Москва, 2013г



Просмотров: 358
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психотерапия – школа приемных родителей для своего внутреннего ребенка
  • Проблематика возвратов приемных детей в детские дома и пути ее решения
  • Адаптация приемных детей в семье
  • Как преодолеть давление социума при воспитании детей. Своих и приемных.
  • Психологические группы для приемных детей и подростков - трудности и пути решения.
  • О работе психолога. Опыт ведения групповых занятий «Школа приемных родителей».
  • Неоправданные ожидания приемных родителей.
  • Как создавать "Книгу жизни" для приемных детей разного возраста.
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Терапевтическая сказка для приемных детей "Сказка о Славном Мальчике"
  • Может ли развод родителей привести к психологической травме детей?
  • Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.
  • Дисциплинарная практика как фактор стимулирования в приемных семьях
  • Про родителей, детей, центрированность на ребенке и чувство вины.
  • Когда у горя нет конца. Переживание потери родителей подростками.
  • Конфликт детей и родителей. Системная терапия.
  • Развод родителей - глазами родителей и детей
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Арт-терапия в работе с перинатальными потерями и в ситуации рождения ребенка с ОВЗ
  • Об эмоциях родителей в процессе воспитания детей
  • «Особенности работы с созависимыми семьями на примере алкогольной семьи»
  • Выбор родителей: один или более трех детей
  • Нарушения полоролевой идентификации детей в семье как фактор дисгармонии будущей семьи
  • Для родителей, заинтересованых в успешности своих детей
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.
  • Как не обижаться на родителей, если они любят одного из детей больше?
  • Авторская техника «Компромисс в семье» совместно для родителей и детей (Мкарты «Хабитат»)
  • Когда мы совсем разные.Темперамент детей и родителей
  • Развод – дело родителей, а не детей! Или о том, как разводиться бережно для себя.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь