Дисциплинарная практика как фактор стимулирования в приемных семьях

Дисциплинарная практика как фактор стимулирования в приемных семьях

Л.А. Седых,
начальник. сектора психологического обеспечения и сопровождения
ООО "Бюро сошал сервис", преподаватель курса Управление персоналом»,
педагог-психолог детский сад № 1350 г. Москва 

Предлагаемая Вашему вниманию статья носит полемический характер. Должно появиться нечто новое в современном понимании в обеспечении жизнедеятельности ребенка в приемной семье. 
По способу подчинения дисциплина делится на принудительную и добровольную.
Также можно выделить три вида дисциплины – исполнительскую, активную и самодисциплину.
Исполнительская дисциплина – исполнение каждым членом семьи своих обязанностей. Недостаток этого вида дисциплины, хотя он очень привлекателен,  состоит в том, что ребенку зачастую не предоставляют права и, более того, не хотят, чтобы он их имел и проявлял какую-либо активность.
Активная дисциплина – использование прав при исполнении обязанностей. Здесь ребенок проявляет в своем поведении активность – активно пользуется своими правами.
Самодисциплина– исполнение ребенком своих прав и обязанностей на основе самоуправления. Этот вид дисциплины включает проявление ребенком большей активности, чем требует норма права.
Целью управления дисциплинарными отношениями является воспитание самодисциплины.
Для семьи с различной степенью численности известны средства повышения уровня дисциплины. В частности:

  • перенести акцент в управлении дисциплиной с принуждения, свойственного авторитарному стилю управления, на поощрение, убеждение, заинтересованность в результатах и мотивацию жизнедеятельности;
  • считать приоритетным прорабатывание вопроса о развитии исполнительской дисциплины в активную дисциплину с последующим переходом к самодисциплине;
  • определять эффективность родительского воздействия на дисциплину по ее уровню, т. е. по конечному результату, постоянно измеряя уровень дисциплины.

Дисциплинарная практика является существенным блоком воспитательной работы  в семье.
Осуществляется дисциплинарная практика путем разумного применения поощрений и взысканий, профилактических бесед с нарушившим ребенком дисциплину.
При этом важно понимать, что дисциплинарная практика – не только обусловленный, но и регулируемый, управляемый процесс.
Дисциплинарная практика рассматривается как фактор стимулирования в приемной семье. В ответном действии (реакции) активное, инициирующее начало принадлежит стимулу. Очень многие поведенческие акты или действия, невозможно объяснить лишь из анализа внешних условий (стимулов). Детям часто присущи слишком типичные действия, которые подчиняются не логике внешних воздействий, а логике их внутренней цели. Это не столько реакции на внешние стимулы, сколько акции, направленные на достижение цели с учетом внешних условий.

 

К типичным ошибкам приемных родителей любого возраста и вероисповедания, приводящим к конфликтной ситуации, относятся:

  • неправильная стимуляция ребенка поощрением и наказанием. Недопустимо поощрять и наказывать только за результат действия, игнорируя мотивы. Если ребенок не проявляет трудолюбия, прилежания, следует ли его благодарить за успехи в деятельности? Если же ребенок при выполнении родительского задания проявляет находчивость и смекалку, успешно решает нелегкую задачу, оказывает бескорыстную помощь  членам семьи, то очевидно, что такие действия должны сопровождаться поощрением;
  • в идеальном варианте родитель, стимулируя ребенка, как правило, опирается на поддержку родственников или значимых близких. В противном случае поощряемый ребенок попадает в разряд "любимчиков", а в случае применения дисциплинарных санкций – "невинно обиженных". Эти две ситуации влекут возникновение конфликтов;
  • обязательное взаимодействие с органами опеки и попечительства, дошкольными и школьными учреждениями, социальными службами, благотворительными фондами и общественными профильными организациями. Недооценивать их роль и значение в успешном функционировании, значит не владеть ситуацией управления в семье.

Для входящих в курс дела приемных молодых родителей необходимо учитывать, что никакие официальные отношения не в состоянии регламентировать множество ситуаций, ежедневно возникающих в процессе жизнедеятельности с ребенком. Как правило, неформальное объединение родитель - ребенок, закрепленное его устным наказом, а также отраженное в средствах визуальной стимуляции (например, рисуночное распределение обязанностей на холодильнике) родителя, способствует поддержке родителя. Конфронтация возможна в том случае, если родитель осуществляет взаимодействие с ребенком лишь с опорой на требования видимой им картины мира, не вникая во взаимоотношения членов семьи, условия их жизни и быта в недалеком прошлом.
Краткая характеристика конфликтного ребенка;

  • обычно вспыльчив и упрям, капризен, любит "поломаться" перед людьми;
  • не думает о последствиях собственных поступков;
  • усматривает множество недостатков в других;
  • считает, что члены семьи умело скрывают свои недостатки и выходят сухими из воды там, где он становится "козлом отпущения";
  • нередко переносит свои недостатки на других.
    Рекомендации:
  • поддерживать более строгие  отношения;
  • общаться вежливо, но твердо пресекать разговоры с  элементами нарушения личностных границ;
  • не верить раскаянию, чаще всего это игра.

Конфликтная ситуация – это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление по каким-либо целям использовать различные средства для их достижения. Это следствие объективных трудностей в деятельности любой семейной ячейки. Для перерастания противоречия в конфликтную ситуацию необходимы конфликтные взаимодействия. В основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия – конфликтоген (инцидент): повод, активизация действий одной из сторон, которая ущемляет действия другой стороны. Конфликтоген обусловлен следующими признаками:

  • наличие ситуации, которую участники (оппоненты) воспринимают как конфликтную;
  • неделимость объекта конфликта (предмет спора), т. е. объект конфликта не может быть справедливо поделен между оппонентами;
  • желание участников продолжать конфликтное взаимодействие для достижения своих целей.

Каждый из оппонентов принадлежит к какой-то формальной и неформальной структуре, которая оказывает на оппонента определенное влияние. Вместе с тем оппонент имеет определенный статус (ранг) – уровень власти, которым он реально располагает (1 ранг – от своего имени; 2 – от группы; 3 – от организации, которую посещает).
Рекомендации:

  • помочь участникам перейти с эмоционального уровня на интеллектуальный;
  • определить проблему взаимоотношения участников конфликтной ситуации:
  • на первом этапе – в общих чертах (например, если речь идет о несогласованности в жизнеобеспечении семьи, т. е. кто-то "не тянет лямку", то проблему можно отобразить как "распределение нагрузки"; если конфликт между личностью и остальными членами семьи возник из-за отсутствия доверия, то проблему можно выразить, как "общение");
  • на втором этапе – выявить главных участников;
  • на третьем этапе – перечислить основные потребности и опасения, связанные с этими потребностями. Здесь необходимо выяснить мотивы поведения участников, их позиции в данном вопросе, а также помнить, что опасения означают тревогу личности при затруднении реализовать свою потребность;
  • выявить затруднения, которое выдвигают участники конфликтной ситуации на пути к достижению цели; подтолкнуть стороны к взаимным уступкам, проявлению терпимости к возникшему затруднению хотя бы у одной из сторон.

Среди методов конструктивного улаживания конфликтных ситуаций в семейной сфере вызывает интерес технология медиации.
Медиация – метод, направленный на регулирование конфликтов путем реализации посреднической роли психолога. На Западе технологию медиации успешно внедряют, а в России познания в этой области минимальны. В первую очередь это связано отсутствием специалистов в данной области.
Введение вышеуказанных представлений об управлении конфликтами, возникающими при взаимодействии членов приемной семьи по причине различия во взглядах, существенно упрощает деятельность, вырабатывает тактику взаимоприемлемого решения, позволяет не переносить разногласия на другие сферы совместной деятельности, "работает" исключительно па профилактику нарушений исполнительской жизнедеятельности.
В целом, в результате изучения данной проблематики можно говорить о составляющей механизма дисциплинарной практики как фактора стимулирования детей приемных семей – формировании мотива на дисциплинарное сознание через косвенное внушение Для выполнения задания ребенком родителю необходимо учитывать фактор косвенного внушения (см. таблицу). В случае если косвенное внушение не имеет успеха, то можно переходить к авторитарным воздействиям.
Изменение в жизнедеятельности ребенка возникают лишь при включении смысловых образований личности.
Как работает косвенное внушение?
В психологии принципиальное отличие прямого (имеет форму повелительного наклонения) внушения от косвенного (оформляется в сложноподчиненное предложение с придаточным условным по схеме: "Если.., то...") заключается в психологическом механизме воздействия этих внушений на личность.
Следуя логике рассмотрения данного вопроса, где цель дисциплинарных отношений – самодисциплина, а промежуточная ступень – активная дисциплина, важно "донести" до ребенка значимость личностно-смыслового аспекта мотивации просоциального (альтруистического) поведения.
Поведение, задаваемое этим мотивом, основано на понимании запросов и сочувствии интересам другого человека, на отношении к ним как к своим собственным. В данном случае происходит полное совпадение мотива и цели деятельности. Для ребенка, пожалуй, другого механизма отыскать будет непросто.
Простой пример косвенного внушения, наглядно демонстрирующего стимулированный аспект одной из форм вербального воздействия: родитель, давая задание ребенку, формулирует: "На уроках будь внимателен. Если ты чувствуешь, что тебя отвлекают, то выполняй только задания учителя» или «До 22.00 меня не будет дома. Если ты не успеешь выполнить поручение, то можешь не рассчитывать на вечернее чтение и не доставать книгу с полки перед сном за ненадобностью".

Электронный адрес [email protected]
Skype bsska441
Телефон 8 906 045 69 10

 

 

 



Просмотров: 336
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как создавать "Книгу жизни" для приемных детей разного возраста.
  • Я- "родитель" для своих родителей. Причины "Лифта".
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Практика "Семейный миф" для клиентов. И немного про "Внутреннего взрослого Родителя"
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Если он ушел молча. Или как справиться с эффектом "незавершенного действия"
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Психологическая проблема ребенка как симптом "заболевания" всей семьи.
  • "Моей зарплаты хватает только для меня одного". Готов ли этот мужчина к созданию семьи?
  • Общий ответ на вопрос "Как прокачать свою дисциплину, если с ней проблемы"?
  • Родители I "Кнопка" для управления собственным ребенком
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Арт-техника для гармонизации отношений "Как если бы..."



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь