Культура изнасилования и культура согласия

Автор статьи: Зубкова Анастасия

Культура изнасилования и культура согласия


Череда голливудских секс-скандалов, волны #metoo, #янебоюсьсказать, #этонеповодубить, Шурыгинофилия и Шурыгинофобия, - равно как и общественная дискуссия, разворачивающаяся вокруг всех этих явлений – метки, сообщающие о глобальных тектонических сдвигах в массовом сознании. В очередной раз на глазах одного поколения происходит тихая революция во взаимоотношении полов, которая затронет абсолютно каждого из нас: так называемая «культура изнасилования» сменяется «культурой согласия».

 

Права и обязанности. 150 лет назад с юридической точки зрения женщина располагалась где-то рядом с несовершеннолетними детьми: была ограничена в имущественных и избирательных правах, нуждалась в опекуне, не могла самостоятельно организовать свое дело и принимать самостоятельных решений (с той лишь разницей, что несовершеннолетние мужского пола имели возможность вырасти, избавившись от этих ограничений). Надо осознавать, что помимо отсутствующих прав, женщина была избавлена и от обязанностей: она не должна была содержать мужа после развода, добывать средства к существованию семьи и принимать судьбоносные решения. Общество требовало от женщины одного - покорности. Именно общество, ведь процесс женской эмансипации не был войной женщин с мужчинами (изменениям с равной долей фанатизма противились и те, и другие) – скорее, это была борьба более прогрессивной, готовой к изменениям части общества – с более костной и консервативной.

Все реально сложно.  Процесс женской эмансипации помимо прав дал женщинам новые обязанности, и с этим вызовом на протяжении 150 лет общество справляется с переменным успехом. Получившие избирательные права женщины отныне несут ответственность за политику, получившие право распоряжаться своим наследством женщины учитывают все риски в случае принятия неверных имущественных решений, открывавшие свое дело женщины принимают тот факт, что в случае проигрыша им придется надеяться только на себя. Но во всем мире до сих пор существует разница в мужских и женских зарплатах (при том, что заботы об общем ребенке в случае развода автоматически ложатся на плечи женщины), не надо быть академиком, чтобы понять, что во властных структурах существенный мужской перевес, остро стоят проблемы домашнего насилия. Все эти противоречивые, пересекающиеся, диалектически отрицающие изначальный импульс, их породивший, тенденции, - лишь сложносочиненная реакция общества на слишком быстрые изменения. И мужчины, и женщины учатся жить в новых общественных реалиях, по-новому распределять ответственность, и, повторюсь – речь тут не столько про борьбу полов, сколько про борьбу поколений. Мужчины учатся передавать неравномерно распределенную ответственность женщинам, женщины учатся держать удар. И вот давайте теперь, на всём этом сложносочинённом фоне, поговорим об общественной реакции на сексуальное насилие. Об особенностях взаимоотношений между насильником и жертвой. Хотя, погодите.

"Настоящие мужчины" и "настоящие женщины". Снова отмотаем все на 150 лет назад и поговорим об общественных установках, определявших нормы сексуального поведения мужчин и женщин. В этой области перераспределение прав и обязанностей было столь же неравномерным. Очевидно, что мужчина пользовался более широкими правами (направленность всей общечеловеческой сексуальной культуры на удовлетворение мужчины, «у мужчин особые потребности», «мужчина от природы полигамен», более снисходительный взгляд на мужские измены и на открытую мужскую сексуальность), но и обязанностями (мужчина признается необузданным животным, мужчина должен демонстрировать постоянное желание, должен доказывать свою мужественность – порой вне законов физиологии). Очевидно, что женщина ограничена в правах (дискуссии «есть ли у женщин оргазм», запрет на открытое выражение желания, запрет на самостоятельный выбор партнера, репрессивные меры в случае супружеской неверности, запрет на отказ не только партнеру – но и любому мужчине, обличенном властью) и не несет конструктивных обязанностей (чтобы быть удовлетворительным партнером, женщина не обязана доказывать свою состоятельность физиологически). Главная обязанность женщины – удовлетворять мужчину, предоставлять ему свое тело, которым он должен воспользоваться, чтобы доказать, что он – настоящий мужчина (а она – настоящая женщина). Не удивительно, что общество поощряет мужскую сексуальную агрессию, лишает женщину права на отказ и, в случае очевидного сексуального  насилия (как правило – мужчины над женщиной, но не всегда) занимает позицию, обвиняющую жертву. Иными словами, общество выражает позицию более сильной стороны. Условно назовем эту общественную модель «культура изнасилования».

Культура изнасилования. Эта модель появилась на стыке двух моделей поведения: викторианской модели (отрицания и подавления сексуальности, в первую очередь – сексуальности женской, а так же демонизации мужской сексуальности) и моралью победившей сексуальной революции, тем, что Ролло Мэй назвал «новым пуританизмом» (стигматизации сексуального удовлетворения, возведение обязанности раскрытия своего сексуального потенциала в абсолют). Культура изнасилования строится на признании того факта, что каждый из мужчин – потенциальный насильник. Вся ответственность за мужскую агрессию возлагается на женщину. Мужчина – это неконтролируемая стихия, уберечься от которой - женская работа. Женщина просто обязана принимать этот факт, соблюдать технику безопасности, которая защитит ее от насилия (но это не точно). Культура изнасилования порождает множество курсов «как не быть изнасилованной» и ни одного курса «как не стать насильником». Мужчина учитывается этой культурой – как нечто, лишенное сострадания, милосердия и разума. Единственный, кто может противостоять этой стихии – женщина. Но она полностью лишена права на отказ. По сути, в рамках культуры изнасилования женщина, нарушившая технику безопасности (одевшаяся не так, оказавшаяся в неправильном месте, в неподобающем состоянии алкогольного опьянения, ведущая себя как условная «шлюха») уже не имеет права отказаться от секса. Мужчина же в этих обстоятельствах находится в состоянии некоего помрачения, и не способен учитывать отказ. Иными словами, культура изнасилования устанавливает рамки, за которыми женщина теряет право на собственное тело. Проблема отчасти в том, что эти рамки – очень плавающие, и порой мужчинам и женщинам очень сложно разобраться, где они начинаются, находимся ли мы в опасной зоне – или пока можно расслабиться. Но главная проблема в самом наличии этих рамок. Пока эти рамки не будут сняты, пока мужчина не получит право проявлять волю (а не будет сводиться с ума противоречивыми общественными установками «докажи этой шлюхе, что ты – мужик», «мальчики не должны обижать девочек», «шлюху обижать можно, девочку нельзя» в полной невозможности отличить условную «девочку» от условной «шлюхи»), пока само понятие «шлюха» (женщина, оказавшаяся вне безопасной зоны) не будет упразднено – культура изнасилования будет работать.

Культура согласия. Есть ли другие модели общественного взаимодействия? Другие модели, предлагающие что-то взамен  насилию и противостоянию? Это – так называемая «культура согласия». Культура согласия в первую очередь предполагает взаимное уважение и веру в то, что все люди – человечны, милосердны, наделены способностью принимать решения, волей, желаниями и уважением друг к другу. Предполагается, что воля мужчин принадлежит только им (а не викторианскому демону похоти), а тело женщин является собственностью женщины (а не первому встречному мужчине). Понятие «шлюха» в значении «женщина, преступившая рамки безопасности и в связи с этим потерявшая право на принятие решений, связанных с ее телом» упраздняется. Понятие «потенциальные насильник» - тоже. Зато вводится понятие «осознанное согласие». В рамках культуры изнасилования родители учили девочек избегать потенциального насильника и надеяться на лучшее (мальчиков же не учили ничему, оставляя наедине с зияющими дырами в общественной морали). В рамках культуры согласия родители учат своих детей, что «да» - это «да», а все остальное («н-не знаю», «может быть», «н-н-нет», «нет») – это «нет», по крайней мере – «не сейчас, но сейчас точно нет». В рамках культуры изнасилования поверить в это «нет» - значит поставить под сомнение свое чувство собственного достоинства (и для мужчин, и для женщин: женщины, берущие холодного мужчину приступом, так же действуют в рамках этой культуры). В рамках культуры согласия чувствительный удар по чувству собственного достоинства – не услышать это самое "нет".

«Что бы ты жил в эпоху перемен» - старое китайское проклятие. И прямо сейчас, на наших глазах сложная, противоречивая (но успешно работавшая на протяжении долгих веков) модель сексуального взаимодействия отживает себя. Мы растерянны, испытываем злость и страх. Это личный выбор каждого из нас – продолжать злиться и бояться, или попробовать найти новые ориентиры.

 



Просмотров: 446
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мужчина должен женщине только потому, что он мужчина, а она женщина?
  • Для женщины нет ничего более сексуального, чем мужчина, который…
  • Женщина, которая думает, что мужчина - это смысл жизни, просто не умеет себя развлекать
  • Для мужчин нет ничего более сексуального, чем женщина, которая ...
  • От убеждения женщины, что она недостойна – в первую очередь пострадает её мужчина
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Мужчина, женщина, любовь, деньги: использование, ответственность или кто кому что должен?
  • Вы все еще верите, что женщина должна быть недоступной, а мужчина ее добиваться?
  • Что делает Настоящая женщина, чтобы рядом был Настоящий мужчина?
  • Зачем семья? Что должен мужчина и что женщина
  • Что делать, если мужчина не берет на себя ответственность за благополучие женщины?
  • Не думайте, что женщины зависят от мужчин больше, чем мужчины от женщин.
  • Женщина – усилитель мужчины, а мужчина успокоитель – женщины
  • Что делает женщина, чтобы мужчина ей изменил? И что делает женщина, КОГДА мужчина ей изменил?
  • Что делает женщина, чтобы мужчина ей изменил? И что делает женщина, КОГДА мужчина ей изменил?
  • Почему женщины могут притворяться, что им было хорошо, а мужчины притворяться, что верят в это
  • Как понять, что вы просто "временная женщина" для своего мужчины: 2 основных критерия
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Мужчина готов стать спонсором. Что за женщина его интересует? Чисто мужской взгляд
  • Для той женщины, которая готова ...осознавать себя как Женщина...
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Мужчина знает, что женщина его Любит, если она......
  • Сама дура виновата! Женщины провоцируют изнасилования?
  • Как понять, что говорит мужчина/ женщина. Действительно ли мы разные?
  • Почему мужчина зависим от женщины? (Каким образом женщина контейнирует мужчину).
  • Женщина хочет секса, а мужчина не может это дать. Как найти выход?
  • Мужчина и женщина: кто кого выбирает на самом деле? (глазами женщины)
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что должна женщина отдавать и делать ради мужчины, чтобы быть любимой, а не использованной
  • Что ищет женщина в мужчине или с каким мужчиной хочет быть женщина



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь