Исследование значимости ценностных ориентаций разных поколений (ч.2)

Исследование значимости ценностных ориентаций разных поколений ч 2

 В процессе обработки данных был сформирован психологический портрет среднестатистического респондента исследуемых групп.

Высокий показатель ценности «Развитие себя» у группы средней взрослости свидетельствует о достаточной зрелости личности. Понятно, что ожидать от группы ранней взрослости качеств достаточной зрелости, по меньшей мере, опрометчиво и нелогично. Таким образом, становится понятен и результат обработки индивидуальных данных с помощью U-критерия Манна-Уитни. Полученное эмпирическое значение Uэмп (370) находится в зоне значимости.

Ряды значений показателя «сохранение собственной индивидуальности» также показывают значимые различия. Усредненное значение этого показателя по группе «родителей» имеет высокое значение (6,12), что означает стремление человека к независимости своих взглядов и убеждений. Надо полагать, что человек, проживший 40 лет, а именно этот возраст является нижней границей средней взрослости в нашем исследовании, может себе позволить свободу взглядов, стремясь как можно меньше поддаваться воздействию масс. И, наоборот, задача ранней взрослости – быть как все, а недостаточная зрелость личности позволяет респондентам группы «детей» быть пока еще не слишком ответственными. Именно это отражается в низком усредненном показателе «сохранение собственной индивидуальности» в группе ранней взрослости. При рассмотрении индивидуальных показателей сохранения собственной индивидуальности мы заметили, что примерно половина респондентов имеют высокие показатели выше уровня 5. Причем прямой зависимости от возраста мы не выявили. Это означает, что в любой возрастной группе есть индивиды, имеющие стремление к сохранению собственной индивидуальности. Однако в группе ранней взрослости это стремление выражается, прежде всего, в сфере увлечений, на фоне активных социальных контактов, высокого уровня общественной активности. Это могут быть увлеченности какими-либо очень редкими, необычными занятиями, создание вещей, которых нет ни у кого другого. Возможно даже одобрительное отношение к неформальным организациям.

Нами было замечено, что высокий уровень сохранения индивидуальности в группе «детей» тестируется у части респондентов при высоких показателях сферы семейной жизни. Это означает с одной стороны стремление строить свою жизнь, ориентируясь лишь на собственные взгляды, желания убеждения, что свойственно молодости. А с другой - старание сохранить свою независимость даже от членов своей семьи. Это тоже понятно, поскольку ранняя взрослость характеризуется естественным желанием отделиться от родителей и строить свою жизнь самостоятельно. При этом негативный опыт своей семьи не всегда ориентирует молодежь на схожие с родительскими семейные устои.

В проведенном исследовании мы получили высокий уровень показателя сферы физической активности в группе средней взрослости, а его значимость подтверждена значением U-критерия Манна-Уитни. Недаром люди после 40 начинают заниматься, например, йогой, считая, что физическая культура необходима для гармонизации жизни человека. Кстати это вполне соотносится с высокими показателями сохранения собственной индивидуальности, а именно в том, что люди выбирают необычные виды спорта и физической культуры, помогающими выразить индивидуальность человека и стремление к развитию. Кроме того, накопленные группой «отцов» заболевания и снижение в связи с этим двигательной активности и уровня физической энергии, подталкивают людей этой возрастной группы к овладению умения чередовать интеллектуальную деятельность с физической, вести здоровый образ жизни.

В зоне неопределенности оказались показатели сферы профессиональной жизни. Поскольку большинство исследованной группы ранней взрослости – студенты, не имеющие работы, мы предположили, что в другой выборке, где подберутся респонденты, имеющие профессиональные навыки, показатель сферы профессиональной жизни может сдвинуться в сторону незначимости.

Среди показателей ТСЖО лишь показатель субшкалы «результативность жизни» дал значения в зоне неопределенности. Значение самого показателя оказалось достаточно высоким относительно нормы, что означает положительную оценку пройденного отрезка жизни. Ведь поступление в вуз - это первый серьезный выбор для молодого поколения, требующий от них немалого напряжения сил. Видимо достижение этой цели объясняет высокий бал удовлетворенности самореализацией в группе ранней взрослости. Со временем может наступить разочарование в правильности сделанного выбора и при условии обследования лиц возраста, приближающегося к верхней границе периода ранней взрослости показатель «результат» может снизить свое значение, а различия между группами будут значимыми. Можно также предположить, что на более объемной выборке критерий Манна-Уитни также сдвинется в зону значимости.

Таким образом, гипотеза о том, что ценностные ориентации поколений «отцов» и «детей» отличаются незначительно, в основном подтвердилась. А предположение о том, что существуют и ценностные ориентации поколений, между которыми есть значимые различия, подтвердилась полностью. Однако исходя из соотношения общего числа исследованных показателей к количеству показателей, имеющих значимые различия, можно сделать вывод, что миф о проблеме «отцов и детей», скорее всего, лежит в плоскости культуры взаимоотношений, а не ценностных ориентаций. Результаты проведенного исследования показывают существенную близость ценностных ориентаций групп ранней и средней взрослости, несмотря на то, что они принадлежат к разным экономическим эпохам.

Полученные нами в ходе исследования эмпирические данные могут быть использованы в работе семейного консультанта в качестве убеждающих доказательств отсутствия конфликта поколений. Использованные в ислледовании тесты подходят для выявления «конфликтных» зон между не только родителями и детьми, но и между любыми членами семьи. Определив значимые показатели ценностных ориентаций членов семьи, можно спрогнозировать зоны их ближайшего развития.

Проведённое нами исследование открывает также перспективу подобного исследования в области бизнеса. Мы полагаем, что группы лиц, имеющие схожие ценностные ориентации будут иметь более высокие групповые результаты деятельности. Если эта гипотеза подтвердится, то предлагаемая методика ислледования может применяться при подборе кадров и в бисзнес-консультировании.



Просмотров: 487
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Использование пет-терапии в работе с людьми периода ранней взрослости
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Исследование значимости ценностных ориентаций разных поколений
  • Психотерапия в группе - что это
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Она не хочет роста и сепарации, потому что это лишает её материнской роли и собственной значимости.
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • На что можно опираться при семейном консультировании? Исходные идеи для анализа семьи.
  • РЕЗУЛЬТАТ: что это такое и к каким результатам мы стремимся в своей жизни?
  • Теоретические аспекты исследования феномена свободы выбора у людей в возрасте ранней зрелости
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • ТИПЫ ГРАНИЦ. [ФИЗИЧЕСКИЕ].П1 «Всё, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа...»
  • Очередная беседа об отношениях Взрослости и Зрелости (Часть 1?)
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Молодая пара на ранней стадии отношений или Кое-что из курса химии
  • Как забыть человека и перестать вспоминать все хорошее, что было между нами?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Что можно изменить в своей жизни в 40 лет? Все!
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Почему важно присутствовать с своей Жизни? И что это значит?
  • Самодостаточность и независимость личности человека что это?!
  • Что вы думаете о собственной жизни?
  • Быть может ты увидешь здесь что то своё или о жизни с творческой личностью
  • Что самое худшее и что самое лучшее, что может дать мужчина в отношениях со своей женщиной
  • Другой - не поставщик твоего ресурса. Он лишь показал, что в тебе есть это самое лучшее
  • Психолгия сновидений: часто задаваемые вопросы. А если я не вижу снов, что это означает?
  • Почему женщины могут притворяться, что им было хорошо, а мужчины притворяться, что верят в это
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Переживание Жизни - что это и как?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь