Церковь, зависимая личность и Содружества "12 Шагов"

Автор статьи: Денис Злобин

Зависимый человек, которого просто лишили объекта зависимости - именно это происходит при «обете непитиЯ», как и при кодировании, «вшивании», применении блокаторов, и пр. (как и при насильственном водворении на реабилитацию) - становится глубоко несчастным существом, хотя зачастую и не признаётся в этом. Он ведь не изменился: ему по-прежнему больно и страшно смотреть на мир трезвыми глазами, у него, скорее всего, это с детства, и он не понимает этого и привык это скрывать. В попытках примирить свою внутреннюю действительность (боль и дискомфорт) с ожидаемым результатом (трезвость, радость, адекватность чувств, душевный покой), которого нет, он использует привычную патологическую лживость и обманывает себя и других, стремясь казаться «нормальным».

В тяжелых муках страха и предубеждений, в Православной Церкви признали, что догматических и канонических препятствий для выздоровления в Анонимных Сообществах у православных христиан нет. Однако вновь и вновь высказывается тезис о необходимости создания в лоне Церкви «альтернативы Анонимным Сообществам" и создания "свой программы реабилитации", якобы по причине того, что существующие эффективные программы "неприемлемы" для православных людей.

И здесь возможны варианты. Например, «философия» (ряд принципов) «12 Шагов» встраиваются не измененными, как составная часть, в более обширную программу реабилитации, и принципы их сохраняются, по возможности максимально, но центр позиционируется как православно-ориентированный, и лишь одной из задач ставится воцерковление заисимого. Воцерковление не может быть целью, так как это будет давлением, насилием, человек ведь пришел в кризисной ситуации получить помощь в излечении от болезни. Катехизация и воцерковление происходят постепенно, параллельно с повышением уровня трезвости, честности перед собой, и только добровольно, по желанию, то есть - воцерковление благодаря привлекательности этого, а не благодаря пропаганде или навязыванию. И тогда не только не препятствуют членству в Анонимных Сообществах, но это и приветствуется. В такой программе есть ориентация на дальнейшее выздоровление в Анонимных Содружествах. Вопрос выздоровления от зависимости – приоритетный (первый) вопрос реабилитации зависимых.

Но, к сожалению, чаще всего, при этом пытаются изменить саму программу «12 Шагов», введя в нее конкретную концепцию Бога и «вырезав» все, что не угодно автору программы реабилитации. Таким образом, потерявшие свои важные особенности элементы «12 шагов», используются лишь как средство для управления своими состояниями, самоанализа, аутотренинга и тому подобного, а главное, воспринимаются, как некие ступени достижения определенного уровня контроля над жизнью, что приводит зависимого к опасной иллюзии контроля. И я не утверждаю, что это категорически плохо. Однако такой формат реабилитации, возможно, подходит для уже воцерковленных людей, уже являющихся членами церковной общины. Хотя, как известно церковность зависимых – довольно сомнительное состояние. Чаще всего – это лишь очередная маска, за которой удобно прятать свои проблемы.

Или, еще вариант - формулировки Шагов и их упоминание вообще удаляется, хотя основой программы остаются термины и принципы, частично взятые именно из "12 шагов" и программ, построенных на философии «12 шагов». Такая компиляция вообще похожа на плагиат и выглядит довольно некрасиво, особенно учитывая нападки некоторых из таких деятелей на "12 Шагов". В таких вариантах, зачастую воцерковление становится первоочередной целью. Это приводит к низкой эффективности программы выздоровления в качественном и количественном аспектах. Связано это с тем, что в условиях реабилитации прогрессирующая болезнь – зависимость – подстраивается под новые жесткие условия - четкую богословскую концепцию, навязанную святость преподаваемого учения, требования к поведению и проявлениям чувств, жесткие правила. Заданная "сверху" строгая конфессиональность в реабилитации приобретает «сектантскую окраску» - контроль мыслей, чувств, информации, групповое давление против критического мышления. А ведь человек пришел в кризисе, пришел за помощью, за помощью в решении проблем совершенно конкретных.

Православные люди, например, составляющие общину на основе религиозной принадлежности, не могут быть канонически и догматически безразличными. И если в основу, в приоритет, реабилитации кладется воцерковление, а не выздоровление от болезни, то такое небезразличие приобретает форму навязывания, опеки, то есть насилия, воцерковление становится условием для предоставления помощи в беде. На начальном уровне выздоровления, когда многие «привычные формы выживания» у зависимого еще сильны, а уровень честности перед собой и здравомыслия очень низок, это приводит лишь к смене форм поведения, без изменения содержания. Лукавство становится более изощренным, прикрытым «выздоровленческими» и религиозными терминами, внутренние проблемы не разрешаются, а внешние их проявления «списываются», на «духовную брань» и прочие религиозные аспекты. И решения предлагаются такие же: «не гневайся», «возьми себя в руки», «понуждай себя поступать вот так-то», «христианин должен...», «христианину не пристало...». Рождаются новые наслоения самообмана, новые маски и роли. Это, что касается программ реабилитации.

Что же касается групп самопомощи, то получается, что с введением конфессиональной направленности эта группа, во-первых, становится пригодна для довольно узкого круга людей, так как для человека не воцерковленного многое будет не понятно или даже неприемлемо. Кроме того, в таком случае, в рамках группы появляются еще «высшие авторитеты»: догмы, каноны, многочисленные традиции, Писание и Предание, а так же, живой опыт каждодневной религиозной жизни, которые просто заслоняют собой работу над личными "низменными" проблемами. В такой среде возникает дух идеализма, вина за несоответствие нормам, желание им соответствовать, хотя бы внешне. А ведь группы самопомощи подразумевают, и внутренне требуют, стремление к такой открытости, для которой все внешнее должно уйти для честного раскрытия внутреннего; для этого и существует Анонимность - отсутствие регалий, социального статуса и прочего, в рамках сообщества выздоравливающих. Иначе на пути выздоровления встают практически непреодолимые преграды.

Опыт выздоровления миллионов людей подтверждает, что симптомы неизлечимой болезни - зависимости - проявляются и через много лет выздоровления, они приобретают новые изощренные формы. Сама аддикция – лишь один из симптомов, другие проявляются и без него. С ростом уровня здравомыслия, с повышением качества выздоровления и с духовным ростом, человек продолжает открывать в себе эти "дефекты характера", на новых уровнях, и работать над ними. Обнаруживаемые мотивации и причины, зачастую настолько примитивны и низменны, что являются очень интимными и граничат с так называемой «обнажёнкой». Рассказывать же о таких проблемах в конфессиональной группе с высокой морально-нравственной планкой, практически не реально. Особенно, для человека, много десятилетий практиковавшего и совершенствовавшего лукавство, привыкшего «казаться кем-то», а не «быть». Поэтому на группах с конфессиональным уклоном чаще всего происходят разговоры на отвлеченные темы, высказывания мыслей "по поводу", обличающие обратные связи и конечно рассуждения о Боге и от Его имени. Это все очень сильно мешает выздоровлению и решению личностных проблем. Человеку, выздоравливающему от зависимости или созависимости, крайне важно предельно честно видеть, отслеживать, свои низменные мотивации и все время расти в этой искренности перед собой. Для этого необходимо, в том числе, быть на группах, где такие же люди открывают это о себе, и самому говорить о своих таких «тайнах».

Обрядово-религиозная сторона жизни для зависимого человека, зачастую - лишь очередная маска, возможность примерить новую роль. Один из важных симптомов зависимостей и созависимости – отрицание действительности, реального положения дел о себе и своих проблемах и, как следствие - ложь окружающим и себе, маски и роли, которым человек учится и в которых совершенствуется с самого детства. Религиозность, в условиях отсутствия выздоровления, становится лишь частью болезни – еще одной личиной, возможностью спрятаться, уйти от необходимости всерьез решать свои личностные проблемы, для чего надо встретиться лицом к лицу с неприглядной правдой о себе и своей болезни. В религиозной жизни всегда есть "враг у ворот" (бесы, ереси, искушения, собственные ошибки в чем-то внешнем, промахи других, антирелигиозные власти и силы, искажения веры и обрядов и т.п.) - это главный повод не заниматься внутренними проблемами, а переключиться на борьбу чем-то или кем-то вовне. А иллюзорная возможность переложить ответственность за свою жизнь на обряды, старцев, каноны, батюшку или магизм, уводят еще дальше от честности и трезвости. Поэтому многие люди, склонные к аддикциям и зависимым формам поведения, с таким упоением практикуют фанатизм, обрядовые подвиги, ввязываются в различные виды борьбы «за чистоту веры», склонны к апокалиптическим учениям, сектантскому мышлению (разделяя мир на «своих и чуждых»), и другим деструктивным проявлениям.

Отличительными особенностями программы «12 Шагов» и деятельности Анонимных Сообществ, работающих по ней, является отсутствие догм, высших авторитетов, гуруизма, "планок" и "высот". Для начала выздоровления это оказывается очень важным и целительным - свобода быть несовершенным и быть принятым другими таким, какой есть. Кроме того, вся программа выздоровления и все, что предлагается там построено лишь на передаче многообразного личного опыта прохождения описанных шагов к изменению жизни. Так же строятся и группы самопомощи – на личном опыте. На собраниях действует четкое ограничение - не говорить о других людях, от имени других людей или Бога. Так же на некоторых из групп просят ограничить в своих высказываниях конфессиональную тематику и пропаганду конкретных религий (однако это не помеха, чтобы делиться своим личным религиозным опытом, без пропаганды), так же, как и рекламу конкретных реабилитационных и иных программ помощи. В таком русле, высказывающийся человек говорит лишь о своих личных переживаниях, о своем опыте и лично раскрываться на собрании. И все это никоим образом не мешает человеку быть глубоко (или не очень) религиозным. Более того, например, в литературе Анонимных Алкоголиков, много раз говорится о том, что личная религиозность полезна для выздоровления и приветствуется в выздоровлении (напр. Стр. 85, «Анонимные Алкоголики»). Хотя на отдельных группах и можно столкнуться с негативными высказываниями относительно религиозности, в конце собрания, чаще всего делается акцент на том, что все высказанное на собрании является личным мнением высказывавшихся, а не Сообщества в целом. Просто у многих есть негативный религиозный или псевдорелигиозный опыт.

В связи с вышесказанным, очевидно, что навязанное и преждевременное смешение выздоровления от зависимостей (созависимости) с религиозной жизнью, оказывается неэффективным и даже вредным; даже если человек имел до этого религиозный опыт. В таких условиях принятие религиозного осмысления жизни не наступает эволюционно, изнутри, а навязывается снаружи, под давлением. Если человек уже воцерковлен, то религиозная каноничность становится преградой, так как внешне-религиозная жизнь уже стала частью больной личности. Это лишает честности, свободы, и построения личных, искренних отношений с Богом (как бы человек ни понимал Его). А значит – лишает и выздоровления от болезни, и трезвой религиозной жизни - тоже.

Очевидно, что стоит разделять выздоровление от аддикций и религиозный путь человека. В обоих направлениях человек должен двигаться добровольно, осмысленно и пошагово. Но выздоровление от зависимости должно стать приоритетным направлением в программе помощи зависимому, так как без это не будет обретен тот уровень честности, открытости и понимания своих мотиваций, на котором вообще возможно строить отношения с миром и жизнь. Со временем, уровень духовного роста позволит выздоравливающему человеку самому найти точки соприкосновения этих сфер жизни, и каждая из этих сфер роста личности дополнит другую и целостность личности вообще.

Что же касается вопроса воцерковления (миссионерства и катехизации), то у церковного клира есть все возможности воцерковлять выздоравливающих людей, а не ломать и менять Программу "12 Шагов". Именно для этого Священноначалие и разумные священники призывают предоставлять группам самопомощи церковные помещения и прочую поддержку, не нарушающую традиции Сообществ и уклад самой Церкви. Для этого же необходимо посещать открытые собрания Сообществ, интересоваться концепцией Программы и предлагать свою помощь желающим, в рамках личного общения.

Многие зависимые, пришедшие к начальному уровню понимания духовной жизни (как поиска опоры на Что-то Высшее), к нравственному переосмыслению своей жизни, честности и открытости, хотят пойти дальше в духовном росте. Согласно рекомендациям Анонимных Алкоголиков, например, зависимым стоит присматриваться и даже "понять, в чем правы верующие" (Анонимные Алкоголики). Так что, у миссионеров есть все возможности для миссии, при достаточном собственном трезвении и здравомыслии. Особенно, если на церковных приходах будет настоящая общинная жизнь, способная поддержать ресоциализационный аспект становления личности зависимого.

И еще один вопрос. Почему, с точки зрения православия, не стоит препятствовать чадам Церкви продолжать активное выздоровление и деятельность в Анонимных Сообществах? Во-первых, потому, что болезнь неизлечима и прогрессирует и, как говорилось выше, через много лет все равно остается потребность работы над собой. Во-вторых, какая это черная неблагодарность Богу - наконец-то оставшись трезвым, уйдя на якобы высокий духовный уровень, не делиться своим личным опытом с новичками, для которых хоть несколько дней побыть трезвым и спокойным - настоящее достижение и возможность остаться в живых! Ведь это - главный ресурс выздоравливающего - опыт, которого еще нет у новичка; утраченные возможности, упущенные шансы, потерянные семьи и отношения, беды и проблемы и найденный выход, становятся "золотым фондом" для самого очевидного служения - дать такому же бедолаге шанс. В-третьих, кто еще, как не воцерковленные люди, демонстрируя, своим личным примером, высокий уровень духовности, радости в Боге, свободы, терпимости, смирения и эффективного выздоровления, помогут начинающим выздоравливающим "понять, в чем же все-таки правы верующие"? ;-)



Просмотров: 428
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "Я для себя" - что это?
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "Я так хочу это сделать, но..." и как еще мы рационализируем откладывание на потом
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Частица "Не" Для мозга ее нет, а для подсознания - это стимул к агрессии и разрушению.
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Что означает для меня "быть самой собой"?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Эпидемия "славных" людей или как опасно быть хорошим для всех.
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак
  • "Ну за что мне все это?!!"
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Как понять, что вы просто "временная женщина" для своего мужчины: 2 основных критерия
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь