|
Работа с перинатальными утратами и травмами потери кровных детей у потенциальных приемных родителейАвтор статьи: Степанова Ольга Игоревна
Аннотация В данной статье нами акцентирована важность работы с семьями желающими стать приемными родителями и перенесшими в своем опыте травмы потери детей, освещены главные факторы с точки зрения современных подходов влияющие на дальнейшее воспитание приемного ребенка в замещающей семье. Представлено новое видение концепции работы школы приемных родителей с семьями перенесшими перинатальные утраты и травмы потери своих детей.
Ключевые слова: Перинатальные утраты, травма, травма потери, приемный ребенок, детский дом, приемные родители, семья, школа приемных родителей.
Введение Цель работы выявление и диагностика психологического состояния пар желающих стать замещающей семьей, исследование стадий травматизации, сопровождение в принятии решения о приемном родительстве. Задачами работы являются:
Актуальность темы обусловлена необходимостью тщательного анализа и работы с потенциальными приемными родителями, для обеспечения максимально экологичного принятия решения о создании и комфорта будущей семьи. Объект исследования – Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мытищинская школа музыкального воспитания» его воспитанники и учащиеся курсов школы приемных родителей. Предмет исследования - методы работы школы приемных родителей, личные дела приемных родителей, психологическое консультирование. Методы исследования – опросники, структурированное интервью, арт-терапия, системная терапия и ИРП. В настоящее время функционирует фонд по поддержке столкнувшихся со смертью ребенка «Свет в руках», частные родильные дома сотрудничают со специалистами по перинатальным потерям, но не в массовом порядке. Проблема заключается в том, что в нашем обществе отсутствует культура горевания, и сочувствия. Чаще семья столкнувшись с бедой, сталкивается с ситуацией один на один, до 50% семьей разводятся (исследования Clayton P. et al.). Данное положение является социальной проблемой. В качестве гипотезы мы рассматриваем явление возврата приемных детей и сложности адаптационного периода у семей перенесших перинатальную потерю и утрату собственных детей, как психологический фактор не прожитой травмы и недостаточность внимания психологами детских домов данной ситуации. В ходе работы школы приемных родителей выявлены проходившие курс отказавшиеся от идеи принять ребенка из детского дома в свою семью и семьи согласившиеся на дальнейшую работу с психотерапевтом. Введение в работу новых техник работы с парами перенесшими утрату считаем эффективным инструментом для выявления ресурсных семей.
Основная часть «Я хочу предположить, что мы лечим других людей с помощью своих собственных ран» Ролло Мей. К перинатальным потерям относятся случаи внематочной беременности, невынашивания беременности, антенатальной гибели плода, интранатальной гибели плода, смерти новорожденного в возрасте до 28 суток после рождения. (1)
В данной статье мы рассматриваем не только семьи с перинатальными потерями, а так же смерть кровных детей, так как частой проблемой является желание заместить умершего ребенка. В ходе изучения программ школ приемных родителей и скрытого наблюдения в процессе обучения в группе в период 2017-2018г.г. в детском доме г. Мытищи Московской области, а так же сбора информации волонтерами детских домов Москвы и Московской области собрана неофициальная статистика за 2017-2018г.г. От 20% до 38% опрошенных и обработанных в архивах анкет перенесли травму потери. В исследовании принимали участие женщины и семьи с травмой потери Таблица 1.
Необходимостью этого исследования вызван интерес связанный с возвратом приемных детей замещающими семьями и сложностями адаптационного периода. По данным таблицы можно приблизительно определить стадию нахождения проживания травмы, исключая залипания в ней путем интервью, опросников, арт-терапевтических методик.
Таблица 1
Рассмотрим основные стадии проживания утраты при перинатальных потерях и смерти кровных детей:
Факторами осложняющими прохождения стадий горя являлись:
«Залипание» на одном из этапов носит невротический характер, иногда переходит в пограничные состояния и в клиническую депрессию. Скорость проживания этапов определяется ресурсом клиента, в среднем занимает до 6 месяцев, но может затянуться до 12 месяцев. Если продолжается больше года, данному расстройству применяется код МКБ-10 F43.21 – «Пролонгированная депрессивная реакция», так же могут проявляться следующие клинические расстройства:
При клинических проявлениях необходимо медикаментозное лечение по назначению врача. Проблемами, возникающими в терапии были: борьба с сопротивлением, с чувством вины и работа с проекцией. Акцент исследуемых так же был на бессознательном уровне направлен на реакцию от социальной среды и страх что подумают другие о случившемся (родственники, друзья, соседи, коллеги на работе, муж). Чувство вины использовалось как инструмент самобичевания, клиент не хочет уходить в состояние горя, предпочитая винить себя за случившуюся смерть плода/ ребенка. Проэктивная симптоматика наблюдалась в виде параноидального желания взять ребенка из детского дома похожего на умершего, тут выделялись критерии возрастные, половые, типаж. Мнимый ресурс родитльства выдавался за действительный. В ходе работы с семьями получившими травму, была выбрана цепочка убеждений помогающих прожить случившуюся утрату:
Так же для оценки психологического состояния и выявления стадии травм были использованы методики: тестирование на ПТСР, СМИЛ, «Шкала Бека», «Диагностика показателей форм агрессии», опросники Г.Айзенка, «Шкала семейной адаптации и сплоченности», арт-терапевтические техники «Человек дождя», «Я и мои дети», метафорические карты «Эмоции» и «Ресурсы», системные расстановки по Хелингеру, ИРП. В процессе исследования, мы можем предположить, что ошибочный шаг принятия травмированной событиями потери пары приемного ребенка может повлиять на :
Чтобы не допустить поспешных шагов, мы предлагаем исследовать проблему с точки зрения двух современных подходов: системная и интегративно - ресурсная терапия. Рассматривая проблематику в системном подходе, мы работаем с клиентом и его родовой системой. Момент появления человека в нашей системе – это момент зачатия, поэтому даже ранние перинатальные потери мы прорабатываем с клиентом, как с частью родовой истории. С точки зрения системного подхода все эмбрионы – члены семьи (все замершие беременности, выкидыши, аборты, ЭКО). Исключение из системы умерших детей, может спровоцировать чувство тяжести и боли у последующих родившихся детях (эффект замещающего ребенка), поэтому важно погасить сопротивление клиента в терапии. Каждый должен оправдывать свое место в системе. Расстановочные сессии лучше проводить на фигурах. Интегративно - ресурсная психотерапия может использоваться как отдельная методика, так и совместно с системным подходом. Данный вид терапии направлен на осознание и целостность себя и своих ресурсов, включает в себя транзактный анализ, психоанализ, НЛП, системный и гуманистический подходы, а так же телесную и трансперсональную психотерапию. В данном подходе применяется принцип «триединства», ситуация рассматривается в объёме («взрослый» берет ответственность и корректирует «родителя», «родитель» помогает «ребенку»). ИРП относится к методам экспресс-терапии, но применять данный метод лучше на стадиях сделка, депрессия, принятие. Наша роль понять, когда у клиента есть готовность исцелиться данной методикой. В психосоматической медицине достаточно хорошо известны душевные и психосоматические последствия так называемого «синдрома выжившего» («синдрома концлагеря»), такие как нарушения концентрации и памяти, хронические головные боли, бессонница и др.(2) Данные расстройства так же регулируются с помощью психотерапии.
Вывод. Основная причина возврата приемных детей в семьях с утратой - отсутствие ресурсов приемных родителей и проекция умерших детей на приемных. Для предотвращения подобных ситуаций, необходимо более внимательно идентифицировать семьи с перинатальными утратами и смертью кровных детей, выделить для личной терапии дополнительные часы в рамках программы, создавать дополнительные терапевтические подгруппы в потоке школы приемных родителей, для осознания семьями, что в беде они не одиноки, а так же для обмена опытом. Личные консультации оказалась хорошим инструментом для выяснения истинных мотивов принятия решения взять ребенка в семью, а так же отличным инструментом для идентификации семей с перинатальными потерями и смертью кровных детей. В ходе обучения в школе приемных родителей и по ее окончанию, нуждающиеся в помощи пары изъявили добровольное желание пройти курс личной терапии, временно оставить мысли о приемном родительстве до момента своего эмоционального выздоровления. Будущим приемным родителям важно осознать, что не проработав свои травмы, они не в состоянии создать благополучную семью. Так как частью создания новой семьи, является адаптационный период, важно понимать что взрослый с полной ответственностью готов выдерживать не только свои эмоции, но и дать поддержку приемному ребенку, а не переносить ему свою боль утраты. Список литературы.
Ш. Хаузнер «Даже если это будет стоить мне жизни!» Изд.: Институт консультирования и системных решений, Москва, 2013г Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|