Способность осознавать себя основана на достаточном количестве нейронов и наличии речевого аппарата. Эти физические параметры, помимо выработки условных рефлексов, создают:
- Долгосрочную память
- Воображение
- Наблюдение протяженности и непрерывности
Эти 3 момента и являются субъективным эффектом времени. Соединенные со способностью различать внешние и внутренние стимулы, они позволяют нашей нейросети накапливать опыт, в котором внутренние и внешние стимулы, относящиеся к собственной особи количественно значительно превышают все остальное. Что и выделяет ее на фоне остальных особей, существ, предметов и всего мира как СЕБЯ.
100 млрд - таково количество наших нейронов, как и звезд в Млечном Пути. Нет столько нейронов и речевого аппарата - нет памяти и воображения, нет осознания себя. Есть - пожалуйста, аз есмь. Но как именно?
Нужна шкала, измерение “времени”, чтобы было понятно, что с чем сопоставлять и сравнивать, и какова последовательность этих сейчасов, причины-следствия. Есть память и воображение - есть время. Мы осознаем себя об время. А животные нет, хоть у них и присутствует различение внешних и внутренних стимулов. И потому им неведома радость или страдание.
Они в сейчас просто откликаются на эти стимулы наработанными паттернами, не зная об этом. Им просто нечем знать. Радость и страдание тоже механичны, не осознаны. Нет субъекта, никто не проживает их опыты. Это флуктуации материи, не дотягивающие до света осознанности.
Вспомните, как бьется в стекло муха. А теперь стрекоза. Комар. Как мяукает перед закрытой дверью кот или лает собака. Насекомые долбятся неустанно, останавливаясь, когда садится батарейка. Замирая надолго, а потом, если силы восстанавливаются, продолжают свое безнадежное дело. Млекопитающие реагируют чуть умнее: просят человека или толкают/тянут препятствие, порой поворачивают ручку.
Потому что у них нейронов побольше и жизнь подлиннее - они запоминают, как что работает. У крупных животных мозгов побольше, но и тело покрупнее, поэтому все мегабайты уходят на моторику. Они умеют узнавать, запоминать на многие годы, выдавать сложные рефлексы и реакции, а вот воображать - нет. И потому нет для них протяженности и непрерывности.
Это не мешает им любить и делать прочие вещи, понятные и приятные людям. Однако ни о какой осознанности себя речь не идет. Животные просто автопилотные биороботы с умеренным количеством мегабайтов.
Под вопросом слоны и крупные приматы, возможно, что-то там есть около того, с учетом отсутствия речевого аппарата. А вот у дельфинов нейронов полно и с речью все хорошо. Я подозреваю, что эти хитрые гады давно эволюционировали и сознанием в облаке живут, а тушки вот так пристроили на от@#!ись и с кайфом )
А мы себя ведем, как тушки, хотя и со светом. Максимизируя свет осознанности, мы балансируем тушку, как марионетку, - оптимально. Еще немного и, может быть, дотянем до дельфинов )))