|
Точка "намерение-действие"Автор статьи: Карайченцева Людмила Вячеславовна
Точка «намерение – действие». Самое сложное в йоге — это расстелить коврик. (Айенгар Б.К.С.) Есть такое малоприятное явление как прокрастинация. Это когда так сложно что-то начать делать, и дело откладывается на потом. Причин этому может быть много. Одна из них в том, что что-то происходит в точке «намерение – действие». С какими чувствами сталкивается человек, которому свойственно избегать что-то делать из запланированного (будем считать, что это дело – настоящее желание)? В первую очередь, человек сталкивается со стыдом и страхом. Когда ребенок в детском саду приносит аппликацию и гордо маме ее показывает, а уставшая мама, не глядя на творчество (а иногда и на дитё), говорит «давай, уже одевайся скорее». Когда дочка или сын вдруг взяли и помогли посуду помыть или пол. Родители не отмечают это, не говорят спасибо. Они считают, что за это спасибо не нужно говорить, это же участие в общих делах. Но у ребенка есть одна очень важная психическая потребность, и она очень влияет на его дальнейшую жизнь. Это потребность быть узнанным. Ребенку важно, чтобы его узнавали, видели его. Это значит, замечали, какой он: он веселый или он грустный, умный и хитрый, искренний и внимательный, самостоятельный и креативный и т.п. Через узнавание другими у человека формируется представление о себе, его самооценка, отчасти его персона (personality). А если ребенок остается неузнанным в своих проявлениях? Что тогда? Он сталкивается с отсутствием средовой поддержки себя, т.е. человек попадает в точку разрыва между собой и окружающим миром. Такая ситуация вызывает стыд (несовпадение между собой и окружающими) и страх (разрыв между человеком и полем помещает его в изоляцию и одиночество). Если эти стыд и страх также не будут узнаны, то ребенок остается и с этим без должной поддержки, т.е. один. И, уже будучи взрослым, встречаясь с ситуацией, когда нужно проявить себя той гранью, которая была не узнана, человек попадает в сильнейшие чувства, которые он не научился переживать. И вот в этом месте «намерение – действие» (или другая ситуация: неузнанная злость на родителей, неузнанный страх стоматолога, неузнанная удачная шутка), взрослый, как Алиса в Стране Чудес, проваливается в яму детства, психологически становясь ребенком того возраста, когда ему было отказано в узнавании. Как выбраться из «ямы детства»? Важно помнить (вспомнить в тот самый паршивый момент), что Вы в том числе еще и взрослый. А взрослый может узнать ребенка (особенно, если это свой родной Внутренний Ребенок) и помочь пережить сложные чувства стыда и страха. Возможно, это будет фраза: «Вижу, дружок, как тебе сейчас сложно. Такое бывает, и у меня тоже такое бывает…» Образно говоря, Ваш Внутренний Взрослый берет за руку Внутреннего ребенка и проходит вместе с ним сквозь заросли стыда и страха. Вместе уже не так страшно, а вместо «стыдно» становится весело. В этом самом месте, где Вы себя узнали, становится легче, на место стыда и страха приходят азарт и радость.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|