|
Детство. Требования обществаАвтор статьи: Невойт Татьяна Викторовна
Ребенок стал интересовать взрослое общество как нечто, отличное от него и имеющее самостоятельную ценность, относительно недавно, чуть больше двух веков назад. В средние века ребенок воспринимался как маленький взрослый, вся разница была только в размерах. Поэтому, как только ребенок мог обходиться без постоянной заботы матери, няньки или кормилицы, он принадлежал к обществу взрослых. В эпоху Просвещения Жан-Жак Руссо одним из первых высказывает идею самоценности детства: «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми». Современники не поняли призывов философа. Требования Руссо об уважении личности ребенка, о необходимости считаться с его интересами и потребностями звучали в середине XVIII века если не как глас вопиющего в пустыне, то уж во всяком случае, как шутка гения. Но ХVIII век понял, что качественное отличие ребенка состоит в том, что его легче обучать и воспитывать, результат достигается быстро и нередко сохраняется на всю жизнь. В ХIХ веке стали ценить не только обучаемость ребенка, но и качественное своеобразие его личности. Романтизм установил культ ребенка и культ детства. С романтиков начинаются детские дети, их ценят самих по себе, а не в качестве кандидатов в будущие взрослые. Детство – это золотой век отдельного человека, безвозвратно утерянный, но незабываемый. Детство талантливо и своей духовностью, и своей чистотой, и свежестью восприятия мира, всем тем, что утрачивается по мере взросления. Наш век усилил значение детства, но снял романтический флер с него. З.Фрейд и неофрейдисты показали колоссальное значение комфортного, радостного детства для психического здоровья общества. Психические травмы, пережитые в детстве, незаметно для человека формируют его взрослую судьбу. Кроме того, ребенок давно перестал восприниматься как агнец Божий, безгрешный и почти святой. Ребенок полон любых возможностей, в нем заложены самые разнообразные потенции – от благородных до безобразных. Внешняя среда вызывает к жизни то одни из них, то другие. В огромных адаптивных возможностях ребенка – его счастье и большая опасность для общества. В современном мире предпочтение отдается детоцентрической модели воспитания. Муж и жена в детоцентрической семье в первую очередь воспринимают себя как родителей, а уже во вторую очередь как супругов. Воспитание детей становится смыслом жизни семьи. Девизом семьи можно считать «Все лучшее – детям». Ребенок в такой семье, как правило, окружен вниманием и заботой. В развитие ребенка инвестируется много сил, времени, желаний и финансов родителей, но и требуется от него немало. Часто происходит существенный перекос, и ребенок становится в семье главным, что не соответствует его реальным возможностям. В итоге – трудности во взаимодействии, усиливающиеся с возрастом, дестабилизация отношений с миром ребенка, наделенного комплексом собственной значительности,а иногда и родителей, нереализованность ожиданий и общее недовольство друг другом и жизнью в целом. Естественно, весь этот «багаж» ребенок будет нести на протяжении всей свой жизни. В современном мире требования к человеку как к личности высоки и, кроме овладения определенными профессиональными навыками и способностями, развития креативного мышления и прочего, от него требуется еще и стрессоустойчивость, гибкость ума и т.д. То есть навыки саморегуляции и психическая стабильность. Формальное образование не выполняет этих требований и сосредоточено лишь на приобретении детьми разнообразных знаний. Поэтому очень остро встает вопрос о необходимости психологического сопровождения детства, начиная с раннего возраста. И к каждому ребенку должен быть применен индивидуальный подход и максимум внимания психолога, чтобы любые психологические патологии выявлялись и корректировались как можно раньше, а потенциалы в развитии использовались на 100%. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|