|
Семьи с "особым ребенком" - проблемы и консультированиеАвтор статьи: Баришполец Анна Михайловна
Появление в семье ребенка с особенностями в развитии и нуждающимся в уходе и лечении является тяжелым испытанием – не только для него самого, но и для всей семьи. Сразу же возникает ряд проблем, которые требуют решения – это реабилитационные мероприятия, экономические проблемы, социальная отчужденность, необходимость заниматься ребенком – практически круглосуточно. Требует внимания и психоэмоциональное состояние родителей, ребенка и вообще психологический климат в семье.
Реакции при выявлении заболевания или постановке диагноза развиваются по схеме горевания при любой другой утрате. Сам факт появления такого малыша – это крах надежд, мечты планов, связанных с этим ребенком. Родителям очень тяжело смириться с тем – что их ребенок – не такой, как все. И что он никогда не будет таким. Тут возможен и ступор, и наоборот, усиленное стремление к действиям. Наступает фанатичное стремление вылечить ребенка, любыми путями и средствами. Разыскиваются всевозможные методики, чудодейственные средства, прославленные врачи. При благоприятном течении болезни эти попытки будут иметь результат. Но, как правило, результат бывает меньше ожидаемого, и чудес не происходит. Если человек или семья попали на консультацию на этом этапе – здесь необходимы несколько направлений работы. Первое – это работа с осознанием случившегося, признание факта беды. Родителям нужно осознать – что их ребенок, вполне возможно, не будет никогда таким как все. Здесь возможны разные чувства – и обиды, и гнева – на судьбу, на обстоятельства, на докторов. Также эти чувства могут быть направлены и на ребенка – что, в сочетании с любовью к нему заставляет мучиться от этих амбивалентных эмоций. Здесь особенно необходимо мастерство психолога, и его деликатность вкупе со строгостью. После или одновременно с реакциями гнева возникает чувство вины у людей – что они не могут дать самому родному человеку то, что необходимо для его излечения. Люди терзаются, и у них наступает депрессивная фаза, когда все ресурсы организма и психики исчерпаны. Здесь работа должна быть направлена на то, чтобы выйти из замкнутого круга вопросов, не имеющих ответа – «кто виноват», «почему это случилось». Нужно поднимать самооценку, ресурсы, веру в себя. Проблем, настигающих семью с появлением особого ребенка множество. Коснемся некоторых из них. Нередки случаи – когда семья распадается. Чаще уходит мужчина, не выдержав трудностей. Женщина остается наедине со своим горем. Она вынуждена поднимать ребенка сама, при этом заниматься также решением множества других вопросов, в частности материальных, бытовых, а также личной жизни. Если семья остается целостной –отношения могут в ней складываться непростые. Здесь сказывается и постоянная усталость, и нервное напряжение. Родители чувствуют себя матерью и отцом, отношения мужчины и женщины отходят на второй план. Тут могут применяться методы семейного консультирования. Очень серьезной проблемой является то, что родители особого ребенка практически не имеют возможности оказаться в одиночестве, не имеют личного пространства. Эта проблема встречается и у матерей со здоровыми детьми – но в случае наличия ребенка, который не может себя обслуживать, не может самостоятельно передвигаться, не умеет и не может себя развлечь – встает особенно остро. Мать практически привязана к ребенку, и физически и морально. Вполне возможен и такой вариант – что посещение психолога является вариантом немного отдохнуть, уделить время себе. Здесь нужна поддержка – желательно и социальная, и психологическая. Необходимо дать человеку просто выговориться, рассказать о своих трудностях. Неуместно восхищаться ее силой духа, воли – у нее может просто не быть варианта быть другой. Человек устал – и эту усталость нужно немного облегчить. Следующий аспект работы – это детско-родительские отношения. Необходимо помогать наладить контакт с ребенком, который может быть излишне капризен, по причине своего тяжелого состояния здоровья. Возможен и аутистичный компонент. Работа ведется в обучающем и консультирующем ключе. Нельзя обойти стороной и проблему с другими детьми в семье. Отношения могут складываться по-разному – как в сторону повышенного внимания к больному ребенку, и, соответственно, этим вызывается ревность у здоровых детей. Возможен вариант сравнения ребенка с особенностями с братьями и сестрами – и сравнение будет не в его пользу, он моет чувствовать себя неполноценным. Психолог должен опираться на основополагающие принципы экзистенциальной терапии – эмпатия, понимание, конгруэнтность, гибкость взглядов и поведения. Необходимо обучать членов семьи релаксации и методам снятия нервного напряжения. Самый оптимальный вариант работы – это со всей семьей в комплексе – и с ребенком, и с родителями, и с сиблингами, если таковые имеются. Тогда велика вероятность создания в семье гармоничного психологического климата. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|