Секреты разных поколений.

 

В определенном возрасте каждый думающий человек обнаруживает существенные различия между поколениями, и вопрос этот затрагивает нас лично, и преломляется через особенности взаимодействия и с родителями, и с детьми.

В силу развития истории страны, мы и, правда, чертовски не похожи на родителей, и не очень-то сильны в понимании наших детей.  У нас с поколениями детективная история. Эта целая наука – понимать, почему психика (ценности, понимание жизни) 40-летнего человека отличается от того же у 50-летнего, почему нет общности между 30-летними и 20-летними. Представляется, что все это происходит примерно так.

Поколение наших дедов, довоенное и военное время. Именно они и есть «историческая память нации». Героическое поколение, которое в силу исторических причин отказалось от всего личного в пользу (а кто-то скажет, в жертву) государству. Перед страной тогда стояла НАДличностная задача – защитить и восстановить страну, а это невозможно было сделать в одиночку, задумываясь о своем личном интересе, личных удовольствиях и «своей» жизни. Зоной комфорта для них было «достаточно» (хорошее, кстати, слово, которое не очень понимает наше поколение)

Следующее поколение родилось во время или после войны.  В нем были и «шестидесятники» - протестный электорат, такая «ответочка» за годы сталинских репрессий, и вместе с ними – те, кто «колебался вместе с линией партии» и обеспечивал «застой».

Общим в этом поколении было – постоянное ощущение «рамок».  И когда мои ровесники удивляются тому, что воспринимают своих родителей, особенно мам, как детей, то вот она основа «детской» психологии. С одной стороны – тому поколению были уже доступны и понятны некоторые личные удовольствия (их родители очень старались для детей и уже кое-какое детское баловство могли им обеспечить, хотя нужно понимать, что баловство в эпоху дефицита не было разбалованностью и вседозволенностью, а лишь некоторыми удовольствиями, которое на фоне общей бедности ценилось достаточно высоко), а с другой стороны – ощущение «рамок». Кто это, если не дети? Повсеместные лозунги – Все лучшее детям! Но направо и налево тебе нельзя. Плюс – довлеющая сила государства, которое для этого поколения обладало монополией на право силы, давало, но и отбирало и ограничивало. Отцовская фигура.

А вот со следующими поколениями начинается самое интересное. В нас уже нет привычных трех поколений – деды, родители, дети. В соответствии с историческими реалиями, которые стремительно менялись «на нашем веку», мы «нарезаны, поделены» на большее количество поколений не похожих друг на друга.

Тот, кто родился в 60-е, начал формироваться при СССР, а продолжил-то в перестроечное время, когда ценности резко поменялись.

Причем именно это поколение имеет конфликт и внутри себя – кто-то «пилил» СССР, а кто-то в этом разделе не участвовал. Отсюда  «состоявшиеся» и «обиженные». Но в любом случае, это поколение «революционеров», именно оно ломало рамки,  разрушало стереотипы и завоевывало свободу.

А вот у тех, кто родился позже, уже есть четкое понимание, что свобода дана человеку по праву рождения. И все, чего они добились, они добились своим трудом. Это относиться почти ко всем в этом узком поколении 70-х годов рождения.

А вот дальше исторические процессы понеслись галопом. Ценности, устои, которые когда-то исторически формировались и пестовались ни одно десятилетие (про столетия я уже даже и не упоминаю), а потом так же какое-то ощутимое время сходили на «нет», в нашей стране начали меняться в мгновение ока. И получилось, что возрастная разница между людьми ничтожна, а различия в мировоззрении – гигантские.

Помните, как «свой – чужой» определялось вопросом – А ты пионером был, или только октябренком?  

Для кого-то Чапаев герой Гражданской войны, а для кого-то только герой анекдотов.  Смешно, но точно так же обстоит дело с ценностями, которые были в обществе во времена Горбачева, а потом поменялись на ценности правления Ельцина. Кто-то вырос под слова Горбачева о демократическом строе, а кто-то слышал о Ельцине лишь то, что это дядька, который танцевал на рок-концерте на Красной площади (и это в лучшем случае))).  

И все это разные поколения, потому что формируется человек в раннем возрасте, и то, что он впитывает в десять лет очень отличается от того, что он узнает в 20. А в основе его психики всегда будет лежать усвоенное в детстве: какие фильмы и мультфильмы смотрел, о чем говорили его сверстники во дворе, о чем беспокоились его учителя, сколько времени ему родители уделяли, чем эти родители жили и за что переживали, и многое другое ребенок «поймал и уложил в основу своего мировоззрения» .

Сейчас уже приходит поколение, которое учит годы войны…… Сорок первый – Сорок пятый! Не то, чтобы оно их не знает. Дети из хороших семей все-таки историю чтут, но вдумайтесь – они учат то, что для нас и было самой жизнью.

Мироощущение, мировоззрение, мировосприятие  у нас у всех, кто сейчас живет бок о бок, пытаясь о чем-то договориться, формировалось абсолютно по-разному. У кого-то при СССР, у кого-то в эпоху реформ, у кого-то в период демократической революции, у кого-то в безвременье…

Уже поколение 90-х взрослело и познавало жизнь в эпоху, когда дискредитированы  были все ценности предшествующих поколений.

И знаете, фраза «70 лет страна жила во вранье» совершенно по-разному воспринимается теми, кто услышал ее в 30, и теми, кто услышал ее в 10 лет.

Хотелось бы, чтобы мы были как-то потише с оценками нашей истории, и так все у нас слишком сложно.

И замечательно, если разбирая жизненные ситуации «отцов и детей», психолог видит историю клиента и его семьи вот в этом преломлении объективных реалий.

А наши дети взрослеют в состоянии невесомости, когда нет ни права, ни лева, ни верха, ни низа. Так не взрослело ни одно поколение в нашей стране. Поэтому, полагаю (чувствую), что на первое место, как никогда прежде в истории психологии,  в «инструментах» психолога выходят интуиция и эмпатия.

Мы живем в эпоху турбулентности, для которой еще не придуманы правила взаимоотношений между людьми и даже понимания себя,  да и едва ли эти правила могут существовать. Поэтому, как сказал кто-то из великих, «все правда, и все ложь»



Просмотров: 334
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Отношения поколений. Концепция «Вложения» и передача травмы из поколения в поколение.
  • Мои пациенты. Поколение «дети войны».
  • Новое поколение детей - "старое" поколение учителей. Как примирить
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Безнадежное поколение. Никогда такого не было и вот опять.
  • Между нами - 50 лет (взгляд через поколение на детское воспитание)
  • Кому нужна психотерапия? Всем, у кого были родители!
  • Потерянное поколение или поколение потерянных
  • Поколение X или поколение Индиго.
  • Когда я родилась, мои родители были моложе, чем я сейчас.
  • Семейные установки: из поколения в поколение
  • Кем видит себя подрастающее поколение?
  • Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы дети были счастливы в браке
  • Родители и дети: кто кого учит…
  • Что посмотреть с детьми на каникулах? Отзыв о мультфильме «Следующее поколение»
  • 8 вещей, которые вы не будете помнить, если у вас были токсичные родители
  • Печально я гляжу на наше поколение
  • Выбор цели, или чему нас учит новое поколение?..
  • Родители и дети. Кто кого заманипулирует
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Разочарование... Кого-то учит, а кого-то учит тому, какие все сво...
  • О детях, о взрослых, которые когда-то были детьми и о психологах.
  • Почему родители не понимают своих детей? "Теория поколений".
  • Здоровое поколение-забота школьного психолога
  • Между мной и тобой: что бывает, когда дети встают между родителями
  • Поколение РАС.
  • Поколение-G
  • Поколение NEXT
  • Травмированное поколение.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь