Профилактика психосоматики общества-основной фактор повышения педагогической культуры

В последнее время мы все чаще обращаемся к понятию «психосоматика» при выявлении причин различных болезней, в том числе и «болезней» общества. Почему мы можем говорить о психосоматике общества?... Почему эта тема становится все более актуальной?...

Психосоматика  отдельно взятого человека нам понятна. Нам знакомы такие причины происхождения психосоматических заболеваний, как психологические (например, личностные особенности, неразрешенные внутренние конфликты), физиологические (например, конституциональная уязвимость) и социальные (например, неблагоприятное воздействие окружающей среды). Так или иначе, все эти факторы имеют комплексное влияние. И раскрывая сущность каждого из них, мы обнаруживаем общий пусковой механизм развития психосоматических расстройств. Это стресс, вызванный искаженным эмоциональным напряжением, это непосредственно искажение информации в результате восприятия окружающего мира без полутонов, только как черное и белое. Именно неправильно выраженные эмоции и длительное нахождение человека и общества в целом в ситуации искаженной информации в той или иной мере приводят к психосоматическим проявлениям.

Человека как существо биосоциальное, включенное в межличностные отношения, социальные группы, определяет наличие природных инстинктов, психологических характеристик и социальных навыков, что по сути является уникальной формой бытия./1/ Общество для человека – это отчасти объективная реальность, а отчасти его составляющая./1/ Человек, развиваясь во взаимодействии с окружающей средой, усваивает и воспроизводит социальные нормы, культурные ценности, и получает возможность саморазвития и самореализации. Этот процесс называется социализацией человека, важным приобретением которого является формирование понятийного мышления, формирование личности.

Общество развивается благодаря деятельности человека и состоит из огромного количества составляющих элементов, подсистем и систем, которые постоянно обновляются и взаимодействуют друг с другом, и существует общество благодаря такому взаимодействию. Все это дает нам возможность говорить не только о психосоматике человека, но о психосоматике общества, а также предлагать способы профилактики «болезней» общества.

Следует отметить, что болезни эти проявляются в различных сферах жизни и соответственно могут быть психологически и духовно окрашены (агрессивность, алкоголизм, наркомания, девиантность, игровая зависимость, аморальность, конфликтность, отчуждение, болезни сердечно-сосудистой системы, онкология, неврозы, нейродермиты, заболевания щитовидной железы и др.), политически окрашены (аполитичность, бюрократизм, идеологизация, патологический карьеризм, фашизация), экономически окрашены (бедность, безработица, коррупция, мошенничество и воровство, теневая экономика, тунеядство и другие).

И значительная роль в профилактике «болезней» общества возлагается на современную систему образования, в частности на высшее учебное заведение как на институт социализации. Развитие образовательной системы в свою очередь невозможно без понимания важной роли профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза в рамках воспроизводства человеческого капитала.

Профессионально-педагогическая культура – это уникальный потенциал, формирующий наше национальное достояние и представляющий собой интегральную характеристику личности специалиста. Это и наличие профессионального мышления и сознания, специальных профессиональных навыков и умений, это мотивация и целеустремленность, личностная позиция, основанная на духовности, любви к людям, принятии себя, умении принимать новое, основанная на развитом эмоциональном интеллекте, позволяющем правильно выражать эмоции. Эффективное развитие профессионально-педагогической культуры, актуализация ее востребованности и рациональной реализации является основной задачей государства.

Уровень развития профессионально-педагогической культуры – это отражение реальной картины здоровья общества. Профессионально-педагогическая культура преподавателя вуза является частью педагогической культуры как общественного явления, а мы соприкасаемся с ней не только в своей профессиональной деятельности, что еще более усиливает важность формирования профессионально-педагогической культуры людей, выбравших для себя профессию преподавателя.

Формируя и развивая профессионально-педагогическую культуру преподавателя вуза общество одновременно профилактирует «болезни» общества. И соответственно, профилактика психосоматики общества является основным фактором повышения профессионально-педагогической культуры каждого преподавателя и системы образования в целом.

В основе такой профилактики должна лежать система управления здоровьем, регулируемая как на индивидуальном внутреннем, так и на государственном внешнем уровнях. Внешняя система управления здоровьем – это глобальная задача государства, решение которой должно быть направлено на комплексное оздоровление общества как на особую ценность и ключевую характеристику человечества.  Внутренняя система управления здоровьем – это ответственность каждого индивида за сохранение и укрепление собственного здоровья и понимание взаимосвязи «мое здоровье – это здоровье общества». Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения здоровье понимается не только как отсутствие непосредственно болезней и физических дефектов, а как общее благополучие человека, включая его физическую, душевную и социальную составляющую./3/ Таким образом, задача сохранения и улучшения здоровья каждого человека в отдельности и общества в целом – это проблема, требующая комплексного подхода. Должна быть сформулирована адекватная государственная идеология, направленная на профилактику психосоматики общества и имеющая в своей основе  дедуктивно-индуктивную направляющую.  Научить общество в лице каждого человека управлять собственным здоровьем – вот основная задача государства.

Болезнь – не что иное, как отражение качества наших мыслей. Мышление – это наше мироощущение, наши установки, которыми мы руководствуемся, взаимодействуя с окружающим миром, это показатель того, насколько мы хотим быть здоровыми.

Только находясь в гармоничных отношениях с самим собой и окружающей средой, человек может преодолеть стресс и избежать болезни.

Известно, что стресс – это нормальная реакция организма на кратковременное психотравмирующее воздействие, призванная адаптировать все анатомо-функциональные системы к преодолению не только физических, но и психологических нагрузок. При адекватном реагировании на раздражитель, иными словами, правильно выражая эмоции, мы приобретаем очень важный навык – стрессоустойчивость.  Игнорирование этого компонента приводит к соматизации человека и общества. Эмоции имеют психологическую и биологическую составляющую. И если человек или общество подавляет психологическую составляющую, сдерживает или неправильно выражает эмоции, происходит функциональный сбой в работе вегетативной нервной системы за счет усиления работы биологической составляющей и, как результат, психосоматика. Понимание этого должно быть учтено при составлении профессиональных стандартов, программ, направленных на профилактику психосоматики общества. Только человек, осознавший свое желание быть здоровым, гармонично развитым и счастливым, принявший важное решение в своей жизни – быть честным во всех отношениях, может в полной мере стать носителем профессионально-педагогической культуры и ее транслятором в качестве преподавателя вуза.

Профилактика психосоматики общества и соответственно повышение профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза должна быть направлена на коррекцию таких поведенческих паттернов, как неумение справляться со стрессом, пессимизм, тотальный контроль, подмена понятий «любовь к себе» и «самолюбие», «уверенность» и «патологическая самоуверенность», отсутствие границ в межличностных отношениях, запрет на выражение эмоциональных переживаний, сопротивление переменам и ригидное мышление. Главная задача такой профилактики – это формирование общественного мнения, направленного на принятие человеком ответственности за свое здоровье, понимание того, что здоровье – это здоровое самовосприятие, здоровые мысли, здоровые отношения, что здоровье – это реальное восприятие окружающего мира.

Список используемой литературы:

  • Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: Воспитательный аспект. – М.; Белгород, 1992
  • Хизбуллина Р. Р. Обучение в вузе как процесс социализации: методологический аспект // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 445-447.
  • Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения http://docs.cntd.ru/document/901977493


Просмотров: 548
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Творческо-образные процессы гармонизации по программе МИРОТОК поддерживают стабильное здоровье человека и общества.
  • Творческо-образные процессы гармонизации по программе МИРОТОК поддерживают стабильное здоровье человека и общества.
  • Повышение репродуктивного здоровья общества путём изучения, развития и практики перинатальной психологии в социальной работе
  • Устройство общества на основе социально-психологических концепций
  • Как победить негативные эмоции и стать достойным членом современного общества.
  • Архетипические фокусы как метод работы с симуляционной средой Общества Потребления.
  • Проблема развития субъектности в контексте современного общества
  • О психологических трендах современного общества
  • Что нам дают отношения? И почему это фундамент здорового общества?
  • Ценность человеческой жизни в социокультурных константах современного общества
  • Стадии развития общества в срезе понятия «индивидуальность»
  • Формула процветания личности, семьи и общества. Часть 3
  • Формула процветания личности, семьи и общества. Часть 2
  • Формула процветания личности, семьи и общества. Часть 1
  • Алкоголизм: симптомы чумы нашего общества
  • Психологические проблемы цифрового общества
  • Современные психологические проблемы общества
  • Шоплифтеры, или новая проблема современного общества?
  • Навязчивое самоутверждение как проблема информационного общества
  • Комплекс неполноценности – серьезная проблема современного общества
  • Неорелигиозные течения – благо для верующих, проблема для общества?
  • Феминизация общества
  • Рак общества и справедливость
  • Лицемерие современного общества (либеральные мысли о грустном)
  • Как стереотипы общества влияют на желание девушки выйти замуж?
  • Детство. Требования общества
  • Двойные стандарты общества
  • Не прячь ребёнка от общества!
  • Родитель глазами общества
  • Кейтлин Дженнер общества



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь