Исследование значимости ценностных ориентаций разных поколений (ч.2)

Исследование значимости ценностных ориентаций разных поколений ч 2

 В процессе обработки данных был сформирован психологический портрет среднестатистического респондента исследуемых групп.

Высокий показатель ценности «Развитие себя» у группы средней взрослости свидетельствует о достаточной зрелости личности. Понятно, что ожидать от группы ранней взрослости качеств достаточной зрелости, по меньшей мере, опрометчиво и нелогично. Таким образом, становится понятен и результат обработки индивидуальных данных с помощью U-критерия Манна-Уитни. Полученное эмпирическое значение Uэмп (370) находится в зоне значимости.

Ряды значений показателя «сохранение собственной индивидуальности» также показывают значимые различия. Усредненное значение этого показателя по группе «родителей» имеет высокое значение (6,12), что означает стремление человека к независимости своих взглядов и убеждений. Надо полагать, что человек, проживший 40 лет, а именно этот возраст является нижней границей средней взрослости в нашем исследовании, может себе позволить свободу взглядов, стремясь как можно меньше поддаваться воздействию масс. И, наоборот, задача ранней взрослости – быть как все, а недостаточная зрелость личности позволяет респондентам группы «детей» быть пока еще не слишком ответственными. Именно это отражается в низком усредненном показателе «сохранение собственной индивидуальности» в группе ранней взрослости. При рассмотрении индивидуальных показателей сохранения собственной индивидуальности мы заметили, что примерно половина респондентов имеют высокие показатели выше уровня 5. Причем прямой зависимости от возраста мы не выявили. Это означает, что в любой возрастной группе есть индивиды, имеющие стремление к сохранению собственной индивидуальности. Однако в группе ранней взрослости это стремление выражается, прежде всего, в сфере увлечений, на фоне активных социальных контактов, высокого уровня общественной активности. Это могут быть увлеченности какими-либо очень редкими, необычными занятиями, создание вещей, которых нет ни у кого другого. Возможно даже одобрительное отношение к неформальным организациям.

Нами было замечено, что высокий уровень сохранения индивидуальности в группе «детей» тестируется у части респондентов при высоких показателях сферы семейной жизни. Это означает с одной стороны стремление строить свою жизнь, ориентируясь лишь на собственные взгляды, желания убеждения, что свойственно молодости. А с другой - старание сохранить свою независимость даже от членов своей семьи. Это тоже понятно, поскольку ранняя взрослость характеризуется естественным желанием отделиться от родителей и строить свою жизнь самостоятельно. При этом негативный опыт своей семьи не всегда ориентирует молодежь на схожие с родительскими семейные устои.

В проведенном исследовании мы получили высокий уровень показателя сферы физической активности в группе средней взрослости, а его значимость подтверждена значением U-критерия Манна-Уитни. Недаром люди после 40 начинают заниматься, например, йогой, считая, что физическая культура необходима для гармонизации жизни человека. Кстати это вполне соотносится с высокими показателями сохранения собственной индивидуальности, а именно в том, что люди выбирают необычные виды спорта и физической культуры, помогающими выразить индивидуальность человека и стремление к развитию. Кроме того, накопленные группой «отцов» заболевания и снижение в связи с этим двигательной активности и уровня физической энергии, подталкивают людей этой возрастной группы к овладению умения чередовать интеллектуальную деятельность с физической, вести здоровый образ жизни.

В зоне неопределенности оказались показатели сферы профессиональной жизни. Поскольку большинство исследованной группы ранней взрослости – студенты, не имеющие работы, мы предположили, что в другой выборке, где подберутся респонденты, имеющие профессиональные навыки, показатель сферы профессиональной жизни может сдвинуться в сторону незначимости.

Среди показателей ТСЖО лишь показатель субшкалы «результативность жизни» дал значения в зоне неопределенности. Значение самого показателя оказалось достаточно высоким относительно нормы, что означает положительную оценку пройденного отрезка жизни. Ведь поступление в вуз - это первый серьезный выбор для молодого поколения, требующий от них немалого напряжения сил. Видимо достижение этой цели объясняет высокий бал удовлетворенности самореализацией в группе ранней взрослости. Со временем может наступить разочарование в правильности сделанного выбора и при условии обследования лиц возраста, приближающегося к верхней границе периода ранней взрослости показатель «результат» может снизить свое значение, а различия между группами будут значимыми. Можно также предположить, что на более объемной выборке критерий Манна-Уитни также сдвинется в зону значимости.

Таким образом, гипотеза о том, что ценностные ориентации поколений «отцов» и «детей» отличаются незначительно, в основном подтвердилась. А предположение о том, что существуют и ценностные ориентации поколений, между которыми есть значимые различия, подтвердилась полностью. Однако исходя из соотношения общего числа исследованных показателей к количеству показателей, имеющих значимые различия, можно сделать вывод, что миф о проблеме «отцов и детей», скорее всего, лежит в плоскости культуры взаимоотношений, а не ценностных ориентаций. Результаты проведенного исследования показывают существенную близость ценностных ориентаций групп ранней и средней взрослости, несмотря на то, что они принадлежат к разным экономическим эпохам.

Полученные нами в ходе исследования эмпирические данные могут быть использованы в работе семейного консультанта в качестве убеждающих доказательств отсутствия конфликта поколений. Использованные в ислледовании тесты подходят для выявления «конфликтных» зон между не только родителями и детьми, но и между любыми членами семьи. Определив значимые показатели ценностных ориентаций членов семьи, можно спрогнозировать зоны их ближайшего развития.

Проведённое нами исследование открывает также перспективу подобного исследования в области бизнеса. Мы полагаем, что группы лиц, имеющие схожие ценностные ориентации будут иметь более высокие групповые результаты деятельности. Если эта гипотеза подтвердится, то предлагаемая методика ислледования может применяться при подборе кадров и в бисзнес-консультировании.



Просмотров: 556
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Использование пет-терапии в работе с людьми периода ранней взрослости
  • Исследование значимости ценностных ориентаций разных поколений
  • Теоретические аспекты исследования феномена свободы выбора у людей в возрасте ранней зрелости
  • Очередная беседа об отношениях Взрослости и Зрелости (Часть 1?)
  • Размышления о взрослости
  • Страх взрослости
  • О злости и взрослости
  • Критерии взрослости
  • Кризисы взрослости.
  • Рассуждая о взрослости.
  • Восемь кризисов взрослости
  • Проект программы по формированию ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста с ОНР
  • Часть 1. Кризис взрослости. Зачем?
  • Ветерок взрослости. Или как маме и папе стать первоклассниками.
  • Желание ранней смерти иногда заключено в раненой жизни
  • Особенности склонности к психогенным расстройствам в разные периоды взрослости
  • Часть 4. Кризис взрослости. Отношения с Другим – как путь к индивидуации.
  • О ценностях и ценности самой жизни. Выход на более высокий уровень.
  • О ранней социализации детей или крошечный эксперимент.
  • «Окно Джохари» или чем может быть полезна работа в группе.
  • «Группы смерти» в социальных сетях –  угроза жизни детей!
  • "Чувство взрослости" подростка: бороться или поддерживать?
  • Особенности представления о свободе у девушек в возрасте ранней зрелости
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Связь ценностных ориентаций с уровнем субъективного благополучия личности
  • Роль ранней травматизации в формировании пограничной структуры личности
  • Бобы для повышения активности работы в тренинговой группе
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Влияние ранней тактильной стимуляции на развитие ребенка
  • Киберспорт в жизни студентов ВУЗа физической культуры



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь