|
Неорелигиозные течения – благо для верующих, проблема для общества?Автор статьи: 404
Ни для кого не секрет, что новые религии быстрыми темпами распространяются в современном обществе, все сильнее влияют на граждан. Поэтому возникают вопросы: "Как надо относиться к неорелигиям? Защищать ли общество от их влияния?" Для того, чтобы найти ответы на эти непростые вопросы надо взвешенно проанализировать неорелигии как социальное явление, изучить их философскую подоплеку и психологию их влияния на души граждан. Попробуем провести такой анализ, используя материалы, любезно предоставленные Украинской ассоциацией религиоведения. Как известно, в течение последних десятилетий религиозная ситуация в странах СНГ и, в частности, в Украине существенно изменилась. В религиозном пространстве наряду с возрожденными историческими религиями - православием, греко-католицизмом, протестантизмом, иудаизмом и исламом появились новые религиозные течения и движения. Успех в распространении неорелигиозных течений можно связать с тем, что славяне подвержены внешним идейным влияниям. Этим воспользовались новейшие движения, которые, так сказать, откликнулись на повседневные потребности личности, удовлетворяя, ее стремление непосредственно познать западный мир, овладеть на новом уровне специальностями, выучить языки и т.д.. В условиях, когда исторические церкви не умеют вести миссионерскую работу, малейшая попытка религиозной миссии или проповедника, деятельность которых подкреплена реальной благотворительностью, ознакомить общественность с новым учением почти всегда имеет успех. Действенная материальная и духовная помощь нуждающимся способствует утверждению альтернативных религий. Самой многочисленной и мощной среди новых религий является неохристианских группа, к которой относятся различные зарубежные христианские миссии, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), Церковь Полного Евангелия, Церковь Христа, Новоапостольская церковь и многие другие. Отдельную группу составляют синтетические (искусственно созданные) религии, которые в своих догматах, культе опираются на множественные традиции (христианство, ведизм, буддизм, ислам), но не просто эклектично объединяют их, а создают собственные учения, систему обрядовых действ, церковную организацию, претендуя на статус сверхрелигии (Великое Белое Братство, Церковь объединения (или унификации), Всемирная вера бахаи, Аум Синрике). Появилось на просторах СНГ и такое вероисповедальное течение, как сатанизм, представители которой являются сторонниками обожествления сил зла, поклонение Сатане (Дьяволу или Люциферу). Сатанисты почитают не Бога, а Сатану, читают Библию наоборот, проводят так называемые "черные мессы" с соответствующей атрибутикой - черными свечами, проклятиями, ритуальными жертвоприношениями и т.д. Моральная программа сатанистов отмечается крайним индивидуализмом, прагматизмом, эгоизмом, которые утверждают личностные приоритеты, культ силы. Именно это неорелигиозное течение должно привлечь внимание общественности, работников правоохранительных органов и социальной сферы поскольку периодически встречаются случаи противоправных действий подростков, которые можно связать с идейным влиянием сатанизма. Социально-психологический портрет сторонников неорелигиозных течений. Последователи данных движений значительно активнее в проявлениях своей религиозности. Социологические опросы выявили, что в новых течениях более половины их членов составляют молодежь в возрасте от 20 до 29 лет, а около 40% - представители средней возрастной группы (от 30 до 49 лет). То есть речь идет о социально активной части населения. Основная среда, где возникают неорелигии, и доминирующий состав неосообществ - интеллектуализированные слои населения. Среди нововерующих многие представители интеллигенции (педагоги, ученые, врачи, художники, инженеры и т.д.) и студентов. Социальные проблемы, которые порождены неорелигиозных течениями. Став фактом общественного развития, неорелигии превратились и в социальную проблему. Проблемы создают не сами неодвижения, а скорее их последователи во главе со своими лидерами. Как тут не вспомнить трагические последствия практической деятельности некоторых новейших религий - как отечественных, так и зарубежных. Первым потрясением стала трагедия в Джонстауне (Гайяна, 1978), где по религиозным убеждениям 900 человек покончили жизнь самоубийством. В1993 г. недалеко от Вако в штате Техас (США) 80 сторонников адвентистской-раскольнической группы "Ветвь Давида» сожгли себя. Печальный список продолжает "Храм Солнца", 16 членов которого в1995 г. в Швейцарии добровольно ушли из жизни. Активность, точнее агрессивность японской религиозной организации "Аум Синрике", в результате чего пострадали тысячи японцев, еще больше насторожила мировое сообщество. Чашу терпения переполнило мартовский (1997 г.) сообщение о самоубийстве на ранчо Санта Фе (США) 39 мужчин с религиозной группы "Райские ворота". Украина особенно чувствительна к таким событиям, ибо сама пережила в1993 г. страх перед пагубными последствиями деятельности Белого Братства. Большое беспокойство и недовольство общества существованием неорелигиозных течений связано не только с такой очевидной бедой, как самоубийство десятков и сотен людей, но и с другими, более скрытыми, но не менее разрушительными воздействиями. Скажем, удивляет легкость, с которой современный человек отказывается от устоявшихся форм религиозной веры, от необходимости поддерживать духовный связь с предыдущими поколениями. Не растет и нравственность в обществе, хотя к этому призывают все (как традиционные, так и нетрадиционные) философские и религиозные учения. Некоторые из религий на догматическом уровне даже фиксируют аморальные принципы. Вместе с тем, нельзя не констатировать, что появление неорелигиозных течений инициировала привлечение внимания общества к религиозным проблемам. Благодаря новым движениям в мире возобновился, но уже на другом уровне, диалог - между традиционными и нетрадиционными церквями, непосредственно между верующими и их лидерами. С появлением новых религий общество не стало духовнее и гуманнее. С другой стороны, нет оснований утверждать, что они создали новые или усугубили старые общественные проблемы. Неорелигии скорее обнаружили Глобальный кризис духовности человеческой цивилизации, и именно в этом аспекте должны изучаться. Чтобы защитить общество от возможных негативных последствий функционирования неизвестных, малоизвестных и скандально известных религиозных организаций, их необходимо изучить - объективно, исторически, беспристрастно, конкретно и взвешенно. А для этого всем заинтересованным государственным и общественным организациям нужно поддерживать с ними связь, вести диалог, регулярно информировать общественность. В то же время очаги религиозных течений должны стать открытыми для общественности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|