Воспитание культуры личной безопасности: "проблемные узлы" семьи.

В феврале 2017 года  сотрудники ГИБДД и пожарной службы г. Новокузнецка, представители комитета социальной защиты администрации, психологи,  общественники, бизнесмены, депутаты и журналисты собрались за круглым столом на дискуссионной площадке «По SUществу», чтобы обсудить актуальную тему «Как защитить наших детей».

В ходе обсуждения многие участники озвучивали самый важный и главный вопрос – как привлечь родителей к выполнению родительских обязанностей в сфере безопасности детей. В ходе дискуссии   сформировались актуальные и новые   проблемные   моменты в семейном воспитании культуры личной безопасности, которые я  объеденила  в  три "проблемных узла":  

  • Нечеткое представление родителями  сути декларируемого правила.

Разберем этот "проблемный узел" на распространенном понятии «незнакомый человек». Да, это понятие весьма расплывчато, поэтому может трактоваться по разному как родителями, так и детьми. Например, в исследовании Лии  Шаровой, руководителя  центра «Стоп-Угроза» есть такие данные:

"Все дети считают, что они могут доверять «знакомым взрослым», в том числе соседям, родителям друзей, продавцам из соседнего магазина, — всем людям, кого они уже когда-то видели. 19 из 20 детей 100% пойдут куда-то с любым человеком, который назовет их по имени" (более подробно в  моем блоге "Безопасность детей: мифы и статистика"). Поэтому взрослым необходимо помнить, что дети доверчивы и  всякий человек, каким-либо образом узнавший имя ребенка автоматически попадает в категорию «знакомых». Лия   Шарова предупреждает: "Ребенок должен доверять только членам семьи и учителям, возможно, няне и водителю, крестной и близкому другу семьи. И больше никому. Все посторонние люди -  не должны подходить к вашему ребенку ни с угощением, ни за помощью, ни просто поболтать."

Кроме того, если с детьми родители   не проигрывают  ситуации, а просто морализируют (не разговаривай с незнакомым человеком», «не ходи с незнакомцем», «не садись в машину к незнакомому»), то  дети могут обращать особое внимание на окончание «-ый», рисуя в своем воображении именно мужчину. Поэтому любая девочка, а также девушка, женщина, бабушка при этом исключаются из числа потенциально опасных «незнакомых» собеседников. На этом важно сделать акцент, т.к. большинство детей (и даже взрослых) наивно верят, что опасные незнакомцы бывают страшными мужчинами  и с самого начала кажутся подозрительными.  "Настоящий преступник, который может увести вашего ребенка — не подозрителен. Он — самый не подозрительный из прохожих. Это вежливый, улыбающийся, прилично одетый человек, это миловидная женщина или аккуратный старичок" - делает вывод руководитель   центра «Стоп-Угроза» Лия   Шарова.

Возвращаясь к проблемному вопросу о незнакомце, можно  раскрыть этот термин так - «Незнакомый человек – это человек, которого не знаешь». Из определения вытекает, что в эту категорию попадают: девочки, мальчики, девушки, юноши, женщины, мужчины, пожилые женщины и пожилые мужчины. 

  • Безопасность — это сумма усвоенных знаний (знание правил), т.е. правила безопасности важно выучить.

Многие родители уверены, что  чем чаще они  напоминают  ребенку правила поведения в определенных ситуациях, тем большая вероятность, что он их запомнит,  и, конечно же, будет применять. Конечно, само объяснение  правил в  доступной форме — очень важная информация  для ребенка. Но самое важное правило безопасности — это не только регулярно повторять, но и  проигрывать ситуации вместе, тогда эти жизненно важные знания действительно  будут служить надежной защитой от любых неприятностей.

Безопасность -  это не просто сумма усвоенных знаний (знание правил), а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Это поведенческие навыки, которыми пользуются дети в повседневной жизни.  То есть, воспитание культуры безопасности в семье должно быть построено таким образом, чтобы дети не только «запомнили» информацию по безопасности, но и воспользовались ею.


С психологической точки зрения – воспитание культуры безопасности имеет определенные составляющие: 
воспитание мотивации к безопасности (мое поведение оберегает меня от опасности/я ценен для родителей, меня любят, поэтому я забочусь о себе); 
готовность к эстетическому восприятию и оценке действительности (усвоение норм и ценностей, включая моральные и нравственные ценности и планирование своей деятельности на их основе); 
психологическая подготовка к безопасному поведению (развитие таких интегративных качеств личности, как любознательность, активность, самостоятельность). 


Взрослым необходимо помнить, что важно обучить ребенка максимальному набору компетенций безопасного поведения, но, к сожалению, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома. Поэтому задачей взрослых является обучить ребенка действовать без паники. Умение не растеряться в критической ситуации – важный навык, который может уберечь от беды ребенка. Например, всем известно, что нужно делать при пожаре — вызывать пожарную службу по телефону «101» (или по единому номеру «112»). Это действие очевидно, но в реальности может ли ваш ребенок это сделать? Владеет ли он навыком вызова экстренных служб (набрать номер и сообщить информацию и знает ли номера служб)? Психологическая выдержка поможет объективно оценить ситуацию и действовать адекватно условиям. Но спокойствие сохранять гораздо легче, когда четко знаешь, что ты владеешь не только знаниями, но и практическими навыками. 

  • Ответственность  родителя -  требовать   «соблюдения правил» детьми.

Любое правило безопасности должно быть осознано и принято ребенком — только тогда оно станет действенным регулятором его поведения (это (правило) должно выполняться неукоснительно, так как от этого зависит мое их здоровье и безопасность). Главными приемами формирования навыков безопасного поведения у детей является тренировка и практическое обучение правилам целесообразных действий, а так же ежедневный пример родителей. Поэтому прямолинейное, декларативное требование «соблюдать правила» безопасности чаще всего оказываются малоэффективным.   Таким образом, обучить детей безопасному поведению — это значит приучить их к определенному образу жизни, поэтому родители должны быть  примером для своих детей. Все усилия-морализирования будут сведены на нет, если родители  сами в повседневной жизни пренебрегают  правилами безопасного поведения. 

Еще одна ошибка родителей - чрезмерная опека, котрорая  вредит ребенку, т.к. подавляет в нем самостоятельность и способность действовать в случае критической ситуации. Многие родители не отпускают  от себя ребенка ни на шаг вплоть до подросткового возраста,  полагая, что ребенок «повзрослеет» (наберется ума), тогда и можно будет освободить его от своей постоянной опеки. Но практика показывает, что именно такие дети менее остальных способны позаботиться о своей безопасности, поскольку привыкли надеяться на родителей.


Безопасность ребенка во многом зависит от качества его взаимоотношений с родителями, поэтому именно родители должны быть примером для своих детей по безопасному поведению. Ребенок копирует все и хорошее и плохое, недаром, народная мудрость гласит  - "дети зеркало своих родителей"! Поэтому от того какой родители показывают ежедневный пример соблюдения навыков личной безопасности, насколько они компетентны в вопросах воспитания культуры безопасности и будет зависеть уровень культуры личной безопасности ребенка. 

Примеры навыков личной безопасности по возрастам ребенка раскрыты на авторском  сайте  - http://kuzminaa.ru/o-roditelyax/lichnaya-bezopasnost/


Помните, что ваше неравнодушие  и обучение ребенка навыкам самопомощи может спасти ему  жизнь! 



Просмотров: 701
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Нарушение потребности в безопасности как источник "проблемного" поведения детей
  • Правила безопасности детей на улице. Простые правила как обезопасить ребенка от незнакомцев.
  • "Дети 90-х" и "сбитые настройки" безопасности
  • "Подушка безопасности". Статья о родителях юных спортсменов и не только
  • "Боль хочет, чтобы ее чувствовали". Техника безопасности в моменты горевания.
  • Правила безопасности для детей – алгоритм действия в социуме.
  • План фиансовой защиты или зачем нужна "Финансовая подушка безопасности"
  • "Я в домике". Или лучший способ вернуть чувство безопасности
  • "Ловушки" любви: «Ты - самый/самая лучший/лучшая, поэтому я должен/должна быть с тобой!»
  • Чтоб не "сорвало крышу". Техника безопасности.
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Стратегия безопасности ребенка дошкольного возраста
  • Техника безопасности для ребенка
  • Об "остановке безопасности" в психологии.
  • "Взрослые дети алкоголиков" для детей непьющих родителей
  • Из Стратегии безопасности детей. ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Ребенок должен быть в безопасности
  • ПАМЯТКА ДЕТЯМ. Родителям на заметку. Из Стратегии безопасности детей
  • О безопасности детей - как разговаривать с незнакомцами
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Из Стратегии безопасности детей. ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
  • Сделайте мне ребенка таким, как я хочу или "неудобные" дети
  • ДетиI Осторожно, родители. Техника безопасности
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Говорим с ребёнком о личной безопасности
  • Почему родители не понимают своих детей? "Теория поколений".
  • Зачем родители "душат" своих детей? Причины и следствия
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Памятка родителям и педагогам "Как отучить ребенка бить других детей?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь