|
Об осознанности… или о том, как Услышать СебяАвтор статьи: Куроедова Татьяна Николаевна
«Была поздняя ночь…Небо было затянуто хмурыми облаками… Одинокий странствующий монах медленно брел по дороге в поисках тихого места для ночлега. Хотя все его имущество состояло лишь из небольшой котомки, одеяла и фонаря, он был счастливым и беззаботным. Внезапно он услышал позади звук мотоцикла. Мотоциклист очень быстро ехал по темной дороге, но у него не были включены фары. Монах знал, что это может привести к аварии, и потому сразу решил отдать мотоциклисту свой фонарь. Он стал описывать фонарем круги, призывая таким образом мотоциклиста остановиться. Но мотоциклист не остановился…и проехал мимо, чуть не сбив монаха. Монах закричал: «Стой! Я хочу отдать тебе этот фонарь, иначе ты разобьешься!». Мотоциклист прокричал в ответ: «Какой смысл, у меня все равно нет тормозов!» Эта история служит аналогией жизни современного человека. Темная дорога – это жизненный путь, проходимый без радости и мудрости. Мотоцикл соответствует человеческому уму-телу. Большинство людей ведут жизнь, похожую на бездумного и безрассудного мотоциклиста, несущегося по дороге: они идут по своему жизненному пути, не понимая, куда они направляются, и, не ведая, что творят. Свет фонаря можно понимать как осознанность, а тормоза – как самодисциплину. У мотоциклиста не было ни фары, ни тормозов. Авария в таком случае неизбежна. Так бывает и с человеком, который идет по жизни без осознанности, мудрости и самодисциплины, и его неизбежно ждет разочарование, болезни и отчаяние. Так что же такое осознанность? Осознанность – это осознание состояния своего собственного сознания или осознание того, что происходит в нас в то время, пока мы находимся в сознании. Адекватная осознанность предполагает, что стоя неподвижно, сидя или вставая, мы осознаем, какие действия мы совершаем. То, что мы называем осознанностью, Будда называл «Совершенным вниманием». Совершенное внимание не только позволяет человеку осознавать все, что он делает, но и зачастую освобождает его от подчинения внутренним привычным, а потому уже неосознаваемым процессам, неким привычным схемам поведения, которые часто носят разрушающий для нас характер. При недостаточной осознанности мы непременно будем совершать бесчисленные лишние неэффективные или даже вредные движения, мы будем привычно суетиться, и колоссально уставать при этом. Увы, большинство из нас «благодаря» суетливости, не только не ведает, что делает с собой, но даже и не догадывается о своем неведении.
Во время привычных для нас телесных упражнений, типа утренней гимнастики, это проявляется следующим образом: как правило, мы стараемся изо всех сил себя «заставить» выполнить упражнение по образцу, подобно тому, как нас «учили» в школе, вместо того, чтобы прочувствовать это выполнение и осознать, что и как в теле работает. Прочувствовать для того, чтобы сделать этот опыт движения, изменения в теле осознаваемым, а потому и управляемым собой. При чем, вот здесь начинает проявляться удивительная особенность: ощущения, которые возникают в результате естественного функционирования тела становятся максимально приятными . Если же тело функционирует плохо, ощущений либо нет вовсе, либо они неприятны. Так вот, процесс становится приятным потому, что он уже не содержит насилия над собой. А когда движения выполняются без усилий (читай: без насилия над собой) или усилия минимальны, они дарят нам Радость.
Это одно из первых открытий, которое делает человек, начинающий практиковать йогу или другие, пробуждающие осознанность практики. Часто, люди с удивлением, открывают для себя заново «простые вещи»: что у них, оказывается, есть левая пятка, которую они впервые смогли прочувствовать на практике, и мизинец на правой ноге; и что, оказывается, себя можно благодарить за заботу о своем телесном пространстве…и услышать внутренний отклик на эту благодарность! Таким образом, психофизические упражнения позволяют нам учиться осознавать те органы чувств и участки тела, которые не ощущались вообще или ощущались очень смутно. И, что наиболее важно, такие упражнения помогают устранять искажения между тем, что мы думаем о своем теле и тем, что мы имеем на самом деле. Понять, как мы о себе думаем, как предполагаем свои возможности и, что не менее важно, как создаем для себя внутренние ограничения, блокирующие те самые возможности.
Начиная пользоваться своим телом полнее, чем раньше, и обучаясь осознавать множество новых ощущений, мы как будто «возвращаемся в Себя». А дальше, если осознанность закрепляется практикой, и учитывая, что нервная система предпочитает позитивные кинестетические (т.е. чувственные) переживания, они, эти переживания, становятся для нас Нормой. И тело буквально «просит» об их повторении. Надо отметить, что осознанность неназойлива, она едва различима, но может быть усилена нами с помощью концентрации внимания для самонаблюдения, самокоррекции или же просто для собственного удовольствия. Мало того, такая осознанность естественна для природы человека, как и для любого другого живого организма, и потому не требует усилий. Это подтверждает множество практик, используемых в духовных и психотерапевтических традициях, таких как практики осознанного дыхания, медитации, направленные на формирование замедленности и успокоение ума. Удивительно, но осознанный человек способен чувствовать свои потребности и распознавать проблемы практически в момент их возникновения. Оттренированный человек не только ощущает больше и более верно, но и функционирует более эффективно, совершая намного меньше неуклюжих действий, как ментальных, так и физических, Ибо то, что иногда называют глупостью, очень часто, недостаток именно осознанности, а не интеллекта.
Таким образом, то, как мы живем, зависит от того, как мы используем ресурсы своего тела в различных ситуациях. Либо мы используем их частично или неэффективно, и соответственно, разрушаем свое физическое и психологическое благополучие, либо действуем эффективно, приближаясь к полному раскрытию своего потенциала, и тогда, преуспеваем в самом широком смысле этого слова. Выбор за нами… Статья создана по материалам: 1. Свами Сатьянанда Сарасвати «Древние тантрические техники йоги» 2. Р.Мастерс «Телесное осознание»
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|