Гиперконтроль над ребенком. Какие последствия могут быть?

Воспитание - это наука,

научающая нашего ребенка обходиться без нас.

Э.Легуве

 

 При рождении долгожданного  малыша родители стараются окружить его максимальной заботой и вниманием. И это прекрасно и правильно.

 Но в некоторых семьях такая ситуация сохраняется на годы, особенно, если второй ребенок так и не появляется, и плавно переходит в гиперконтроль.

Причин тому  много, и каждая ситуация предполагает индивидуальное рассмотрение, а в идеале, совместную работу семьи и психолога.  

 Поговорим о возможных последствиях гиперопекающей заботы и контроля.

  1. Медленно, но верно у ребенка формируются такие личностные качества как неуверенность в себе, инфантилизм, безынициативность и пассивность.
  2. Завышенные требования к себе и миру, перфекционизм, идеализм.
  3. Тревожность или расслабленность как постоянное фоновое эмоциональное состояние, зачастую, с невротическими проявлениями.

А вот и отдаленные последствия этих качеств, напрямую отражающиеся на судьбе и образе жизни человека,  выросшего в условиях гиперконтроля и опеки: несамостоятельность, долгое "сидение на шее"  у родителей; 

незаинтересованность в учебе, работе, личностном и социальном росте;

долгое безбрачие, неудачные личные отношения;

 скрытность, недоверие, претенциозность, склонность к апатии и депрессии, а также к разного рода зависимостям.

Наверняка, каждый из вас сталкивался или знает несколько таких взрослых людей. Они могут просить в долг и не отдавать, жаловаться на всех и вся, выбирая позицию жертвы или неудачника. Они похожи на больших растерянных детей, которым, действительно, иногда искренне хочется помочь, но, поразмыслив, понимаешь, что своей помощью только навредишь.  

 Подробней остановлюсь на одном аспекте в  воспитании, который является краеугольным в развитии этих негативных сценариев.

И это право на ошибку! У каждого человека, и тем более, ребенка, есть эта естественная способность совершать ошибки. Всем известен афоризм  "Не ошибается тот, кто ничего не делает."

А гиперконтролирующий  родитель лишает своего ребенка этого важного познавательного опыта  - ошибаться, анализировать, делать самостоятельные выводы и пробовать снова.

 Проявляя сверхконтроль, - т.е. делая за ребенка то, что он уже умеет  сам, либо не допуская к каким - то новым видам деятельности, без конца проверяя, родитель транслирует  свою неуверенность в нем, в его способностях и возможностях. При этом зачастую у таких родителей  есть ожидания, что ребенок будет многое делать сразу и хорошо. Например, рисовать или ездить на велосипеде,  учиться в школе.

Внутренняя, и часто неосознаваемая, мотивация таких ожиданий может звучать так: "Я же так много в него вкладываю, стараюсь - он не может быть не успешен" И дети это чувствуют, и тоже искренне стараются оправдать ожидания. Но - при малейшей трудности, неудаче, на их взгляд, - следует громкая или тихая истерика. Таких детей хорошо видно в первом классе. Они могут рвать и швырять непонравившиеся им рисунки, или бесконечно пользоваться стирательной резинкой, так и не заканчивая работу.

Они боятся ошибиться! Потому что, во-первых, задание нужно выполнить самостоятельно, во-вторых, так, чтобы было идеально, по их мнению.

А опыта такого в их маленькой жизни почти не было, - вот и не справляется детская психика, и образуются неврозы, энурезы, тики и т.д.

 При сильном характере и темпераменте ребенка даже при гиперконтроле могут быть протестные реакции, бунты, особенно в подростковом возрасте.

Может сформироваться двуличие: в семье и с другими взрослыми ребенок паинька, а в детском коллективе задира или пакостник.  

 Просто  и наглядно описал работу этих внутренних механизмов Эрик Берн, американский  психолог, известный своей книгой "Люди, которые играют в игры" и автор метода трансактного анализа. Суть такова: у человека есть 3 основных состояния, формирующихся еще в раннем детстве (Эго-состояния)- это Родитель, Ребенок, Взрослый. И они по - разному  проявляются.

Родитель - это контроль, власть, правота. Это представления о нормах, правилах, границах и запретах, осторожность и ответственность.

Внутренний Родитель –  важная наша часть, необходимая для того, чтобы с нами все было хорошо и "правильно".  Девиз этого состояния звучит как "Надо!"

Внутренний Ребенок  - это наша эмоциональная часть, потребности и желания. Выражаться может по-разному, различают Ребенка Адаптивного, Бунтующего и Свободного.

Девиз Эго-состояния Ребенка: "Хочу!"

И, наконец, Эго-состояние Взрослого характеризуется осознанностью, объективным взглядом, умением анализировать, прогнозировать, взвешенно принимать решения, достигать цели.

Хорошая новость - взрослое состояние  развивается в течение всей жизни.

Девиз: " Я знаю, как достичь своих желаний и могу это сделать"

 В ситуации, когда  ребенок  растет под  гиперконтролем, у него преобладает состояние  Родителя  или Ребенка, и совсем слабо формируется и выражается позиция Взрослого.

На консультациях это часто выглядит так. Приходит такая молодая женщина с малышом, с которым не может справиться. Говорит, что вот мама велит делать так, а я не хочу так, так делали со мной, но не знаю как по-другому. Она - не знает, потому что у нее внутренний слабый Взрослый, он не помог ей своевременно  подготовиться к такой важной перемене в жизни, и  потрудиться прочесть хотя бы пару книг и послушать несколько семинаров на тему воспитания детей.

И в заключение, считаю важным сказать еще об одном моменте. 

Особенно вреден  гиперконтроль для мальчиков. Научившись не доверять самому себе, у подростка возникают трудности как с самоопределением, так и  с  ответственностью. Это взаимосвязанные понятия - если я делаю выбор, то должен нести за него ответственность. А это незнакомо и страшно - делать выбор, поэтому лучше самому не выбирать, и тогда ответственность будет на другом. Так появляются  безвольные молодые люди, не способные создать и содержать семью, найти свое настоящее дело и работу.

И для мальчиков и для девочек  важно чувствовать защищенность и родительскую любовь, выражаемую через доверие и разумную заботу.

 И думаю, лучшая подсказка для этого - ваше открытое сердце и готовность учиться, в том числе и у своих детей тоже. Мудрые родители часто говорят об опыте родительства как очень ценном, удивительном, открывающем заново как их самих, так и мир вокруг.

Как пишет прекрасный детский поэт Михаил Яснов ( последнюю строчку читайте как право на ошибку и свой собственный опыт)

 Есть у взрослых много прав -

Рассуждая здраво,

И ребенок тоже прав,

Защищая право

Разорвать о гвоздь рукав,

Сунуть в рот козявку,

И одно из главных прав -

Право на добавку!

 



Просмотров: 454
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "А внутренний ребенок кричит вам:" Я есть!"
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Как научить ребенка различать "лево" и "право"
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Я- "родитель" для своих родителей. Причины "Лифта".
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Внутренний ребенок тоже "в счет"!
  • "Я ЕСТЬ! Я ИМЕЮ ПРАВО БЫТЬ!" как базовое право человека
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • "Я своего ребенка знаю, он не такой" - о подростках
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • "Неудобная" профессия: может ли психолог помочь своим близким и… самому себе?
  • "Некомфорное" состояние внутреннего ребенка
  • "Со мной все хорошо" , или как формировать самооценку у ребенка?
  • Истерика у ребенка: "тревожный" сигнал или норма жизни?
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь