Потерянное поколение или поколение потерянных

Потерянное поколение или поколение потерянных, или что делать, если мой ребенок не знает, чего хочет?Потерянное поколение или поколение потерянных

Я не знаю, чего я хочу, но я этого добьюсь.

"Идеаль" Фредерик Бегбедер

В своей психологической практике я часто сталкиваюсь с явлением «потерянности» среди молодежи. «Я не знаю, чего хочу», «я не знаю, чем хотел бы заниматься», «я не знаю, кем бы хотел работать» - эти и многие другие вопросы волнуют современных подростков. Всё чаще при работе с молодежью одна из задач – это определить, чего же они хотят. И на это нет готовых ответов. Мы попытаемся понять, почему это происходит сейчас и что с этим делать.

Объяснений подобному явлению может быть множество.

  1. Гиперопека современных родителей. Всё большую тенденцию набирают различные теории воспитания детей. Современные родители, задавленные информационным бумом по детской и возрастной психологии, нормам развития ребенка, стали воспринимать воспитание, как личную гонку и стремятся воспитать самого способного, умного и успешного. Известный психолог Людмила Петрановская в своих лекциях неоднократно описывала гиперопекаемых детей у гиперответственных и тревожных родителей, как детей, которых водят по многочисленным кружкам и школам раннего развития с дошкольного возраста. Это дети, время которых заполняют с утра до вечера развивающими и полезными занятиями. Это дети, у которых нет времени на свободную игру и построение свободных отношений со сверстниками. Из таких детей, по теории Петрановской, как раз и вырастают инертные подростки, которым ничего уже не нужно и которые хотят, чтобы от них все отстали. Они настолько устают в детстве выполнять все требования родителей по организации времени и досуга, что как только появляется возможность наконец-то сказать родителям «нет» (а происходит это в возрасте 12-14 лет), они тут же с удовольствием этим пользуются. И получаем мы здесь, к большому сожалению, лишь желание не делать ничего. [3]
  2. Игнорирование личных интересов с самого детства. Это другой вариант воспитания, который приводит к отсутствию активной жизненной позиции. Как часто в детстве вас спрашивают, чего вы лично хотите? Что вы будете кушать на ужин? Что вам нравится больше - клубника или малина? Какой сок вы хотите попить? Эти и многие другие несложные вопросы, которые нужно задавать с самого детства (со школьного возраста – как минимум), формируют свободу воли ребенка. Жизненные выборы, которые могут быть основаны лишь на одном - собственные интересы и желания, которые постепенно формируются в систему ценностей. Ведь если ребенок не может выбрать, какого вкуса сок он предпочитает, как он может затем делать более серьезный и важный выбор? Всё начинается с малого.
  3. Грамотная профориентация в школе. А вернее ее отсутствие. И речь здесь не только про всем известную психологическую диагностику в 9-м классе (методики которой, к слову, также сильно устарели), но и об организации данного направления самой школой. О знакомстве детей с разными профессиями, о возможности попробовать лично на вкус разные виды деятельности и посмотреть на процесс изнутри. В этом смысле, мне лично импонирует система профориентации, практикующаяся в Германии, основная цель которой - ориентация на интересы и потребности школьника. С подростками дважды проводят двухнедельные учебные пробы профессий, что является обязательным пунктом учебной программы. В этого времени подростки могут попробовать себя в роли помощника любого специалиста – будь то аптекарь, экономист или косметолог. Помимо этого волонтерские занятия, которые устраивают сами родители, презентуя свою профессию, открытые двери в крупных организациях, помощь от агентств по труду и занятости и т.д. Но самое главное, немецкие родители считают, что ребенок сам должен выбирать профессию и самоопределяться в жизни, и активно способствуют формированию личности, которая сможет делать этот выбор. [2]
  4. Школьная программа. Обучение, которое выстроено в основном на развитие логико-математического интеллекта, упуская из виду остальные, не менее важные виды такие, как, например, пространственный (нужен в архитектуре, игре в шахматы, управлении ТС), музыкальный (нужен в пении, игре на музыкальных инструментах), лингвистический (нужен для писателей, поэтов и владения иностранными языками) и т.д. Школьная программа в настоящее время ориентируется на профессии, которые были актуальны вчера. Более того выбор одной профессии на всю жизнь уже не актуален для современного школьника. По данным известного сайта «Атлас профессий» до 2030 года исчезнут 57 профессий, среди которых бухгалтер, аналитик, бурильщик, системный администратор (и это всего через 10 лет!) [1]. И тенденция будет увеличиваться. Поэтому так важно при обучении школьника делать акцент на развитии адаптивных способностей, которые помогут в будущем меняться под требования социума.

Стоит отметить, что это отнюдь не исчерпывающие факторы. Но возникает резонный вопрос, что же теперь со всем этим делать?

Во-первых, успокоиться и не нервничать… Огромное количество вариантов профессий/обучений, заманчивые неограниченные возможности для реализации потенциалов, идея достигаторства и успешности, фриланс и возможность постоянно путешествовать – всё это не могло не создать своеобразный невроз среди молодежи. Возможность выбора между тысячью дорог манит своей свободой, и в то же время формирует серьезную тревожность. Поэтому так важно в этот момент эмоционально поддерживать подростка, которому предстоит непростой выбор, и запастись терпением.

Во-вторых, не пытаться ограждать его от ошибок. Негативные эмоции от неудачи запоминаются и усваиваются как опыт гораздо быстрее, чем эмоции от успеха. Необходимо дать подростку возможность свободно формировать свой личный опыт, состоящий из взлётов и падений.

В-третьих, всячески поощрять различную деятельность ребенка (помня про разные виды интеллекта), даже которая по вашему личному мнению может не дать успеха в жизни. Помните, успех в вашем представлении может совершенно не совпадать с успехом в представлении ребенка. Важно давать свободу в познании современного мира технологий, потому что это именно то пространство, где будет проходить основная часть его будущей жизни. Учитывая при этом, разумеется, правила здорового образа и личной гигиены (режим дня/ночи, безопасное использование электронных устройств).

В-четвертых, ориентация на личные интересы и потребности ребенка. Для сознательного выбора и выстраивания жизненных приоритетов необходима сформированная система ценностей, для формирования которой важно ориентироваться на желания ребенка, начиная с самых мелочей. Создавая ситуацию для возможности выбора, вы поощряете его самостоятельность и ответственность за принятые решения. Также постепенно вводить в его мировосприятие этические и моральные принципы, которые станут контролёрами поведения в сознательном возрасте.

И, наконец,  активное участие в профориентации подростка (начиная с 8-го класса), совместные походы на производство, в разные организации, летние подработки, просвещение об актуальных профессиях (можно воспользоваться Атласом профессий [1]), обращение к компетентному психологу, который сможет организовать психологическую диагностику с использованием современных методов.

Но самое главное – это не бояться ошибаться самим и давать возможность делать это ребенку.

© Турина Анна, 2019. Все права защищены. Копирование разрешено только с указанием автора и ссылки на данный сайт.

Ссылки:

  1. Атлас профессий http://atlas100.ru/
  2. Меер Бернд Система профессиональной ориентации в Германии // Наукові записки Тернопільського національного педагогічного університету. Серія: педагогіка . 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-professionalnoy-orientatsii-v-germanii
  3. Петрановская Л.В. https://www.pravmir.ru/lyudmila-petranovskaya-myi-gotovim-detey-k-pozavcherashnemu-miru/


Просмотров: 529
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Я знаю, что делать, но не делаю это…
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Что делать с людьми, которые не хотят учитывать наши интересы и ведут себя эгоистично?
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Если родители не поддерживали в детстве. Как научиться это делать самому.
  • Панические атаки - что это и что с этим делать?
  • Моббинг, что это такое и что с этим делать?
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Чувства. что это и что с этим делать?
  • Почему некоторым женщинам так трудно что-то просить у своего мужчины и почему так важно уметь это делать
  • Ершистые подростки. Против чего они протестуют и что с этим делать?
  • Воспитание детей. Как мы это говорим и как они это слышат. Две крайности
  • Роли выживания – Фанат: «Только я знаю, что, как и когда нужно делать»
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.
  • Знакомство ребенка с эмоциями, как и главное, почему это важно?
  • Что такое чувствовать опору и для чего это нужно
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Родительская ответственность. Или — как мне «заставить» ребенка делать то, что я хочу?
  • Это мое время. И мне решать, что с ним делать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь