Воспитать дракона в домашних условиях

Автор статьи: Анна Сидельникова

Дракон: Каждому из вас я даже более чем просто друг. Я друг вашего детства. Мало того, я друг детства вашего отца, деда, прадеда.
Шарлемань: Единственный способ избавиться от драконов — это иметь своего собственного. (Е. Шварц)

Материал статьи навеян темами форума.
Если забить в Гугл два слова "школа монстров", то компьютер сразу выдаст несколько вариантов, среди которых набор онлайн игр для девочек. Про них сказано: "В каждом из нас таится монстр... а иногда этот монстр овладевает нами! Одно можно сказать точно: твой внутренний монстр меняется с каждым днем. Сегодня ты счастливый минотавр, а завтра - разъяренный призрак или влюбленный дракон!"Воспитать дракона в домашних условиях
И это действительно так: в нас живут монстры. Часть из них нам неведома, часть - вполне хорошо знакома.


В судьбе практически каждого человека присутствуют моменты, когда те или иные случаи или обстоятельства вынуждают его менять свою жизнь - отправиться в путь. События на этом пути развиваются по своему сценарию, в достаточно точном соответствии со сказочными канонами: движение чередуется с остановками, сопровождается чудесными превращениями, встречами с дарителем и помощником, врагом и драконом, препятствующим продвижению. Преграды обходятся и преодолеваются. Иногда странник сбивается с пути, цель путешествия теряется из виду и приходится ее заново искать. Так бывает и в жизни. В дороге путник избавляется от прежних привычек и ценностей и обретает новые, а в конце концов, наследуя часть коллективного общечеловеческого опыта, возвращается к себе, выходит на новый уровень сознания.


Один из таких драконов, или монстров, - внутренний критик, внутренний цензор - наверно, хорошо многим знаком. Среди других можно упомянуть Бабу Ягу, дурака, шута, вора (разбойника) и черта (сатану).  Критик - это возможная ипостась Синей Бороды, а в женском варианте - широко представленной во многих сказках образ Мачехи.
Если бы запрет не был нарушен, то герои сказок Иван-царевич и стрелец-молодец не женились на прекрасныå царевнах, ослушавшись Конька-Горбунка, Иван, подбирает перо Жар-птицы. Взрослые, отлучаясь на базар (в своем крайнем проявлении речь идет о смерти матери - как в "Золушке", "Аленький цветочек", "Морозко", "Ганзель и Гретель" и т.п. - или обоих родителей - как в "Бемби" ), знают, что их детям угрожает опасность. Отец или муж, уезжая сам или отпуская дитя, сопровождает отъезд наказами и запретами. Запрет, разумеется, нарушается, и этим вызывается какое-нибудь страшное несчастье: непослушных царевен, вышедших в сад погулять, уносит змей, непослушных детей, ушедших к пруду, околдовывает ведьма, в сказке "Гуси-лебеди" родители наказывают дочери следить за младшим братом, приговаривая: "береги братца, не ходи со двора, будь умницей — мы сошьем тебе платьице, купим тебе платочек", в "Чудесном путешествии Нильса с дикими гусями" отец наказывает: "Смотри, из дому ни на шаг! Открывай учебник и берись за ум". В замечательной сказке "Два брата" Старший, рассердившись, вытолкал Младшего в мороз на улицу. Здесь можно думать об обычной родительской заботе о своих детях. Ведь и сейчас родители, уходя из дому, запрещают детям уходить на улицу, приглашают бабушек или нанимают нянь. Однако это не просто опека. Здесь может крыться еще и страх. Когда отец уговаривает жену или дочь "даже на крыльцо не выходить", "не покидать высока терема", то в этом сквозит глубокое беспокойство. Страх этот так велик, что родители иногда даже запирают чад - градус препятствий повышается, драматизм нарастает. С катастрофой нужно справляться, само нарушение запрета кладет начало развитию сказочной коллизии,события начинают развиваться, и поиск путей разрешения синонимичен обряду посвящения и перерождения, который в лаконичной форме сводится к купанию героя в трех котлах: одном — с холодной водой, другом — с горячей, а третьем — с кипящим молоком. В результате чего "Иван становится писаным красавцем", что олицетворяет переход героя на новую ступень развития.

Голоса родителей, бабушек, учителей, - всех, принимал участие в воспитании, давал указания, высказывал пожелания, объяснял правила, увещевал, накладывал запреты и наказывал, - звучат в голове и повзрослевших людей, обретая вторую жизнь. "У меня есть проблема с постоянно "ходящим" за мной чувством вины за какие-либо поступки. Даже, если ничего страшного не произошло, я все равно за всякую ерунду буду испытывать это чувство. Меня терзают мысли - а правильно ли я поступила? И вот так всегда. Что-нибудь произойдет, и я снова мучаюсь и грызу себя. Я завидую людям, которые ни о чем не жалеют, не занимаются самобичеванием. ". Или: "Когда то давно, в детстве, мама часто читала мне волшебные сказки. Больше всего маме нравилась " Золушка". Это была история вечного назидания: Вот, Золушка была добрая, покладистая, трудолюбивая и поэтому в итоге она стала счастливой. А ты все время ленишься и т.д. Честно говоря Золушка меня всегда раздражала... Я не знаю, чего сейчас хочу из реального и достижимого. Я заглядываю в себя и вижу только пустоту".
Бывает и так: "Мне кажется, что у меня два Я: первое - это, та, какая я есть, вторая - та, кем я хотела бы быть. Профессию выбрала мама, чтобы я была поближе к ней. Ну и жалко мне ее одну оставлять, уезжать в город. Я реальная хочу быть намного более уверенной в себе, исключить из своей жизни все страхи, сомнения и переживания, понять, где кроется их причина".

Мы знаем, что никто так искренне и бескорыстно не любит нас, как наши матери и отцы. Они не спят ночей, когда малыш совсем маленький или нездоров, они преодолевают усталость ради того, чтобы ребенку было хорошо, Они говорят, что желают нам самого лучшего, ведь мы их любимые дети. И мы им верим, потому что это так. Мы тоже готовы прилагать усилия и преодолевать лень и страх, чтобы порадовать родителей. Мы жаждем одобрения, усваиваем правила, запреты, указания и оценки как истину, поскольку у нас еще нет своего жизненного опыта. От усвоенных норм сложно отказаться, потому что мы их не выбирали - мы их восприняли как что-то само собой разумеющееся, как составную часть родительской любви и зачастую их не осознаем, и в потоке городского шума и дневной суеты порой не слышим эти голоса, даже если возраст предполагает наличие собственных детей и внуков. А разве возможно иначе? Возможно ли отфильтровать, рассортировать родительское наследие? Допустим ли бунт на корабле? Не будет ли это выглядеть неблагодарностью или того хуже - предательством?

Тогда подойдет такой вариант:

Чтобы наши Внутренние монстры, драконы, чудовища, демоны и прочая нелюдь никогда не увядала и вовремя давала о себе знать, нужна небольшая толика внимания, которая вполне по плечу и юному, и достаточно зрелому существу.
Всегда нужно делать то, что нужно, то, что требуется, причем неважно, кому: родителям ли, соседу, начальнику, детям, чтоб никто не дай бог не подумал, что вы эгоист и умеете думать о себе, своих желаниях и чувствах.
Особенно чутко стоит отнестись к родительскому наследию, недаром же они столько лет трудились, добиваясь послушания и дисциплины , раздавая оценки и дельные советы, понукая и призывая, следя за порядком и чистотой, как бы не вышел "позор семьи", а иногда - даже гордясь отменным качеством и непревзойденностью достижений совместного труда, разрешенных забав и неотложных занятий.

А если родители далеко или даже уже покинули сей мир, то можно регулярно освежать в памяти то, как они учили жить, какие обязанности выполнять, как выглядеть, что говорить, а о чем молчать, когда и что делать.
Из этого правила есть допустимое исключение: если отношения с родителями были не слишком радужные, то можно себе позволить делать все ровно наоборот, отрабатывая навыки антисценария.
Вообще, если родители живы, то стоит систематически напоминать себе, сколько они вложили сил и средств в наше воспитание, сколько они недоспали и недоели, отказывая себе буквально во всем, и теперь наша очередь платить по счетам - отблагодарить за "науку", думая, как им угодить, холить и лелеять, забыв о своих интересах, мучиться виной за свою загруженность и их немощность, за сердце и скачущее давление, за их нелюбовь друг к другу, за дурное настроение, одиночество и старость. Кто ж как не дети отвечает за недуги и за счастье родителей?

С монстрами нужно постоянно спорить и воевать, дабы они тренировали свою силу, наполнялись мощью и казались несокрушимыми.
Развернувшийся во всей красе монстр наполнит жизнь справедливыми порицаниями, всегда найдет изъян и огрехи на пути к совершенству, не давая скучать ни минутки. На совесть, кропотливо взращенный монстр не преминет лишний раз напомнить о непреложных истинах, оградит от промахов и неудач, не обойдет вниманием и наших близких, насыщая заодно и их жизнь важными указаниями, педантичными замечаниями, своевременными предостережениями, глубоким анализом и объективными выводами. С готовностью он даст знать о неподобающем, непростительном поведении окружающих: как только люди или обстоятельства будут противоречить продуманному ходу событий, планам, ожиданиям, приказаниям и притязаниям, требованиям и принятому решению, так тотчас человек сможет насладиться ощущением праведного гнева и предвкушением возмездия.
Бдящий, терпеливо поджидающий любую, даже самую незначительную неудачу монстр умело обезоружит, выхолостит желания, никому не нужные замыслы и чаяния, аккуратно подрежет крылья нелепой надежде и бессмысленной мечте, заботливо опустит на грешную землю, ибо сказано: Себя скоплю, себе рай куплю. Посему изначально важно тщательно отсеить непрактичные, апокрифические мысли и намерения и ни о чем таком сомнительном не думать.
Оберегая от заблуждений, монстр сможет скрупулезно, с точностью до мелочей проследить за соблюдением веками, дедами и прапрадедами выверенных стандартов, вовремя заметит всякое нарушение, отклонение от нормы, наставит и вернет на путь истинный.

Монстр особенно хорошо растет и расцветает, если его обеспечить вредной, ужасной, возмутительной, мерзопакостной едой, низкопробными, отвратительными напитками. Это он следит за микробами под ободком унитаза, накипью в стиральных машинах, налетом на зубах, содержимым желудка и качеством туалетной бумаги, он ищет в молочных продуктах чудодейственные лактобактерии, а в кетчупе примеси помидора.
Чтобы монстру легче ориентироваться, оставьте для оценки событий только одну шкалу "черное - белое", не допуская даже мысли о других красках. Весь мир, людей и их деяния нужно строго поделить на хороших и плохих, исключая любые сделки и компромиссы.
К собственному монстру нужно относиться с превеликим уважением и тщанием: именно свой личный монстр - самый монструозный и заткнет за пояс любого другого монстра, каким бы он ни был кошмарным. Только собственный монстр может стать самым безупречным, самоотверженным, ответственным и справедливым и лучше других знать, как достичь идеального результата.

И все-таки, если сесть в тишине, дать вредному существу выговориться, то иногда можно услышать и почувствовать, как монстр пытается защищать что-то очень для нас важное, старается заботиться и проявляет любовь. А обойти его нудный или крутой нрав можно лаской и творчеством.

Вот вариант Уолта Диснея.
В его компании было строгое размещение сотрудников по разным зонам. Творческие - художники, сценаристы, авторы идей - находились в просторных светлых помещениях с неформальной обстановкой. Их задача была только творить.
Затем их продукт отправляли менеджерам, финансистам, техническому персоналу. Их задача заключалась в том, чтобы создать план реализации: стратегию и порядок осуществления, включая способы и средства.
После этого план отправляли критикам. Их задача была сказать, по какой причине данный план НЕ может быть реализован. Затем критические замечания поступали снова к менеджерам, финансистам и техперсоналам. На этом этапе их задача была найти другие пути реализации, составить новый план с учетом поступивших замечаний.
Затем опять критика и исправления. По сути критики отвечали за то, что идея точно будет реализована с максимальным эффектом. НО критики и сотрудники творческого подразделения никогда не встречались. То есть критики не могли критиковать идею, а только - план реализации. Круг их обязанностей - предупредить о всех возможных препятствиях, чтобы творцы и организаторы нашли пути их обхода и преодоления.
Таким образом, находчивый Дисней алгоритмизировал и осуществил на практике вполне сказочный способ путешествия Героя, найдя достойное применение мощи дракона.



Просмотров: 475
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Если свекровь не монстр... Или - как "правильно" жить в семье
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • "Начинаю с себя!" или "не смотри на меня так"!
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь