|
Про "12 шагов" в реабилитационных программах для зависимыхАвтор статьи: Денис Злобин
Про "12 шагов" в реабилитационных программах для зависимых
Размещая этот текст, я не представляю ни одно из Анонимных Содружеств, работающих по программе «12 Шагов», не говорю от чьего-либо имени; все, что я пишу – мое личное мнение из личного опыта и анализ, знакомого мне лично, опыта других людей.
Программа Анонимных Алкоголиков, записана и опубликована в 1939 году. Очень скоро появилась необходимость определить, чем занимаются Анонимные Алкоголики, а чем - нет, какие люди, или группы людей, могут считать себя частью Анонимных Алкоголиков, чем именно характерна деятельность Содружества и как отличить ее от других общественных инициатив. Учитывая, что Анонимные Алкоголики - неформальная организация, было важно не раствориться среди организаций занимающихся похожей деятельностью и дать своим членам твердую основу для деятельности по Программе Анонимных Алкоголиков. Так появились "12 Традиций Анонимных Алкоголиков", четко определившие границы Содружества и показавшие, что по Программе Анонимных Алкоголиков выздоравливают от алкоголизма люди, являющиеся членами Анонимных Алкоголиков, а значит, решающие свои проблемы в рамках Традиций Анонимных Алкоголиков. Программа выздоровления была названа "12 Шагов". Однако теперь она называется "12 Шагов Анонимных Алкоголиков" потому, что эта Программа была взята с разрешения Содружества Анонимных Алкоголиков для выздоровления другими Анонимными Сообществами, для решения очень многих других проблем связанных с зависимостями и иными формами компульсивного поведения (уже более 300-а Сообществ). Однако Шаги, по сути, остаются неизменными, так же как и "12 Традиций". При помощи программы "12 Шагов" может пробовать решать свои личностные проблемы любой человек, в любом удобном для него формате. Однако говорить об эффективности такой работы над собой, а значит, и оценивать программу "12 шагов" можно только рассматривая ее в рамках Анонимных Сообществ, то есть - в рамках "12 Традиций". Ее могут брать профессионалы в определенных сферах, и использовать, как часть какой-то своей работы с людьми, и вообще может брать себе кто угодно, для чего угодно. Но в таком случае это автоматически перестает быть самой Программой "12 Шагов", и оценивать ее, через результаты подобного использования, не корректно.
1. Если какая-либо реабилитационнная программа (или иной вид специализированной помощи) включает в себя использование "12 Шагов", то можно говорить лишь об эффективности части принципов (элементов) "12 Шаговой" программы, в контексте той или иной терапии. Но это ровным счетом ничего не говорит о полезности, бесполезности или вредности Анонимных Сообществ, работающих по Программе "12 Шагов"! 2. Более того, сама программа реабилитации (или иной вид специализированной помощи), подразумевающая наличие профессионалов, или жесткой (в той или иной мере) системы управления, или частичные ограничения свободы передвижения, необходимость раскрывать свою личность, или подачу специальных (медицинских, психологических и пр.) знаний, а так же любые элементы навязывания чего-либо, противоречит принципам выздоровления по программе "12 Шагов" - "Традициям". Это не значит, что это плохо, но это значит, что это - не "12 Шагов", а лишь использование ее отдельных элементов. 3. Неверными являются попытки некоторых специалистов оценить "12 Шагов", в целом, как психотерапевтический метод (методику, инструмент и пр.). В эту Программу вошли неотъемлемые аспекты, которые просто не в рамках компетенции психологов и психотерапевтов. Например, то, что называется "духовностью". Судить об этом, с точки зрения науки, по меньшей мере, самонадеянно, а опыт показывает, что этот аспект очень явно влияет на выздоравливающих по этой Программе. Пробовать же смотреть на "духовную программу" через атеистическую призму бессмысленно, так как это лишь повод для неразрешимой полемики. 4. С другой стороны, попытки оценить Программу, с точки зрения той или иной религии, также оказываются очень относительными и имеют смысл, только в вопросе противоречия выздоровления по "12 Шагов" конкретной религиозной традиции. И ответ (что касается по крайней мере традиционных религий), практически всегда, будет: "Не противоречит". 4.1. При этом, если в группе (в программе реабилитации) введена конкретная религиозная концепция, то это автоматически перестает как-либо относиться к программе "12 Шагов" и следовательно, опять же, не может как-либо характеризовать ее вообще. Таким образом, любое переиначивание "12 Шагов" или контекста выздоровления по ней, принятого изначально, лишает возможности оценить эту Программу в целом. А при оценке ее эффективности, в целом, возникают затруднения, связанные с ее широкой комплексностью, многогранностью и такими особенностями, как отсутствие проактивной (пропагандисткой) позиции, отсутствие критериев оценки выздоровления внутри самой Программы, заявляемый в Программе "духовный рост", подразумевающий внутренние личностные изменения, а так же анонимность и отсутствие жестких схем, При этом, сами Анонимные Сообщества, программа "12 Шагов", Традиции, регламентирующие деятельность этих Сообществ, предусматривают полное отсутствие апологетики своей деятельности, пропаганды или полемики. Если представители Анонимного Сообщества, в рамках "Пятой Традиции", рассказывают социуму о своей деятельности, то они могут лишь рассказать о том, что Содружество предлагает, и как они (не профессионалы) видят то, что происходит с людьми внутри Содружества. При этом они предоставляют людям, не страдающим от подобных проблем, самим решить нравится ли им то, что делают в Содружестве, а тем, кто, возможно, страдает подобными проблемами, самим решить, страдают ли они, и подходит ли им помощь этого конкретного Содружества и программа "12 Шагов". А тем временем, каждый день, сотни тысяч людей, выздоравливающих по программе "12 Шагов", рассказывают о своем опыте выздоровления, и на группах, и в различных учреждениях, и в индивидуальных беседах, с одной целью - помочь такому же бедолаге отделиться от своей болезни и начать восхождение со дна, по тому пути, который прошли уже миллионы людей.
1. Шаги Программы предлагается делать всю жизнь, а это означает отсутствие свободы. 2. В Программе навязывается пожизненное посещение групп. 3. Так же Анонимным Сообществам приписывают некоторые признаки сект и деструктивных культов (присущие, кстати говоря, всем религиозным, клубным, профессиональным и прочим сообществам): 4. Еще есть утверждение, что реальное поведение члена Содружества может не соответствовать заявляемым им же ценностям, но это странная претензия, так как не понятно, кто из людей смог достичь совершенства. А вот то, что уровень честности, альтруистичности, открытости, мужества, верности и трезвости у людей, выздоравливающих по программе "12 Шагов" постоянно растет - это очевидно, и для тех, кто сталкивается с выздоравливающими людьми в социуме и быту, и для тех, кто внутри Анонимных Содружеств. 5. Очень часто претензии к Программе основываются на фактах поведения или поступков отдельных личностей, являющихся членами Содружества. Но это очень странно и не корректно - судить таким образом. Учитывая, что Программа не претендует на панацею, и черным по белому в ней написано: «Мы не претендуем на совершенство, а лишь на духовный прогресс» (книга "Анонимные Алкоголики"). Тем более, что оценить, насколько человек искренне работает по Программе просто не возможно, а вот оценить изменения тех, кто искренне выздоравливают, возможность есть у тех, кто живет рядом. И таких свидетельств много. Но это опять же, вопрос полемический, и столько же доказательств, сколько будет найдено "в пользу", будет найдено и "против". Это связано с тем, что программа «12 Шагов» все же не подлежит однозначному анализу с точки зрения психологии, медицины, социологии или религиоведения. Можно только посмотреть на конкретные результаты, начиная с 1939 года. Данный текст частично публиковался ранее в Проекте "Без Наркотиков" Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|