|
Проблема развития субъектности в контексте современного обществаАвтор статьи: Цыцулин Антон Евгеньевич
Проблема развития субъектности в контексте современного общества
Краткое содержание Личностно-ориентированное обучение строится на принципе субъектности и способствует её развитию. Развитие субъектности в системе современного образования – это назревшая необходимость, которая не находит своего воплощения при существующей образовательной модели. Ключевые слова: субъектность, личностно-ориентированное обучение, особая организация образовательной среды.
Развитие современного общества создало достаточно своебразную ситуацию: с одной стороны, в результате активной компьютеризации, автоматизации, пронизавших все стороны жизни, не только в производственной сфере, но и на уровне бытовом, происходит обезличивание многих процессов, меняются формы общения: всё чаще оказывается предпочтительной заочная форма общения, когда люди могут не только не видеть, но и не слышать друг друга, используя современные средства коммуникации. И как следствие, начинают проявляться тенденции "аутизации" общества; прагматизм, рационализм становятся неотъемлемыми чертами особого вида современности: "человека успешного",часто основным мотивом деятельности становится потребление. Естественно, тенденции, имеющие место в мире взрослых, не могут не отразиться в мире детском. В результате, всё меньше детей можно увидеть во дворах, играющих в прятки, догонялки и т.д., книги как традиционный носитель и транслятор знаний, культурного наследия человечества постепенно переходят в категорию раритетов, смещаются ценностные ориентации в сторону признания основного мотива учебной деятельности - в дальнейшем достижение материального благополучия. В этой связи многие современные исследователи (В.В.Абраменкова,С.Л.Новосёлова,Е.Е.Кравцова,Е.О.Смирнова,Н.Я.Михайленко,Н.А.Короткова) говорят о снижении многих показателей качества жизни ребёнка как в сфере духовно-нравственного развития, физического здоровья, психологического состояния здоровья, а также о кризисе традиционной игровой культуры, что негативно отражается на развитии как психических функций, например, воображения, так и психологических составляющих: самостоятельность мышления, способность к целеполаганию, толерантность, рефлексия, коммуникабельность и т.д. На этом негативном фоне нарастания индивидуализма, определённой стандартизации, обезличивания мы сталкиваемся с другой тенденцией современного общества, а именно, предъявление высоких требований к способностям, проявлениям индивидуальности, креативности, способности самостоятельно мыслить, принимать решения и иметь достаточный потенциал для достижения как личных, так и коллективных целей, что предполагает хорошо развитые коммуникативные навыки, наличие развитого элемента воли и т.д. Из этого напрашивается вывод, что человек в современном обществе всё чаще должен быть субъектом деятельности как в личной, так и общественной жизни. И здесь мы подходим к одной из центральных проблем современной философии, педагогики, психологии - проблеме субъектности, а вернее её развития, воплощения, осуществления в человеке. Что такое субъектность с нашей точки зрения? Это интегративное свойство потенциально существующее в человеке, предполагающее в результате воспитания и самовоспитания наличие таких качеств личности как самодетерминирующей активности, направленной на преобразование себя и окружающей действительности, способности к целеполаганию, рефлексии, принятия на себя ответственности, стремление к саморазвитию, признание уникальности другого . Опираясь на работы Э.В.Сайко(2006 )[1],нам представляется уместным говорить о потенциальной субъектности, которая на уровне онтогенеза не даётся полностью и сразу, она формируется постепенно через усложнение видов и форм активности. Растущий человек проходит различные этапы развития, меняются виды ведущей деятельности, когда человек становится способен стать субъектом в определённом виде деятельности, усложняется и расширяется его взаимодействие с окружающим миром, происходит постепенное осознание себя, осознание своих возможностей. Но чтобы этот процесс был успешным необходима целенаправленная работа окружающих ребёнка взрослых: родителей, воспитателей в детском саду, учителей, психологов. Проблема заключается в том, что формирование субъектности у растущего человека невозможно без развитой субъектности его учителей в широком смысле слова(различные аспекты субъектности педагога в профессиональной деятельности рассматривают Е.Н.Волкова,С.Н.Глазачев,В.В.Горшкова,И.А.Зимняя,В.В.Сериков,И.С.Якиманская и др.), невозможно успешное развитие без реально действующей новой модели образования, кода ученик из объекта превращается в субъекта учебной деятельности, и обучение носит личностно-ориентированный характер, целью которого является не только усвоение определённых знаний, но развитие личностных качеств учащихся, которые и станут залогом и основой успешного образовательного процесса, а в дальнейшем самоосуществления, самореализации личности, как субъекта, что подтверждают и психолого-педагогические исследования последних десятилетий: первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учёт личностных характеристик и возможностей воспитанников. Большой вклад в разработку теоретических основ этого обучения внесли такие учёные, как Е.В.Бондаренко,О.С.Газман,Э.Н.Гусинский,В.В.Сериков,Ю.И.Турчанинова,И.С.Якиманская. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии(К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, М.Шелер и др.) и научные труды отечественных и зарубежных учёных - представителей гуманистического направления в педагогике и психологии(А.Маслоу, К.Роджерс, Р.Бернс, В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили и др.),они предприняли усилия для становления в России в середине 90-х годов ХХ века теории и практики личностно-ориентированной педагогической деятельности. Личностно-ориентированное обучение тесно связано с тем направлением психологии, которое предлагает строить обучение в соответствии с принципом "развивающей помощи". Он состоит в том, чтобы не указывать человеку, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя и разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них. Психолого-педагогические основы личностно-ориентированного обучения, разработаны доктором психологических наук И.С.Якиманской [2] – наиболее привлекательны для решения задач развития личности учащегося, раскрытия индивидуальности через учение. Согласно концепции личностно- ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. Суть личностно-ориентированной педагогики, по И.С.Якиманской, составляет «признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса». А это диктует поиск новых способов, форм взаимодействия в поле «учитель-ученик». Внедрение новых развивающих технологий обучения на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений развития образовательных систем РФ. Критерием эффективной организации личностно - ориентированного обучения выступают параметры личностного развития. Для того чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психические особенности, необходимо иначе строить весь учебный процесс. Следовательно, одной из основных задач, стоящих перед школой является организация учебного процесса таким образом, чтобы он способствовал не только росту образовательного уровня, но и развитию таких личностных качеств как самостоятельность мышления, наличие нравственных установок, умение выделять и находить способы решения проблем, наличие собственной точки зрения на различные события и явления, осознание своего Я. Решение этой задачи возможно только при особой организации образовательной среды: ребёнку предоставляется свобода выбора при выполнении и решении задач, вариативность заданий, накопление знаний, умений и навыков выступает не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества; обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения. То есть образовательный процесс строится как субъект – субъектные отношения, а информационная база урока становится подлинно развивающей. Но в повседневной практике эти принципы часто не находят себе применения: ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, программы рассчитаны на среднестатического ученика, накопление информации, «багажа» знаний- основная цель образовательного процесса. В результате существующая система обучения, практически, не создаёт условий для становления учащихся как субъектов учебной деятельности, а в дальнейшем и как субъектов жизнетворчества. К этому можно добавить дефицит знаний о психологии ребёнка у родителей, в силу объективных причин невозможность осуществления качественного психологического сопровождения психологами ДОУ (много детей – мало психологов), часто недоразвитость субъектных свойств у самих педагогов, экономические проблемы и т.п. Всё это позволяет нам говорить о системном кризисе в образовании, который решить можно тоже только системно.
Список литературы
Сайко, Э.В. Субъект: созидатель и носитель социального. М.: Изд-во Моск. псих.- соц. ин-та; Воронеж: НПО «Модэк»,2006. Якиманская,И.С. Технология личностно - ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь,2000
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|