От автора: Без претензии на научность.
Во избежание путаницы для начала важно разобраться с терминами.
Для большинства людей делать что-то осознанно – значит, сознательно, в сознании, в здравом уме и трезвой памяти. Не в деменции, не под наркозом, не в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Понимая, в общем-то, что они делают. Ну, как, например, у нотариуса когда мы оформляем генеральную доверенность или завещание, он обязан задать нам определённые вопросы, чтобы убедиться в том, что мы действуем осознанно, то есть, понимаем возможные последствия своих решений. Это одно понятие осознанности. Общепринятое и общераспространённое.⠀
Люди, знакомые с психологией, уже понимают, что бОльшую часть того, как мы себя проявляем, мы проявляем КАК БЫ осознанно, на самом же деле – подчиняясь бессознательным импульсам, которые в значительной степени руководят нашей жизнью в то время, как нам кажется, что ей руководим мы. Что быть осознанным – не просто находиться в ясном сознании. Осознанные наши проявления – значит, несценарные, если речь идёт о действиях, не игровые, если речь об отношениях, не рэкетные, если речь о чувствах. (Это на языке транзактного анализа. В других направлениях это может называться по-другому, но суть та же. В осознавании ранее неосознаваемого). И это другой уровень осознанности. Более зрелый.
Есть ещё модная популярная практика осознанности, заключающаяся в том, чтобы возвращать себя в состояние «здесь и сейчас». Состояние, гораздо менее естественное для человека, чем для других живых существ. Просто в силу того, что человек существо думающее и рефлексирующее. А мысли – они, в основном, или о прошлом, или о будущем. Именно поэтому человеку постоянное пребывание в моменте не свойственно. И возвращает он себя в него усилием воли (сознательно, осознанно). То есть, утратив естественную способность пребывания «здесь и сейчас», которую животные реализуют на инстинктивном уровне и которая у них к осознанности не имеет никакого отношения, человек сознательно (осознанно) возвращает себя в это утраченное природное состояние, частично воссоздавая его и называя осознанностью (ну просто нужно было какое-то название дать этому появившемуся в психологии понятию)).
Практика возвращения себя в состояние «здесь и сейчас» помогает поймать ускользающее от нас настоящее и учит полноте проживания момента.
⠀
Однако, вопрос меры, дозировки и баланса важен во всём, на мой взгляд. И нет ничего однозначно полезного, что не могло бы стать вредным при определённых условиях. То, что в одной концентрации целительно, в другой может стать ядовитым.
⠀
Я за любую практику, которая помогает узнать и понять себя лучше, стать ближе к себе. И способность к полноте проживания момента – это как раз про близость с собой.
⠀
Но иногда практика осознанности становится средством бегства от себя.
⠀
Когда прошлое время от времени прорывается наружу непрожитой болью, её невозможно ощутить в полной мере в режиме «здесь и сейчас».
⠀
Только вернувшись в то прошлое, в ту боль, возможно соприкоснуться с ней по-настоящему..
⠀
Соприкоснуться, чтобы прожить её, отгоревать и утешиться.
⠀
Избегая этого, мы остаёмся безутешными. И обрекаем себя на страдания.
⠀
А практика осознанности, ставшая практикой избегания, требует всё больше усилий, но не может излечить от страданий, а лишь всё дальше уводит от себя.