Про "12 шагов" в реабилитационных программах для зависимых

Автор статьи: Денис Злобин

Про "12 шагов" в реабилитационных программах для зависимых

 

Размещая этот текст, я не представляю ни одно из Анонимных Содружеств, работающих по программе «12 Шагов», не говорю от чьего-либо имени; все, что я пишу – мое личное мнение из личного опыта и анализ, знакомого мне лично, опыта других людей.

 

Программа Анонимных Алкоголиков, записана и опубликована в 1939 году. Очень скоро появилась необходимость определить, чем занимаются Анонимные Алкоголики, а чем - нет, какие люди, или группы людей, могут считать себя частью Анонимных Алкоголиков, чем именно характерна деятельность Содружества и как отличить ее от других общественных инициатив. Учитывая, что Анонимные Алкоголики - неформальная организация, было важно не раствориться среди организаций занимающихся похожей деятельностью и дать своим членам твердую основу для деятельности по Программе Анонимных Алкоголиков. Так появились "12 Традиций Анонимных Алкоголиков", четко определившие границы Содружества и показавшие, что по Программе Анонимных Алкоголиков выздоравливают от алкоголизма люди, являющиеся членами Анонимных Алкоголиков, а значит, решающие свои проблемы в рамках Традиций Анонимных Алкоголиков.

Программа выздоровления была названа "12 Шагов". Однако теперь она называется "12 Шагов Анонимных Алкоголиков" потому, что эта Программа была взята с разрешения Содружества Анонимных Алкоголиков для выздоровления другими Анонимными Сообществами, для решения очень многих других проблем связанных с зависимостями и иными формами компульсивного поведения (уже более 300-а Сообществ). Однако Шаги, по сути, остаются неизменными, так же как и "12 Традиций".

При помощи программы "12 Шагов" может пробовать решать свои личностные проблемы любой человек, в любом удобном для него формате. Однако говорить об эффективности такой работы над собой, а значит, и оценивать программу "12 шагов" можно только рассматривая ее в рамках Анонимных Сообществ, то есть - в рамках "12 Традиций". Ее могут брать профессионалы в определенных сферах, и использовать, как часть какой-то своей работы с людьми, и вообще может брать себе кто угодно, для чего угодно. Но в таком случае это автоматически перестает быть самой Программой "12 Шагов", и оценивать ее, через результаты подобного использования, не корректно.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ "12 ШАГОВ" ВНЕ ТРАДИЦИЙ


Некоторые специалисты - психотерапевты, психологи, врачи, социальные работники, священники, консультанты, аддиктологи - порой не понимают того, что очевидно изнутри или при детальном и вдумчивом знакомстве с Традициями Анонимных Сообществ.

1. Если какая-либо реабилитационнная программа (или иной вид специализированной помощи) включает в себя использование "12 Шагов", то можно говорить лишь об эффективности части принципов (элементов) "12 Шаговой" программы, в контексте той или иной терапии. Но это ровным счетом ничего не говорит о полезности, бесполезности или вредности Анонимных Сообществ, работающих по Программе "12 Шагов"!

2. Более того, сама программа реабилитации (или иной вид специализированной помощи), подразумевающая наличие профессионалов, или жесткой (в той или иной мере) системы управления, или частичные ограничения свободы передвижения, необходимость раскрывать свою личность, или подачу специальных (медицинских, психологических и пр.) знаний, а так же любые элементы навязывания чего-либо, противоречит принципам выздоровления по программе "12 Шагов" - "Традициям". Это не значит, что это плохо, но это значит, что это - не "12 Шагов", а лишь использование ее отдельных элементов.

3. Неверными являются попытки некоторых специалистов оценить "12 Шагов", в целом, как психотерапевтический метод (методику, инструмент и пр.). В эту Программу вошли неотъемлемые аспекты, которые просто не в рамках компетенции психологов и психотерапевтов. Например, то, что называется "духовностью". Судить об этом, с точки зрения науки, по меньшей мере, самонадеянно, а опыт показывает, что этот аспект очень явно влияет на выздоравливающих по этой Программе. Пробовать же смотреть на "духовную программу" через атеистическую призму бессмысленно, так как это лишь повод для неразрешимой полемики.

4. С другой стороны, попытки оценить Программу, с точки зрения той или иной религии, также оказываются очень относительными и имеют смысл, только в вопросе противоречия выздоровления по "12 Шагов" конкретной религиозной традиции. И ответ (что касается по крайней мере традиционных религий), практически всегда, будет: "Не противоречит".

4.1. При этом, если в группе (в программе реабилитации) введена конкретная религиозная концепция, то это автоматически перестает как-либо относиться к программе "12 Шагов" и следовательно, опять же, не может как-либо характеризовать ее вообще.

Таким образом, любое переиначивание "12 Шагов" или контекста выздоровления по ней, принятого изначально, лишает возможности оценить эту Программу в целом. А при оценке ее эффективности, в целом, возникают затруднения, связанные с ее широкой комплексностью, многогранностью и такими особенностями, как отсутствие проактивной (пропагандисткой) позиции, отсутствие критериев оценки выздоровления внутри самой Программы, заявляемый в Программе "духовный рост", подразумевающий внутренние личностные изменения, а так же анонимность и отсутствие жестких схем, При этом, сами Анонимные Сообщества, программа "12 Шагов", Традиции, регламентирующие деятельность этих Сообществ, предусматривают полное отсутствие апологетики своей деятельности, пропаганды или полемики. Если представители Анонимного Сообщества, в рамках "Пятой Традиции", рассказывают социуму о своей деятельности, то они могут лишь рассказать о том, что Содружество предлагает, и как они (не профессионалы) видят то, что происходит с людьми внутри Содружества. При этом они предоставляют людям, не страдающим от подобных проблем, самим решить нравится ли им то, что делают в Содружестве, а тем, кто, возможно, страдает подобными проблемами, самим решить, страдают ли они, и подходит ли им помощь этого конкретного Содружества и программа "12 Шагов".

А тем временем, каждый день, сотни тысяч людей, выздоравливающих по программе "12 Шагов", рассказывают о своем опыте выздоровления, и на группах, и в различных учреждениях, и в индивидуальных беседах, с одной целью - помочь такому же бедолаге отделиться от своей болезни и начать восхождение со дна, по тому пути, который прошли уже миллионы людей.


P.S.: РАСПРОСТРАНЕННАЯ КРИТИКА "12 Шагов"

1. Шаги Программы предлагается делать всю жизнь, а это означает отсутствие свободы.
Во-первых, это действительно лишь предложение, и человек вправе поступать, как хочет, самостоятельно решать как и что ему делать. Что очень многие и делают, и некоторые вообще прекращают выздоровление по Программе. Если некоторые из них срываются, то эти случаи, зачастую, не корректно, приписывают к "срывам в Программе", хотя это - ровно наоборот.
Во-вторых, предложение практиковать Шаги всю жизнь, как и предложение "применять эти принципы во всех делах" (Шаг 12), на поверку оказываются предложением просто быть внимательным к себе, вести осознанную, честную жизнь, социализироваться, искать свои смыслы жизни и развиваться в альтруистичности. Это мало отличается, и от того, что по идее должно было бы быть донесено до каждого человека в детстве родителями и социумом, и от того, что нам предлагается, например, всю жизнь следить за здоровьем, правильно питаться и по возможности дышать свежим воздухом, скажем.

2. В Программе навязывается пожизненное посещение групп.
Это не правда. В самой Программе выздоровления про группы нет ни слова. Собрания групп - это просто наиболее простой способ передачи опыта и поддержки "новичкам", что является главной практикой в помощи другим - неотъемлемой части личностного и духовного роста. Но если кто-то хочет делать необходимые для выздоровления действия в менее удобном формате (как первые члены АА, или сегодня вынужденно делают в населенных пунктах, где еще нет групп), то это его право, и это не лишит его процесса выздоровления, только, возможно осложнит некоторые аспекты быта. Очень многие люди, остающиеся трезвыми и функциональными по много лет и считающие себя членами Анонимных Сообществ, посещают собрания довольно редко и, скорее, чтобы повидать друзей, многие прекращают посещать собрания, и лишь в случаях жизненных кризисов, возвращаются на время к такой практике. Но опыт показывает, что важно все же регулярно (пусть и не часто) это делать. Далее - личный выбор каждого. Так же, собственно, как и наставничество, и многое другое.

3. Так же Анонимным Сообществам приписывают некоторые признаки сект и деструктивных культов (присущие, кстати говоря, всем религиозным, клубным, профессиональным и прочим сообществам): 
- Формирование особого языка внутри Содружества (что совершенно понятно, для любой социальной группы),
- Закрытость. Это является не правдой, так как, и деятельность Содружеств абсолютно прозрачна (за исключением личностей членов Содружеств, по вполне понятным причинам), проводятся даже специальные "Открытые собрания", куда может прийти любой желающий, не зависимо от целей, вся литература Содружеств находится в открытом доступе. Анонимность означает лишь отсутствие регалий и социальных статусов членов Содружества внутри Содружества и конфиденциальность лиц и их личных историй (что совершенно понятно),
- Святость учения. Это предположение не верно потому, что изначально, в литературе Анонимных Алкоголиков, много раз повторяются тезисы о том, что они не претендуют на истину в последней инстанции, что Программа не является панацеей, а так же провозглашается непрофессионализм Сообщества и акцентируется внимание на том, что никаких научных и подобных подтверждений и оснований у Программы нет, кроме позитивного опыта многих людей,
- Отделенность от социума и разделение общества на "своих и чужих". Второе - правда, но ровно в той же мере, как и такое же разделение у группы людей, больных, скажем, онкологией (есть "мы" - кто больны, и "они" - кто не болеют этим); однако надо сказать, что вся Программа выздоровления довольно четко направлена на жизнь в социуме, принятие всех окружающих людей, необходимость честного открытого взаимодействия со всеми без исключения,
- Запугивание участников тем, что без Содружества и Программы, человек пропадет. Это - неверное прочтение, так как вся литература Анонимных Сообществ, начиная с книги "Анонимные Алкоголики", написана в виде описания опыта людей испробовавших на себе эту Программу и ПРЕДЛОЖЕНИЯ, попробовать это. В таком же дискурсе, традиционно, происходят высказывания на группах, передача опыта наставником новичку и, так называемые, "спикерские митинги" (деление опытом одного из членов Содружества с группой). Кроме того, постоянно акцентируется внимание на том, что членам Содружества предлагают взять для себя только то, что им, по их мнению, подходит, и отбросить все остальное, из услышанного. Практически все члены Содружеств, в той или иной мере живут без Содружества, пробуют вырабатывать свою меру посвященности и пребывания там, и каждый сам решает какова эта мера. Важно так же, что не имеет значения, где находятся посещаемые группы, это могут быть каждый раз разные собрания, человек может представляться всегда разными вымышленными именами, может ничего не говорить, ни с кем не знакомиться.., то есть назвать это принадлежностью конкретной общине не возможно,
- чтобы не перечислять долго, можно отметить наиболее принципиальное: в Анонимных Сообществах нет таинств, нет общепринятых обрядов (за исключением отдельных традиций отдельных групп, которые, кстати, сами решают, как им проводить собрания), нет гуруизма (ну, кроме случаев, когда кто-то лично болеет тем, что ищет, из кого бы сделать кумира для себя; основатели Программы уважаемы, но ни в коем случае не считаются гуру, учителями, "просветленными", святыми; есть лишь слово "ветераны" которое имеет свой изначальный смыл, и не более того), нет цензурирования информации (за исключением рекламирования или пропаганды каких-либо идей, религий или идеологий), нет пропаганды самой Программы, нет никаких членских взносов и вообще финансовых обязательств, а так же нет никакой формально закрепленной за Анонимными Содружествами собственности или материальных ценностей и финансовых средств. Декларируемые цели от начала до конца одинаковы, а ценностные ориентиры неизменны. Программа "12 Шагов" категорически неконфессиональна (хотя фундаментально и построена на христианских основах), не содержит в себе догм, не призывает к определенным политическим или социальным направлениям, Анонимные Содружества не придерживаются, как общность, никаких религиозных, антропологических, психологических и иных взглядов, традиций, школ, учений, направлений. При том, что каждый из членов Содружества может сам для себя решать как ему жить и каких взглядов придерживаться. Основой Программы являются общепринятые человеческие добродетели: честность, открытость, альтруизм, социальная ответственность (и ответственность вообще) и трезвость, в широком смысле. А целью - помочь алкоголикам оставаться терзвыми.

4. Еще есть утверждение, что реальное поведение члена Содружества может не соответствовать заявляемым им же ценностям, но это странная претензия, так как не понятно, кто из людей смог достичь совершенства. А вот то, что уровень честности, альтруистичности, открытости, мужества, верности и трезвости у людей, выздоравливающих по программе "12 Шагов" постоянно растет - это очевидно, и для тех, кто сталкивается с выздоравливающими людьми в социуме и быту, и для тех, кто внутри Анонимных Содружеств.

5. Очень часто претензии к Программе основываются на фактах поведения или поступков отдельных личностей, являющихся членами Содружества. Но это очень странно и не корректно - судить таким образом. Учитывая, что Программа не претендует на панацею, и черным по белому в ней написано: «Мы не претендуем на совершенство, а лишь на духовный прогресс» (книга "Анонимные Алкоголики"). Тем более, что оценить, насколько человек искренне работает по Программе просто не возможно, а вот оценить изменения тех, кто искренне выздоравливают, возможность есть у тех, кто живет рядом. И таких свидетельств много. Но это опять же, вопрос полемический, и столько же доказательств, сколько будет найдено "в пользу", будет найдено и "против". Это связано с тем, что программа «12 Шагов» все же не подлежит однозначному анализу с точки зрения психологии, медицины, социологии или религиоведения. Можно только посмотреть на конкретные результаты, начиная с 1939 года.
Все, что сказано в этом тексте имеет свое подтверждение, прежде всего в литературе Анонимных Сообществ (цитаты не использованы лишь потому, что текст итак слишком большой), а так же в личном опыте сотен выздоравливающих, с которыми я лично знаком и каждый день общаюсь.

Данный текст частично публиковался ранее в Проекте "Без Наркотиков"



Просмотров: 436
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Церковь, зависимая личность и Содружества "12 Шагов"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Женщина с веслом. 3 шаг программы "12 шагов"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Правда ли у "пограничника" нет эмпатии? О достоинствах "пограничных" людей
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь