|
Как помочь ребенку полюбить чтениеАвтор статьи: Харитонович Наталья Витольдовна
Сейчас многие сетуют на то, что дети мало читают или не хотят это делать вообще. Мне кажется что эта проблема была и раньше. И дело тут вовсе не в том что сейчас очень много различных отвлекающих факторов в виде телефонов, планшетов, компов. Мне 44 и я очень хорошо помню как мне «прививали» любовь к чтению. Это было где-то в районе моих 8-9 лет. Компьютеров тогда у нас не было, да и обычные городские телефоны были не в каждой квартире. Да, телевидение уже существовало. Такое среднестатистическое советское детство. Занятые на работе родители, обязательный список литературы на лето из школы. В лучшем случае мне выдавали книгу и отправляли читать. Или заставляли делать это в слух. Я злилась, у меня плохо получалось и ,естественно, что я старалась избегать этого. Да и книги-истории которые предлагались мне тогда для меня не были интересными. Читать я начала лет с 13. Для начала это были сказки с очень красивыми картинками. Их брала наша соседка по площадки для своего ребенка дошкольника. Вначале мне понравились картинки и уж затем я начала читать. А уж совсем активно чтение вошло в мою жизнь в 15 с книгой Ефремова «Таис Афинская». Читать мне нравилось совершенно не те книги, которые были расписаны в школьной программе. Прочитанные мною книги из программы – это книги 10-11 классов. И это при том, что мне читали сказки в детстве. В дошкольном возрасте. Научилась читать – читай сама, но только то, что положено. В тот период времени, когда я начала читать совпал с моментом, когда появилось очень много разной литературы. Появились том числе и ранее запрещенные произведения, журнал «Огонек» стал публиковать очень интересные статьи и т.д. Мои родители стали очень много читать. Не то чтобы раньше они этого не делали, но я стала это видеть и замечать. Плюс книги, которые дают только на неделю, они интересные и нет возможности отложить их прочтение. И вообще во круг меня появилось очень много читающих и обсуждающих прочитанное взрослых. Позже мой муж рассказывал как ему прививали любовь к чтению. Ему начинали читать или рассказывать историю и … обрывали повествование на самом интересном месте. Если интересно дальше, то бери и читай продолжение сам. Вот эти моменты помогли мне составить некую систему, опираясь на которую я и прививала любовь к чтению своей дочери и ее друзьям. У нас была небольшая компания деток и мам, которые постоянно вместе гуляли и общались. Для начала мы придумали ритуал-правило – 1 раз в 2 недели мы ходили в библиотеку за книгами. Библиотека расположена не далеко от нашего дома, вполне доступна. Вот и тема для прогулки. В библиотеке все мы выбирали книги и журналы на свой вкус. Так же мы позволяли это делать своим детям. И к тем книжкам, что понравились детям ( пусть даже из-за картинок) добавляли, то что хотелось нам. Не все взятые в библиотеке книги читались. Что-то просто путешествовало к нам домой и затем возвращалось. Но навык похода в библиотеку остался с нашими детьми. Да и разрешение себе взять не только то что нужно, но и то что хочу, и то что нравиться может разное! Чем хороши библиотеки? Есть выбор, который не стоит вам лишних материальных затрат. Второе, что не маловажно – это то, чтобы дети видели читающих родителей. И не просто читающих, а получающих от этого удовольствие! Помните, что чада учатся тому что видят. И если видят ваше удовольствие от телевизора и планшета, то и сами будут проявлять интерес именно к этим занятиям. Еще не маловажный момент это давать ребенку доступные для его понимания тексты и объемы этих текстов. Как и соотнесение текста и картинок. Это очень важно. Где можно увидеть мало текста и много картинок? Конечно же в комиксах! Чем хороши комиксы для несрабатывания навыка чтения? Тем, что сюжет развивается динамично, много картинок и мало текста. На первых порах это очень хорошо. Ребенок не устает, не теряет интерес. Так же на первых порах ребенку может быть сложно много читать. Или ему вообще легче воспринимать информацию на слух. И в таком случае мостик в виде комиксов очень хорош. Следующее. Это совместное чтение, а затем обсуждение. Можно читать по абзацам, можно по страницам по очереди. Не напряжно и очень увлекательно. И самое главное, что ребенок не один на один со сложной ситуацией. Да и мнение родителя можно узнать. В более старшем возрасте пробуйте читать то , что читают ваши дети. Даже если вам это не очень интересно. Зачем? Вы будете понимать какими категориями мыслит ваш ребенок, что влияет на него. Это и дополнительные темы для разговоров. Да и вполне возможно, что вас заинтересует та литература, что нравятся вашему ребенку. И вы будете советовать друг другу что прочитать или делиться своим мнением. А уж когда ребенок поймет, что смог посоветовать что-то интересное родителю! Какие крылья у них вырастают от осознания своей важности в жизни родителей! И вы будете сами узнавать новое. И все это не обязательно про художественную литературу. Это могут быть и сугубо узконаправленные и профессиональные издания.
Вполне возможно, что к этому можно добавить еще какие-то пункты. Сделайте это.
Наталья Харитонович, детский и семейный психолог. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|