|
Проблематика возвратов приемных детей в детские дома и пути ее решенияАвтор статьи: Степанова Ольга Игоревна
Аннотация В статье акцентируется важная проблема – профилактика возвратов приемных детей в детские дома, рассмотрено влияние данного процесса на нарушение психического состояния, привязанностей и проблемы социальной адаптации, исследуется экологичность потребностей взрослых для принятия приемного ребенка в семью. Выводом статьи является необходимость проведения комплексных мероприятий со стороны государства, общества и приемной семьи, в частности постоянное совершенствование базы школ приемных родителей и максимальное поддержка службы сопровождения замещающих семей.
Введение Актуальность темы обусловлена становлением личности каждого ребенка попадающего из детского дома в приемную семью, максимальная его защита и безопасность в новой семье, а так же поддержка приемных родителей в период адаптации. Семья – это своеобразная уменьшенная копия государственной модели. Наличие полной семьи помогает ребенку адаптироваться в социальной среде, обрести новые навыки и традиции, чувствовать себя полноценной личностью в обществе.
Известно, что тема замещающих (приемных) семей в социальной среде воспринимается как благое дело и в обществе не принято признание сопутствующих проблем и особенностей адаптационного периода. Так же не акцентируются проблемы возврата приемных детей в детские дома. В качестве гипотезы необходимо рассмотреть явление возврата приемных детей, как фактор иллюзорного восприятия приемными родителями представления о создании семьи и недостаточность исследования их психических и индивидуальных особенностей для решения органов опеки. В ходе работы школы приемных родителей выявлены не «экологичные» намерения и намерения возможного отказа от идеи принять ребенка из детского дома в свою семью. Введение более «агрессивной» системы обучения приемных родителей считаем более эффективным для выявления ресурсных семей. Д. Пол, руководствовался фразой: «Ни один тест не является слишком пристальным и ни один опросник - чересчур внедряющимся в личную жизнь, если речь идет о доверительности, честности и надежности человека, желающего усыновить ребенка.» [1] В ходе изучения программы школы приемных родителей и скрытого наблюдения в процессе обучения внутри группы кандидатов, хотелось бы обратить внимание на необходимость данного курса и его эффективность. На территории Российской Федерации постановлением №391 от 25 апреля 2012г. действует обязательное требование для замещающих семей в обязательном порядке пройти курс школы приемных родителей. Необходимость данного курса обусловлена решением нескольких скрытых проблем, таких как: реальная готовность семей взять приемного ребенка, отсутствие знаний о детской психологии развития и понятия детская депривация, проблемы адаптационного периода, «подводные камни» приемных детей и профилактика возвратов приемных детей в детские дома. Неофициальная статистика (сведения сотрудников детских домов и волонтеров) дает данные по возвратам последних ле в среднем 8-10%, в некоторых регионах до 20%. Статистика возвратов Министерства образования и науки Российской Федерации в вопросах оказания государственной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей дает данные за последние 3 года:
Необходимо отметить специфику детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их объединяет эмоциональная и социальная депривация. Депривация – это лишение чего либо. Депривационная симптоматика у детей-сирот включает в себя фактически весь спектр психических отклонений – от легких особенностей психического статуса до грубых нарушений развития интеллекта и характера. Глубина и тяжесть депривационных нарушений зависят от срока наступления депривационного воздействия, его длительности и интенсивности, а также от качества депривационного воздействия. Депривационные условия различно воздействуют на детей разного возраста. С возрастом меняются потребности ребенка, а так же восприимчивость к их недостаточному удовлетворению. Для того чтобы стать полноценной личностью, ребенок должен воспитываться в эмоционально теплой и стабильной обстановке. А. Адлер отмечал, что если эмоциональный контакт с близкими взрослыми или окружающими людьми нарушен, ребенок живет как бы на вражеской территории: обстоятельства подавляют его; его ожидания, относительно будущего, пессимистичны; он постоянно чувствует себя слабее других, нелюбимым. На этой почве возникают различного рода психологические проблемы.[2] «Раненый» кровными родителями ребенок, имеет ряд особенностей, касающихся психологического, умственного, физического и социального развития. Если ребенок подвержен повторному возврату из замещающей семьи, он теряет веру в будущее, впадает в состояние ненужности, замыкается, появляется страх привязанности и недоверие к новой семье, страх повторения сценария, частым явлением становится отрицание Бога. «Возвратный» ребенок винит себя и живет с установками: «я никому не нужен», «меня никто не полюбит». Данные жизненные обстоятельства могут вызвать ретравматизацию и нарушения психики: депрессию, невротические реакции, психоз, суицидальное поведение и так до развития шизофрении. Основные причины возвратов приемных детей в детские дома:
Основная причина возврата - отсутствие ресурса семьи. По моему мнению, для ликвидации этого явления необходимо усилить программу школ приемных родителей, максимально раскрыть тему и «подводные камни» адаптационного периода, приглашать существующие приемные семьи для обмена опытом во время обучения. Причиной разочарования некоторых учащихся является несоответствие желаний стать приемной семьей и реальности. Большой труд осознанно принять решение и взять на себя ответственность за чью-то жизнь. Работа психологов на базе детских домов предполагает собой поддержание ресурса семей, исключив иллюзорность процессов, снятие «розовых очков» с двух сторон (подготовка будущих родителей и приемных детей), а так же дальнейшее взаимодействие на протяжении периода адаптации. Срок адаптации по моим наблюдениям индивидуален, может длиться в среднем от 1 до 3 лет, это зависит от возраста ребенка взятого из учреждения, его истории и ресурсности приемной семьи. Важным этапом является работа с будущими приемными семьями в процессе обучения в школе приемных родителей, хотелось бы акцентировать важность полной семьи с наличием обоих супругов. Именно присутствие пары благоприятно отразится на результате, это обусловлено разницей программ школ приемных родителей, а так же совместными переживаниями во время обучения. Для психологов детских домов целостность пары поможет в более четком формировании картины семьи и подбора приемного ребенка, с учетом индивидуальных особенностей супружеской пары. В исследовании приняли участие 42 человека. В ходе обучения трое (из них одна семейная пара) самостоятельно приняли решение об отказе прохождения курса, обосновав неспособностью брать ответственность и собственной неготовностью. Четверо обучаемых (из них одна семейная пара) изъявили желание окончить курс и стать наставниками в детском доме. Определение причины и мотива принятия решения о создании замещающей семьи является важным для заключения в органы опеки. Руководствуясь психодиагностическим комплексом, разработанным В. Н. Ослон, для оценки мотива стать замещающей семьей были использованы: 1) «Стандартизированное интервью» (изучение и оценку жизненной ситуации); 2) «Опросник мотивации приема». Опрос проводился в заключительной части курса. В исследовании участвовали 39 человек, с учётом троих выбывших с курса Для анализа результатов так же использовались следующие методики: «Диагностика показателей форм агрессии», «Предрасположенность личности к конфликтному поведению», тест Т.Лири, опросники Г.Айзенка, «Шкала семейной адаптации и сплоченности», опросник А. Басса-А.Дарки, уровень эмпатии (методика по А. Меграбяну и Н. Эпштейну), опросник К.Томаса «Стиль поведения в конфликте», методика УСЦД Фанталовой, Р.Амтхауэр структура интеллекта, СМИЛ, МЦВ, методика Сонди. В связи с тем, что 2018 год начался с возвратов, пересмотрены личные дела учащихся школ приемных родителей вернувших детей обратно. С учетом анализа результатов тестирований, органами опеки и отделами сопровождения воспитанников и замещающих семей, принято решение давать положительные заключения максимально ресурсным супружеским парам. Индивидуальная консультация оказалась хорошим инструментом для выяснения истинных мотивов принятия решения взять ребенка в семью. При использовании метафорических карт выявились внутренние травмы, чаще всего связанные с непроработанными детско-родительскими отношениями, в некоторых парах выявился эффект замещения смерти кровных детей и не прожитое горе, так же выявились «жертвы рекламы» (так они себя назвали, позиционируя при личной встрече), аргументируя потребностью социума и «быть как все». Во время игротерапии были организованы расстановочные сессии, где явно отображалась эмоциональная сторона учащихся. В Обучающимся 39 человек (трое добровольно покинули курс) предоставлено 10 положительных заключений (из них 4 семейные пары). Школа приемных родителей – это хорошая база для осознанного решения супругов взять ответственность за нового члена семьи, помочь вместе пройти новый жизненный путь, быть готовыми сломать прежние устои, набраться сил и терпения. В процессе обучения будущие родители знакомятся с юридическими аспектами, теневыми сторонами своих намерений, с такими понятиями как «книга жизни», кровные родители, возрастные кризисы, проблемы адаптации, разница поколений, типы привязанностей, принятие и многие другие темы. По проведенным опросам волонтерских сообществ, в городе Москва, организация учебной базы показывает хороший результат, в регионах школы приемных родителей имеют формальное значение, в связи с этим и показатели по возвратам намного выше. Если приемная семья все же не справляется, можно ли предотвратить намерения вернуть ребенка? Разумеется да! Необходимыми факторами для этого должны являться государство, общество и сама семья. Со стороны государства должны быть созданы кризисные центры, экстренные психологические группы быстрого реагирования (в том числе помощь на дому), увеличение штата психологов в службах сопровождения замещающих семей, в дошкольных и школьных учреждениях, так же организация досуга и обучающих мероприятий для ребят с трудным детством. Так же государственной задачей должно быть глобальное укрепление института семьи. Со стороны общества должна быть поддержка приемных родителей (не каждую семью поддержат родственники, коллеги, друзья), на социальном уровне должна быть поддержка замещающих семей в виде социальных роликов и телепередач в СМИ, создание общественных организаций и культурно-досуговых учреждений для подобных семей. Со стороны семьи должно быть желание, терпение и любовь. Не важно, сколько детей в год вернулось в стены детских домов: 100 или 10 000. За каждой цифрой – человеческая трагедия и каждый из них пережил большую травму – потерю кровного родителя. Это особенные дети… с историей, которую не забыть, с травмами, которые не стереть.
Список литературы
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|