Потерянное поколение или поколение потерянных

Потерянное поколение или поколение потерянных, или что делать, если мой ребенок не знает, чего хочет?Потерянное поколение или поколение потерянных

Я не знаю, чего я хочу, но я этого добьюсь.

"Идеаль" Фредерик Бегбедер

В своей психологической практике я часто сталкиваюсь с явлением «потерянности» среди молодежи. «Я не знаю, чего хочу», «я не знаю, чем хотел бы заниматься», «я не знаю, кем бы хотел работать» - эти и многие другие вопросы волнуют современных подростков. Всё чаще при работе с молодежью одна из задач – это определить, чего же они хотят. И на это нет готовых ответов. Мы попытаемся понять, почему это происходит сейчас и что с этим делать.

Объяснений подобному явлению может быть множество.

  1. Гиперопека современных родителей. Всё большую тенденцию набирают различные теории воспитания детей. Современные родители, задавленные информационным бумом по детской и возрастной психологии, нормам развития ребенка, стали воспринимать воспитание, как личную гонку и стремятся воспитать самого способного, умного и успешного. Известный психолог Людмила Петрановская в своих лекциях неоднократно описывала гиперопекаемых детей у гиперответственных и тревожных родителей, как детей, которых водят по многочисленным кружкам и школам раннего развития с дошкольного возраста. Это дети, время которых заполняют с утра до вечера развивающими и полезными занятиями. Это дети, у которых нет времени на свободную игру и построение свободных отношений со сверстниками. Из таких детей, по теории Петрановской, как раз и вырастают инертные подростки, которым ничего уже не нужно и которые хотят, чтобы от них все отстали. Они настолько устают в детстве выполнять все требования родителей по организации времени и досуга, что как только появляется возможность наконец-то сказать родителям «нет» (а происходит это в возрасте 12-14 лет), они тут же с удовольствием этим пользуются. И получаем мы здесь, к большому сожалению, лишь желание не делать ничего. [3]
  2. Игнорирование личных интересов с самого детства. Это другой вариант воспитания, который приводит к отсутствию активной жизненной позиции. Как часто в детстве вас спрашивают, чего вы лично хотите? Что вы будете кушать на ужин? Что вам нравится больше - клубника или малина? Какой сок вы хотите попить? Эти и многие другие несложные вопросы, которые нужно задавать с самого детства (со школьного возраста – как минимум), формируют свободу воли ребенка. Жизненные выборы, которые могут быть основаны лишь на одном - собственные интересы и желания, которые постепенно формируются в систему ценностей. Ведь если ребенок не может выбрать, какого вкуса сок он предпочитает, как он может затем делать более серьезный и важный выбор? Всё начинается с малого.
  3. Грамотная профориентация в школе. А вернее ее отсутствие. И речь здесь не только про всем известную психологическую диагностику в 9-м классе (методики которой, к слову, также сильно устарели), но и об организации данного направления самой школой. О знакомстве детей с разными профессиями, о возможности попробовать лично на вкус разные виды деятельности и посмотреть на процесс изнутри. В этом смысле, мне лично импонирует система профориентации, практикующаяся в Германии, основная цель которой - ориентация на интересы и потребности школьника. С подростками дважды проводят двухнедельные учебные пробы профессий, что является обязательным пунктом учебной программы. В этого времени подростки могут попробовать себя в роли помощника любого специалиста – будь то аптекарь, экономист или косметолог. Помимо этого волонтерские занятия, которые устраивают сами родители, презентуя свою профессию, открытые двери в крупных организациях, помощь от агентств по труду и занятости и т.д. Но самое главное, немецкие родители считают, что ребенок сам должен выбирать профессию и самоопределяться в жизни, и активно способствуют формированию личности, которая сможет делать этот выбор. [2]
  4. Школьная программа. Обучение, которое выстроено в основном на развитие логико-математического интеллекта, упуская из виду остальные, не менее важные виды такие, как, например, пространственный (нужен в архитектуре, игре в шахматы, управлении ТС), музыкальный (нужен в пении, игре на музыкальных инструментах), лингвистический (нужен для писателей, поэтов и владения иностранными языками) и т.д. Школьная программа в настоящее время ориентируется на профессии, которые были актуальны вчера. Более того выбор одной профессии на всю жизнь уже не актуален для современного школьника. По данным известного сайта «Атлас профессий» до 2030 года исчезнут 57 профессий, среди которых бухгалтер, аналитик, бурильщик, системный администратор (и это всего через 10 лет!) [1]. И тенденция будет увеличиваться. Поэтому так важно при обучении школьника делать акцент на развитии адаптивных способностей, которые помогут в будущем меняться под требования социума.

Стоит отметить, что это отнюдь не исчерпывающие факторы. Но возникает резонный вопрос, что же теперь со всем этим делать?

Во-первых, успокоиться и не нервничать… Огромное количество вариантов профессий/обучений, заманчивые неограниченные возможности для реализации потенциалов, идея достигаторства и успешности, фриланс и возможность постоянно путешествовать – всё это не могло не создать своеобразный невроз среди молодежи. Возможность выбора между тысячью дорог манит своей свободой, и в то же время формирует серьезную тревожность. Поэтому так важно в этот момент эмоционально поддерживать подростка, которому предстоит непростой выбор, и запастись терпением.

Во-вторых, не пытаться ограждать его от ошибок. Негативные эмоции от неудачи запоминаются и усваиваются как опыт гораздо быстрее, чем эмоции от успеха. Необходимо дать подростку возможность свободно формировать свой личный опыт, состоящий из взлётов и падений.

В-третьих, всячески поощрять различную деятельность ребенка (помня про разные виды интеллекта), даже которая по вашему личному мнению может не дать успеха в жизни. Помните, успех в вашем представлении может совершенно не совпадать с успехом в представлении ребенка. Важно давать свободу в познании современного мира технологий, потому что это именно то пространство, где будет проходить основная часть его будущей жизни. Учитывая при этом, разумеется, правила здорового образа и личной гигиены (режим дня/ночи, безопасное использование электронных устройств).

В-четвертых, ориентация на личные интересы и потребности ребенка. Для сознательного выбора и выстраивания жизненных приоритетов необходима сформированная система ценностей, для формирования которой важно ориентироваться на желания ребенка, начиная с самых мелочей. Создавая ситуацию для возможности выбора, вы поощряете его самостоятельность и ответственность за принятые решения. Также постепенно вводить в его мировосприятие этические и моральные принципы, которые станут контролёрами поведения в сознательном возрасте.

И, наконец,  активное участие в профориентации подростка (начиная с 8-го класса), совместные походы на производство, в разные организации, летние подработки, просвещение об актуальных профессиях (можно воспользоваться Атласом профессий [1]), обращение к компетентному психологу, который сможет организовать психологическую диагностику с использованием современных методов.

Но самое главное – это не бояться ошибаться самим и давать возможность делать это ребенку.

© Турина Анна, 2019. Все права защищены. Копирование разрешено только с указанием автора и ссылки на данный сайт.

Ссылки:

  1. Атлас профессий http://atlas100.ru/
  2. Меер Бернд Система профессиональной ориентации в Германии // Наукові записки Тернопільського національного педагогічного університету. Серія: педагогіка . 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-professionalnoy-orientatsii-v-germanii
  3. Петрановская Л.В. https://www.pravmir.ru/lyudmila-petranovskaya-myi-gotovim-detey-k-pozavcherashnemu-miru/


Просмотров: 538
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать с людьми, которые не хотят учитывать наши интересы и ведут себя эгоистично?
  • Счастливый брак! Чего не должен делать муж, но может, если хочет сам…
  • Ошибки, которые совершают родители детей младшего школьного возраста.
  • Я не знаю что со всем этим делать
  • Психолог нужен только слабым людям, которые не могут справиться со своими проблемами сами?
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.
  • Роли выживания – Фанат: «Только я знаю, что, как и когда нужно делать»
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Ершистые подростки. Против чего они протестуют и что с этим делать?
  • Почему мой ребенок не хочет делать уроки, и что с этим делать?
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • 10 вещей, которые нужно прекратить делать, если вы любите алкоголика
  • 10 вещей, которые лучше не делать во время конфликта
  • Виды тревожных расстройств, которые могут приводить к депрессии и значительно снизить качество жизни
  • Чего хочет от тебя муж? А что он получает? Чего хочет от тебя жена? …? И что вы будете с этим делать?
  • Чего хочет от тебя муж? А что он получает? Чего хочет от тебя жена? …? И что вы будете с этим делать?
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы дети были счастливы в браке
  • Почему не стоит делать детей смыслом своей жизни
  • Мой опыт: сложный выбор делать как: с помощью линии времени и МАК
  • Ошибки родителей в воспитании детей. Что нужно прекратить делать прямо сейчас.
  • Взрослые, которые разыгрывают сами себя. Выросли из детей, которые научились занимать себя сами.
  • Учим детей выбирать и учимся позволять делать выбор
  • Чего не надо делать, когда Вы злитесь на ребенка?
  • 10 вещей, которые нужно перестать делать, чтоб ваша жизнь была счастливой
  • Истерика у ребенка: почему и что с этим делать
  • Качества молодой матери, которые необходимы для воспитания здорового и счастливого ребенка
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • Как думать и что делать, чтобы стать богатым (и чего точно делать не стоит)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь