Методика оценки стадий становления субъектности государственных служащих

Автор статьи: Екатерина Дроздова

Актуальность оценки становления субъектности обусловлена стремительным социально-экономическим развитием современного общества. Развитие человека как субъекта деятельности становится одной из целей современного образования и воспитания.

Проблема повышения профессиональной, служебной и личной эффективности деятельности сотрудников государственного управления продиктована необходимостью создания оптимальной модели государственной службы, обеспечения государственного аппарата служащими, способными удовлетворить потребности стремительно развивающегося общества. Эффективность происходящих изменений зависит от готовности госслужащих к освоению новых знаний, новых способов взаимодействия и перераспределению своих жизненных ресурсов, потенциалов и предпочтений в соответствии с новыми условиями, а также от их готовности к изменению личностных свойств и качеств в процессе профессионального роста.

Описание разработанной методики

Прототипом методики стала методика оценки стадий становления субъектности участников образовательного процесса, разработанная В.И. Пановым, А.В. Капцовым и Е.И. Колесниковой. Утверждения опросника разрабатывались на основе анализа операций, которые осуществляют госслужащие в своей деятельности. Полный перечень операций был проверен и отобран экспертным методом, в качестве которых выступали госслужащие областного уровня.

Предлагаемый вариант методики является вторым вариантом опросника. 54 пункта опросника были сокращены до 10, а пятибалльная шкала Лайкерта заменена на метод вынужденных выборов. В результате методика стала компактнее, понятнее, поскольку исследования государственных служащих осуществляется в рабочее время и, как правило, в рамках проведения комплексной оценки профессиональных и личностных компетенций сотрудников.

Разработанная методика для оценки становления субъектности госслужащих (ОССГС) представляет собой опросник, состоящий из 10 пунктов. Каждый пункт данного опросника состоит из незаконченного утверждения, за которым следует шесть его возможных окончаний, которые соответствуют шести стадиям становления субъектности. Испытуемому предлагается оценить в баллах каждое окончание в той степени, в какой оно к нему применимо: от 1 (менее всего подходит) до 6 (более всего подходит). Каждое из шести окончаний в группе должно получить определённый балл. Ответы обрабатываются в соответствии с ключом. В результате обработки ответов мы получаем суммы баллов по шести шкалам: "наблюдатель", "подмастерье", "ученик", "мастер", "эксперт", "творец" (приложение). Шкала, по которой испытуемый набрал наибольшую сумму баллов показывает, что соответствующая этой шкале стадия становления субъектности наиболее выражена у испытуемого.

В основу интерпретации шкал разработанной методики ОССГС взяты стадии становления субъектности предложенные В.И. Пановым:

  1. наблюдатель — субъект восприятия действия-образца, т.е. развитие способности увидеть, рассмотреть и запомнить действие-образец (сформировать образ, перцептивную модель), демонстрируемый другим человеком ("смотри, что и как надо делать") — рассматривает, но пока ещё не выполняет;
  2. подмастерье — субъект репродуктивного выполнения требуемого действия-образца посредством подражания, когда происходит экстериоризация "образа" (перцептивной модели) действия-образца в виде подражания, но без осознания смысла воспроизводимого действия и без умения самостоятельно контролировать правильность его выполнения. На этом этапе перцептивная модель действия-образца, сформировавшаяся и интериоризованная на предшествующем этапе, субъективируется, т.е. превращается в субъективное внутреннее средство подражательного выполнения действия — повторяет это действие, даже не понимая его смысла;
  3. ученик — субъект произвольного выполнения действия-образца при внешнем контроле за правильностью его выполнения (например, с помощью руководителя), когда индивид уже умеет произвольно выполнять действие-образец, но ещё не умеет самостоятельно осуществлять контроль и коррекцию правильности его выполнения;
  4. мастер — субъект самостоятельного выполнения действия-образца при наличии самостоятельного, внутреннего контроля за правильностью его выполнения, когда его выполнение происходит посредством интериоризированных и субъективированных на предшествующих этапах перцептивной модели действия-образца и способности к произвольной регуляции правильности его выполнения;
  5. эксперт — субъект внешнего контроля за правильностью выполнения действия-образца другими, когда обучающийся испытывает потребность и уже способен давать оценку того, правильно ли выполняют действие-образец другие индивиды;
  6. творец — субъект развития, когда освоенное действие превращается из объекта усвоения в субъективное средство овладения другими, новыми действиями, в том числе для творческого самовыражения.


Просмотров: 319
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Сексуальное поведение обладает властью образца"
  • Домашнее задание в психотерапии: Зачем оно нужно? Сложности его выполнения и их разрешение.
  • МАК-практикум. "Мои действия и состояния как препятствия и ресурсы"
  • Треугольник "Чувства-мысли-действия"или как управлять поведением.
  • Месть как "сладкий" яд замедленного действия. Медея в современном мире.
  • Если он ушел молча. Или как справиться с эффектом "незавершенного действия"
  • "Мужчины не плачут" или бомба замедленного действия
  • "Он хороший, прямо подкаблучник - я его уже не хочу". Комплекс "рыцаря-развратника"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Выбор и "ошибочные действия"
  • Методика оценки негативных мыслей "Доказательства" (КПТ)
  • "Как мне его вернуть?" или пять стадий развода
  • Когда природа "отдыхает"? Кто из потомков Эйнштейна унаследовал его IQ
  • Как "измерить" сценарий организации с помощью опросника К.Томаса
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Что происходит, когда внешняя оценка действия становится важнее внутреннего содержания?
  • Что такое "Право на Деньги" и как его получить?
  • "Ты просто ещё Его не встретила. Подожди" - так ли это?
  • Проблема развития субъектности в контексте современного общества
  • Страх действия и его последствия
  • Я его слепила из того, что было. Теория "пинка".
  • "Отсроченное удовольствие" - как его получить?
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • Почему МАК-методики такие однообразные? Новая методика "Денежный дом"!
  • "По вере Вашей..." - как влияют на жизнь человека его верования и убеждения
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Когда станет легче после смерти близкого? Как отпустить умершего? Методика "Паттерн прощания"
  • Влияние действий руководителя на успех выполнения плана продаж.
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь