Использование пет-терапии в работе с людьми периода ранней взрослости

Автор статьи: Кремнёва Елена

Использование пет терапии в работе с людьми периода ранней взрослости

Пет-терапия (англ. pet therapy) – это терапия, в которой психотерапевтическим средством является взаимодействие человека с домашним животным. От английского pet – обобщенное название домашних животных, дословно «любимец», «баловень», «любимое животное». В качестве такого животного может выступать  кошка, собака, аквариумные рыбки, попугай, канарейка, кролик, шиншилла, хомяк, домашняя крыса, ящерица или что-нибудь еще. Единственное, важно чтобы животное представляло интерес для самого владельца, а также соответствовало темпераменту и образу жизни владельца конкретного животного.

Содержание животных в домашних условиях издавна используется человеком, как это принято говорить, «для души», т.е. для эмоционального общения, удовлетворения потребности в привязанности, стремления оказывать заботу, нередко для целей оптимизации и стимуляции развития детей в семье. Урбанизация и технологизация современного общества способствует тому, что человек стремится восполнить недостаток контакта с природой содержанием животных дома [1].

Широкое распространение пет-терапия нашла в западных странах, где проводится большое количество самых разнообразных исследований с участием владельцев домашних животных. В США существует международная организация терапии животными (Pet Therapy International). Единой общепринятой терминологии пока у пет-терапии нет.

Sandra B. Barker и Kathryn S. Dawson из медицинского факультета в Университете Вирджинии изучали влияние собак-терапевтов на уровень тревожности госпитализированных психиатрических больных. В исследовании 1998 года участвовали 230 человек, имевшие широкий круг диагнозов, включая депрессию, раздвоение личности и шизофрению. Почти все продемонстрировали значительное снижение уровня тревожности благодаря животным. Исключение составили люди с сильно выраженными степенями зависимости – автор полагает, это может быть обусловлено абстинентным синдромом [2].

Различные исследования пришли к выводу, что присутствие и контакт с домашними животными понижает кровяное давление людей. Наблюдение за аквариумными рыбками также понижает кровяное давление даже больше, чем когда человек спокойно сидит и смотрит на стену. И самыми потрясающими могут быть выводы о том, что общение с домашними животными может помочь человеку, пережившему сердечный приступ, жить дольше. Домашние животные также могут помочь защитить сердечно-сосудистую систему[3].

Наше исследование было направлено на выявление различий в эмоциональных и функциональных состояний владельцев домашних животных и людей, у которых нет домашних животных. Выборка исследования состояла из 60 человек (30 людей, у которых есть домашние животные и 30 людей, у которых нет домашних животных), из них 37 - женского пола, 23 - мужского пола. Возраст испытуемых в среднем равен 26 лет, возраст самого младшего испытуемого – 18 лет, самого старшего – 35 лет. Все испытуемые относятся к среднему классу по уровню социального статуса. Образование –  не ниже среднеспециального. Среди испытуемых были студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели ВУЗов, учителя средних школ, индивидуальные предприниматели, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, а также работники среднего и высшего звена. Среди владельцев домашних животных 18 имели кошку, 9 – собаку и 3 испытуемых являются владельцами как кошки, так и собаки. Породы домашних животных самые разнообразные: от беспородистых до титулованных (CAC, CACIB). Среди владельцев кошек были сиамские, британские, русские голубые, персидские и другие. Среди владельцев собак были такие породы как мопс, немецкая и среднеазиатская овчарка, лабрадор-ретривер, ротвейлер, йоркшир-терьер и другие. Все испытуемые, у которых есть домашнее животное, являлись непосредственными владельцами своих питомцев, т.е. именно они были заинтересованы в приобретении животного и именно они являлись их главными хозяевами. Время проживания совместно с животным составляло не менее 1,5 года.

Для исследования эмоциональных и функциональных состояний были выбраны опросник САН (Самочувствие. Активность. Настроение.), методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона (UCLA), методика самооценки эмоциональных состояний А. Уэссмана и Д. Рикса и личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлора (адаптация В.Г. Норакидзе) (MAS). Обработка результатов производилась с помощью методов математической статистики: непараметрического критерия U-Манна-Уитни, который предназначен для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню выраженности какого-либо признака, измеренного количественно и непараметрического критерия Спирмена, который позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.

В ходе обработки были выявлены высокие показатели по 8 переменным: самочувствие, активность, настроение, спокойствие, энергичность, приподнятость, уверенность в себе и общий уровень эмоционального состояния, а также были выявлены низкие показатели по двум переменным: одиночество и тревожность. Это говорит о том, что владельцы домашних животных оценивают свое самочувствие как благополучное, чувствуют себя активными, с высоким уровнем настроения, оптимистичными, спокойными, энергичными, жизнеспособными, приподнятыми, восторженными, эмоционально возбужденными, жизнерадостными, уверенными в себе, своих способностях и перспективах, с высоким общим уровнем самооценки эмоционального состояния, не чувствуют себя одинокими, а наоборот, очень общительными и заинтересованными.

Таким образом, проведенное нами исследование иллюстрирует, что владельцы домашних животных периода ранней взрослости в целом чувствуют себя лучше, чем люди, у которых нет собственных домашних животных. Это доказательство подтверждает значимость и эффективность такого нового направления в терапии как пет-терапия.

Литература

  1. Филиппова, Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.Г. Филиппова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.
  2. Sawicki, S. DR Pet // Animals. 2002. Vol. 135 Issue 2. P. 21-24.
  3. Duncan, Susan L. Loneliness: A Health Hazard of Modern Times // InterActions. 1995.  Vol. 13.1. P. 5-9.


Просмотров: 502
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Самооценка владельцев домашних животных
  • Роль домашних животных
  • О домашних животных и людях
  • Родительский ликбез Тема: "Набор игрушечных домашних животных"
  • Что есть у людей и абсолютно отсутствует у животных?
  • Арт-терапия для ребенка в домашних условиях. Рисунок семьи.
  • Наше единственное отличие от животных: как работает осознание себя
  • Почему любить животных проще, чем людей
  • Контактный зоопарк как дом терпимости для животных
  • Коррекция детских страхов. Как родитель может помочь ребенку в домашних условиях?
  • Как готовить ребенка к школе в домашних условиях? Практические советы для всех родителей
  • Мы и другие живые рядом с нами: о животных
  • Арт-терапия в домашних условиях:)
  • МАНИПУЛЯЦИИ В СЕМЬЕ. Как перевоспитать партнера или зомбирование в домашних условиях
  • Общие методические рекомендации по проведению развивающих занятий с детьми 3 – 5 лет в домашних условиях
  • Есть ли сознание у животных? Разговор с лошадью.
  • Даже льву бывает страшно (Про буллинг, про животных и про людей)
  • Как воспитать раба в домашних условиях
  • Образы животных как ключ к контакту с собой
  • Как помочь ребенку сформировать ответственное отношение к выполнению домашних заданий
  • В мире животных
  • Как приготовить нарцисса (социопата/мудака/тирана) в домашних условиях из обычного мужчины.
  • Привязанность. О людях и животных...
  • Образы животных в сновидениях.
  • Чему стоит поучиться у животных?
  • Зачем кормить животных на улице?
  • Переживаем горе в домашних условиях.
  • Воспитать дракона в домашних условиях
  • У диких животных не бывает психических травм.
  • Как помогать ребёнку в выполнении домашних заданий?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь