Методика оценки негативных мыслей "Доказательства" (КПТ)

По мнению когнитивистов, главный источник психологического нездоровья, это искажённая интерпретация событий. Сколько людей - столько мнений. Однако, как это влияет на жизнь человека и на чём необходимо делать акценты при работе с упомянутыми искажениями?

Рассмотрим данную теорию подробнее и приведём примеры.  

Методика оценки негативных мыслей Доказательства КПТ

1) Новогодний салют может восприниматься Алёной с точки зрения потенциальной опасности, "а если бы в глаз попало!?". Она тревожится, злится и уводит домой всю семью, что называется, "от греха подальше". Дети плачут, кричат, хотят праздника, но тревожная мать уверена, "это для их же блага". К счастью, остальная масса народа не перестала праздновать Новый Год из-за катастрофических ожиданий одного человека.

2) Праздник продолжился. Салют увидели многие. Вадим его тоже видел, однако, красно-бёлые, искрящиеся вспышки на фоне ночного неба показались ему  воодушевляющим зрелищем. Он подумал, "Вау! Круто!" и ощутил эмоции: радость, приятное волнение, интерес. Это способствовало тому, что он сформулировал цели, которых хотелось бы достичь в Новом Году. 

3) Но и это не всё. Посмотрим на Андрея Петровича. Ему за пятьдесят и он опытный пиротехник. Салют для него - часть профессии, он имеет представление о составе химических элементов, вхожих в "небесные огоньки". Понимает механику и знает о низком уровне травмоопасности. И это понимание, парадоксальным образом, позволяет ему не задумываться о салютах вообще. Либо, по необходимости, испытывать к ним профессиональный интерес. Иначе говоря, Андрею безразлично то, от чего Алёна спасается бегством, прихватив ревущих деток и недоумевающего мужа, а Вадим получает искренне удовольствие и мотивацию.

 

Чем примечательны эти три случая?

А тем, что эти три мнения - объективные доказательства того, что восприятие разнится у каждого, отдельного человека, а следовательно - может меняться. Катастрофа, которую предсказала Алёна не случилась. Были ли реальные факты, говорящие о том, что это могло произойти? В этом и суть самой методики. В переходе от субъективной жёсткости, которая присуща Алёне к более-менее рационалистической (объективной) позиции, которую демонстрирует Андрей Петрович или Вадим.

А чем они отличны? 

Ответ: разными мыслями, которые возникают в сознании и влияют на реакцию (эмоции, физиологию, поведение). 

Если бы такой тревожный человек как Алёна посетила когнитивно-поведенческого терапевта, то мы могли бы выяснить (и наверняка бы выяснили), что её иррациональные, катастрофические установки не привязаны исключительно к празднованию Нового Года и пиротехнике. Скорее всего, она постоянно предсказывает "ужасное" будущее и деструктивно реагирует на нейтральные факты жизни в силу неадаптивного убеждения. Однако, прежде чем подобраться к этим, глубинным структурам, мы должны объективно протестировать автоматические мысли - то есть, ситуативные суждения Алёны по поводу себя, жизни и будущего. Суждения могут быть такими, как, "опаздываю - меня уволят!", "нужно убираться в доме - меня это обессилит", "не поняла книгу с первого раза - я тупица!" и др. 



И не стоит забывать, что даже самая неадаптивная мысль может содержать в себе долю истины. Однако, таковую можно проверить рядом реалистичных фактов, которые сделают её функциональнее или позволят отказаться от неё за ненадобностью. Как это сделать? 

Методика "Доказательства"

1 ШАГ. Выслушиваем автоматическую мысль, например упомянутую, "Салют мог попасть в глаза!", оцениваем веру в неё по 100-бальной шкале, выявляем эмоциональные реакции и задаём вопрос, "есть ли какие-то доказательства в пользу этой мысли?".  

Алёна (доказательства "За"):

1. Я слышала о том, что кого-то так ранили;
2. Я чувствовала тревогу; 
     

2 ШАГ. Затем, получив определённое количество доказательств "За", переходим к доказательствам "Против", т.е задаём вопрос, "есть ли какие-то доказательства против этой мысли?". 

Алёна (доказательства "Против"): 

1. Я никогда не видела, чтобы кого-то ранил салют;  
2. Мы стояли достаточно далеко от салюта; 

3 ШАГ. Теперь, опираясь на две, противоположные позиции, мы могли бы сформулировать наиболее адаптивный ответ на стрессовую ситуацию, дабы она перестала быть таковой. Например, "да, мне было тревожно, однако, нельзя делать вывод об опасности лишь на основании эмоций - они индивидуальны" или "даже если салют и мог попасть детям в глаза, мы стояли на достаточном расстоянии от него". Кроме того, терапевт может предложить поизучать этот вопрос, обратившись к специалисту-пиротехнику, Андрею Петровичу. Он знаком с вопросом детально и его многолетний опыт работы с пиротехникой успокоит Алёну. 

Таким образом, выработка адаптивных суждений по поводу той или иной стрессовой ситуации, позволяет жить продуктивнее и получать от жизни больше удовольствия/удовлетворения, нежели при наличии суждений деструктивного характера. 

Спасибо за внимание! 

г. Челябинск, психолог-консультант Георгий Солодовников,
телефон для записи на приём: 8-908-583-43-51. 



Просмотров: 480
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Успешный | Это не "талант" и не "удача", это "позиция"
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь