|
Учить читать или не учить читать в возрасте до пяти лет?Автор статьи: Белова Любовь Сергеевна
Обсуждение темы статьи на форуме: https://www.psyoffice.ru/forum/topic.php?id=45243#17 Учить читать или не учить читать в возрасте до пяти лет - вот в чем вопрос. Сейчас уже наверное, не осталось родителей, которые промо совсем ничего не слышали про карточки Глена Домана, кубики Зайцева, методику Марии Монтессори и прочее. Нет, Вы не подумайте, что я сейчас буду писать о вреде здоровью этих методик всем и всегда, напротив, я сама обожаю заниматься с детьми по кубикам Зайцева. Это просто гениальнейший тренажер для обучения чтению с огромными возможностями для разработки сосбственных игр и приемов в обучении. Пока я работала по кубикам Зайцева с ддетьми я, наверное, изобрела уже более 30 вариантов того как можно с ними играть обучаясь письму и чтению. Но это, так, лирика, для того, чтобы Вы подготовились к восприятию моих соображений, которыя я далее приведу. Когда пора начинать учить ребенка читать, считать и писать? Первый раз всерьез задуматься об этом многим приходится, как ни странно, при поступлении в дошкольное образовательное учреждение. Мало кому повезло родиться в сентябре – так чтобы пойти в школу ровно в семь лет. Большинство же встает перед выбором отправить ребенка в ясельную группу или в младшую, реже выбор идет между младшей и средней группой, все же с очередями в детский сад последние годы положение стало по лучше. Причем тут обучение чтению, счету и письму недоумеваете Вы, а при том, что отдавая впервые в садик, Вы уже отчасти определяете со скольких лет ребенок пойдет в школу. К счастью, возраст с которого ребенка могут принять в школу ограничен 6 годами и 6 месяцами. По чему к счастью, я поясню позже. Одного физиологического возраста не достаточно, и ребенок и в 7 лет 6 месяцев может не подходить по критерии «школьной зрелости». Допустим, Вы отдали ребенка в более старшую возрастную группу и в подготовительной Вы узнаете, что Вашему ребенку категорически не рекомендуется идти в школу в текущем году, а советуют подождать ещё год, чтобы дождаться наступления «школьной зрелости». Что Вы будете делать? Оставите ребёнка на ещё один год в детском саду и чего боялись то и произойдет – повторение уже пройденного точно не добавить ребенку любознательности и тяге к «новым» знаниям? Печальный вариант, не правда ли? Но все равно даже этот вариант не настолько печален как случай когда ребенка насильно впихивают в 1 класс тогда, когда он ещё к школе не готов. Это психотравма и ломка психологических процессов развития ребенка. Многие родители уже потом, разбираясь как же так их ребенок еле тянет учебу, приходят к выводу, что все могло сложиться иначе, подожди они ещё годок с поступлением в школу. Статистика неумолимо свидетельствует до 7 лет готовы к школе только 10% всех шестилеток. Тот же опыт у родителей, отдавших детей «не готовыми к школе», они все понимают, что это была ошибка. А ведь что сделано то, сделано и ребенок попадает в школу не на пару месяцев, а на 10 лет. Найдите среди знакомых мам, кто отдал своего ребенка с 6 лет и спросите их что они думают о том, что лучше отдать ребенка пораньше в школу. С вероятностью 95% мама будет Вас отговаривать следовать ее примеру и лучше подождать с поступлением в школу. Я сейчас не буду останавливаться на самих показателях для определения «школьной зрелости», поскольку ее все же лучше определять детскому психологу, а не самим родителям. На основании вышесказанного мой совет будет не отдавать ребенка в более старшую группу детского сада. Этим вы можете нанести огромный вред психике Вашего ребенка, его интеллектуальному и социальному развитию. Для ребенка очень важно отыграть в спонтанных играх данное ему природой время и это для него важнее получения пораньше академических навыков. Более того, если хотите, чтобы Ваш ребенок был умнее и лучше умел найти свое место в жизни – будьте очень осторожны с тем, сколько времени ему проводить, обучаясь чтению, письму и счету в дошкольном возрасте. Это не новомодная мысль, а закономерность развития и обучения которую знает уже не одно поколение отечественных педагогов и это отражено на уровне законодательных актов, принятых в нашей стране. Далее немного цитат из них: «11.9. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки». «11.10. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут». «11.11. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут». «11.4. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3 лет - в соответствии с медицинскими рекомендациями». «11.8. На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26)
Особенно хочу обратить внимание на последний процитированный мной пункт – 3-4 часа в день минимуму ребёнок должен проводить в самостоятельной игровой деятельности. Поверьте, моему педагогическому опыту это вовсе не для облегчения жизни воспитателей делается! Это необходимо для развития Вашего ребенка и далее я приведу результаты исследований что будет, если в это время ребенок будет учиться академическим навыкам. Прочитают родители какую-то вдохновляющую книгу, наподобие книги Масару Ибука «После трех уже поздно» или узнают, что в садике кто-то читает уже в 4 года и начинают интенсивно наверстывать «упущенное», каждый день у ребенка какая-то секция, какие-то дополнительные занятия и не оставляют ребенку совсем времени и сил на спонтанную игру, а не обучающую игру. Вы думаете, что может быть только наши отечественные педагоги и психологи так относятся к раннему развитию? Уверяю Вас на западе с ними солидарны. Западные исследователи подтверждают, что в долгосрочной перспективе раннее обучение академическим дисциплинам (чтению, счету, письму) сказывается негативно на не только интеллектуальных способностях, но на эмоциональном и психическом развитии. Объясняется это тем, что в период до школы ребенок может эффективно развиваться только при наличии у него опыта большого количества спонтанных игр с другими детьми и общения со сверстниками. Помимо снижения способностей к освоению академических дисциплин в перспективе 5-10 лет, у «не доигравших» со свертниками детей чаще во взрослом возрасте проявляются девиантные формы поведения и проблемы с законом. Причина – они просто не научились как выстраивать отношения с другими детьми и были нацелены «идти по головам» ради того, чтобы сохранять свой статус самого-самого умного ребенка.
Вывод такой – учить ребенка до школы нужно не столько самому чтению, счету и письму, сколько формированию тех процессов, которые их обеспечивают. Только ближе к старшему дошкольному возрасту развивать сами навыки, но помня, что если стоит выбор что успеть: поиграть в спонтанные игры или поучиться (то, что учиться обязательно дошкольник будет в игре даже не обсуждается – это аксиома), то лучше выбрать спонтанную игру. Учить можно, но нужно очень хорошо знать возрастные особенности, чтобы учеба ни в коем случае не потеснила спонтанную игру ребенка! Уж сколько раз твердили родителям педагоги и психологи в своих публикациях, слова великого отечетсвенного педагога и психолога Л.А. Венгера, что «быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться...», но в сердце родителя стремящегося дать своему ребенку то, что не дополучил сам, всегда найдется уголок для гонки за обучением ребенка тому, что сделает его круче сверстников…
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|