|
Воспитание культуры личной безопасности: "проблемные узлы" семьи.Автор статьи: Кузьмина Ася Анатольевна
В феврале 2017 года сотрудники ГИБДД и пожарной службы г. Новокузнецка, представители комитета социальной защиты администрации, психологи, общественники, бизнесмены, депутаты и журналисты собрались за круглым столом на дискуссионной площадке «По SUществу», чтобы обсудить актуальную тему «Как защитить наших детей». В ходе обсуждения многие участники озвучивали самый важный и главный вопрос – как привлечь родителей к выполнению родительских обязанностей в сфере безопасности детей. В ходе дискуссии сформировались актуальные и новые проблемные моменты в семейном воспитании культуры личной безопасности, которые я объеденила в три "проблемных узла":
Разберем этот "проблемный узел" на распространенном понятии «незнакомый человек». Да, это понятие весьма расплывчато, поэтому может трактоваться по разному как родителями, так и детьми. Например, в исследовании Лии Шаровой, руководителя центра «Стоп-Угроза» есть такие данные: "Все дети считают, что они могут доверять «знакомым взрослым», в том числе соседям, родителям друзей, продавцам из соседнего магазина, — всем людям, кого они уже когда-то видели. 19 из 20 детей 100% пойдут куда-то с любым человеком, который назовет их по имени" (более подробно в моем блоге "Безопасность детей: мифы и статистика"). Поэтому взрослым необходимо помнить, что дети доверчивы и всякий человек, каким-либо образом узнавший имя ребенка автоматически попадает в категорию «знакомых». Лия Шарова предупреждает: "Ребенок должен доверять только членам семьи и учителям, возможно, няне и водителю, крестной и близкому другу семьи. И больше никому. Все посторонние люди - не должны подходить к вашему ребенку ни с угощением, ни за помощью, ни просто поболтать." Кроме того, если с детьми родители не проигрывают ситуации, а просто морализируют (не разговаривай с незнакомым человеком», «не ходи с незнакомцем», «не садись в машину к незнакомому»), то дети могут обращать особое внимание на окончание «-ый», рисуя в своем воображении именно мужчину. Поэтому любая девочка, а также девушка, женщина, бабушка при этом исключаются из числа потенциально опасных «незнакомых» собеседников. На этом важно сделать акцент, т.к. большинство детей (и даже взрослых) наивно верят, что опасные незнакомцы бывают страшными мужчинами и с самого начала кажутся подозрительными. "Настоящий преступник, который может увести вашего ребенка — не подозрителен. Он — самый не подозрительный из прохожих. Это вежливый, улыбающийся, прилично одетый человек, это миловидная женщина или аккуратный старичок" - делает вывод руководитель центра «Стоп-Угроза» Лия Шарова. Возвращаясь к проблемному вопросу о незнакомце, можно раскрыть этот термин так - «Незнакомый человек – это человек, которого не знаешь». Из определения вытекает, что в эту категорию попадают: девочки, мальчики, девушки, юноши, женщины, мужчины, пожилые женщины и пожилые мужчины.
Многие родители уверены, что чем чаще они напоминают ребенку правила поведения в определенных ситуациях, тем большая вероятность, что он их запомнит, и, конечно же, будет применять. Конечно, само объяснение правил в доступной форме — очень важная информация для ребенка. Но самое важное правило безопасности — это не только регулярно повторять, но и проигрывать ситуации вместе, тогда эти жизненно важные знания действительно будут служить надежной защитой от любых неприятностей. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний (знание правил), а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Это поведенческие навыки, которыми пользуются дети в повседневной жизни. То есть, воспитание культуры безопасности в семье должно быть построено таким образом, чтобы дети не только «запомнили» информацию по безопасности, но и воспользовались ею.
Любое правило безопасности должно быть осознано и принято ребенком — только тогда оно станет действенным регулятором его поведения (это (правило) должно выполняться неукоснительно, так как от этого зависит мое их здоровье и безопасность). Главными приемами формирования навыков безопасного поведения у детей является тренировка и практическое обучение правилам целесообразных действий, а так же ежедневный пример родителей. Поэтому прямолинейное, декларативное требование «соблюдать правила» безопасности чаще всего оказываются малоэффективным. Таким образом, обучить детей безопасному поведению — это значит приучить их к определенному образу жизни, поэтому родители должны быть примером для своих детей. Все усилия-морализирования будут сведены на нет, если родители сами в повседневной жизни пренебрегают правилами безопасного поведения. Еще одна ошибка родителей - чрезмерная опека, котрорая вредит ребенку, т.к. подавляет в нем самостоятельность и способность действовать в случае критической ситуации. Многие родители не отпускают от себя ребенка ни на шаг вплоть до подросткового возраста, полагая, что ребенок «повзрослеет» (наберется ума), тогда и можно будет освободить его от своей постоянной опеки. Но практика показывает, что именно такие дети менее остальных способны позаботиться о своей безопасности, поскольку привыкли надеяться на родителей.
Примеры навыков личной безопасности по возрастам ребенка раскрыты на авторском сайте - http://kuzminaa.ru/o-roditelyax/lichnaya-bezopasnost/
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|