Учить читать или не учить читать в возрасте до пяти лет?

Учить читать или не учить читать в возрасте до пяти лет

Во сколько лет Ваш ребенок начал читать по слогам?
 
Со скольких лет Ваш ребёнок знал буквы?
 
Со скольких лет Ваш ребенок научился писать прописными буквами?

Обсуждение темы статьи на форуме: https://www.psyoffice.ru/forum/topic.php?id=45243#17

Учить читать или не учить читать в возрасте до пяти лет - вот в чем вопрос. Сейчас уже наверное, не осталось родителей, которые промо совсем ничего не слышали про карточки Глена Домана, кубики Зайцева, методику Марии Монтессори и прочее. Нет, Вы не подумайте, что я сейчас буду писать о вреде здоровью этих методик всем и всегда, напротив, я сама обожаю заниматься с детьми по кубикам Зайцева. Это просто гениальнейший тренажер для обучения чтению с огромными возможностями для разработки сосбственных игр и приемов в обучении. Пока я работала по кубикам Зайцева с ддетьми я, наверное, изобрела уже более 30 вариантов того как можно с ними играть обучаясь письму и чтению. Но это, так, лирика, для того, чтобы Вы подготовились к восприятию моих соображений, которыя я далее приведу.

Когда пора начинать учить ребенка читать, считать и писать? Первый раз всерьез задуматься об этом многим приходится, как ни странно, при поступлении в дошкольное образовательное учреждение. Мало кому повезло родиться в сентябре – так чтобы пойти в школу ровно в семь лет. Большинство же встает перед выбором отправить ребенка в ясельную группу или в младшую, реже выбор идет между младшей и средней группой, все же с очередями в детский сад последние годы положение стало по лучше. Причем тут обучение чтению, счету и письму недоумеваете Вы, а при том, что отдавая впервые в садик, Вы уже отчасти определяете со скольких лет ребенок пойдет в школу.

К счастью, возраст с которого ребенка могут принять в школу ограничен 6 годами и 6 месяцами. По чему к счастью, я поясню позже. Одного физиологического возраста не достаточно, и ребенок и в 7 лет 6 месяцев может не подходить по критерии «школьной зрелости».  Допустим, Вы отдали ребенка в более старшую возрастную группу и в подготовительной Вы узнаете, что Вашему ребенку категорически не рекомендуется идти в школу в текущем году, а советуют подождать ещё год, чтобы дождаться наступления «школьной зрелости». Что Вы будете делать? Оставите ребёнка на ещё один год в детском саду и чего боялись то и произойдет – повторение уже пройденного точно не добавить ребенку любознательности и тяге к «новым» знаниям? Печальный вариант, не правда ли? Но все равно даже этот вариант не настолько печален как случай когда ребенка насильно впихивают в 1 класс тогда, когда он ещё к школе не готов. Это психотравма и ломка психологических процессов развития ребенка. Многие родители уже потом, разбираясь как же так их ребенок еле тянет учебу, приходят к выводу, что все могло сложиться иначе, подожди они ещё годок с поступлением в школу. Статистика неумолимо свидетельствует до 7 лет готовы к школе только 10% всех шестилеток. Тот же опыт у родителей, отдавших детей «не готовыми к школе», они все понимают, что это была ошибка. А ведь что сделано то, сделано и ребенок попадает в школу не на пару месяцев, а на 10 лет. Найдите среди знакомых мам, кто отдал своего ребенка с 6 лет и спросите их что они думают о том, что лучше отдать ребенка пораньше в школу. С вероятностью 95% мама будет Вас отговаривать следовать ее примеру и лучше подождать с поступлением в школу. Я сейчас не буду останавливаться на самих показателях для определения «школьной зрелости», поскольку ее все же лучше определять детскому психологу, а не самим родителям.

На основании вышесказанного мой совет будет не отдавать ребенка в более старшую группу детского сада.  Этим вы можете нанести огромный вред психике Вашего ребенка, его интеллектуальному и социальному развитию. Для ребенка очень важно отыграть в спонтанных играх данное ему природой время и это для него важнее получения пораньше академических навыков. Более того, если хотите, чтобы Ваш ребенок был умнее и лучше умел найти свое место в жизни – будьте очень осторожны с тем, сколько времени ему проводить, обучаясь чтению, письму и счету в дошкольном возрасте. Это не новомодная мысль, а закономерность развития и обучения которую знает уже не одно поколение отечественных педагогов и это отражено на уровне законодательных актов, принятых в нашей стране. Далее немного цитат из них:

«11.9. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки».

«11.10. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут».

«11.11. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут».

 «11.4. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3 лет - в соответствии с медицинскими рекомендациями».

«11.8. На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов».

 

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13

"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26)

 

Особенно хочу обратить внимание на последний процитированный мной пункт – 3-4 часа в день минимуму ребёнок должен проводить в самостоятельной игровой деятельности. Поверьте, моему педагогическому опыту это вовсе не для облегчения жизни воспитателей делается! Это необходимо для развития Вашего ребенка и далее я приведу результаты исследований что будет, если в это время ребенок будет учиться академическим навыкам.

Прочитают родители какую-то вдохновляющую книгу, наподобие книги Масару Ибука «После трех уже поздно» или узнают, что в садике кто-то читает уже в 4 года и начинают интенсивно наверстывать «упущенное», каждый день у ребенка какая-то секция, какие-то дополнительные занятия и не оставляют ребенку совсем времени и сил на спонтанную игру, а не обучающую игру. Вы думаете, что может быть только наши отечественные педагоги и психологи так относятся к раннему развитию? Уверяю Вас на западе с ними солидарны.

Западные исследователи подтверждают, что в долгосрочной перспективе раннее обучение академическим дисциплинам (чтению, счету, письму) сказывается негативно на не только интеллектуальных способностях, но на эмоциональном и психическом развитии. Объясняется это тем, что в период до школы ребенок может эффективно развиваться только при наличии у него опыта большого количества спонтанных игр с другими детьми и общения со сверстниками. Помимо снижения способностей к освоению академических дисциплин в перспективе 5-10 лет, у «не доигравших» со свертниками детей чаще во взрослом возрасте проявляются девиантные формы поведения и проблемы с законом. Причина – они просто не научились как выстраивать отношения с другими детьми и были нацелены «идти по головам» ради того, чтобы сохранять свой статус самого-самого умного ребенка.

 

 

Вывод такой – учить ребенка до школы нужно не столько самому чтению, счету и письму, сколько формированию тех процессов, которые их обеспечивают. Только ближе к старшему дошкольному возрасту развивать сами навыки, но помня, что если стоит выбор что успеть: поиграть в спонтанные игры или поучиться (то, что учиться обязательно дошкольник будет в игре даже не обсуждается – это аксиома), то лучше выбрать спонтанную игру. Учить можно, но нужно очень хорошо знать возрастные особенности, чтобы учеба ни в коем случае не потеснила спонтанную игру ребенка!

Уж сколько раз твердили родителям педагоги и психологи в своих публикациях, слова великого отечетсвенного педагога и психолога Л.А. Венгера, что «быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться...», но в сердце родителя стремящегося дать своему ребенку то, что не дополучил сам, всегда найдется уголок для гонки за обучением ребенка тому, что сделает его круче сверстников…

 



Просмотров: 507
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как и когда учить ребенка читать
  • Почему нельзя учить читать ребенка до 5-ти лет
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Когда отдавать ребенка в школу? Куда пойти учиться: лицей, гимназия или обычная школа?!
  • Когда отдавать ребенка в школу. Опыт психолога и мамы.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Мне задали вопрос: можно ли отдавать ребенка в школу с 6 лет?
  • Всему свое время, или когда ребенку начинать писать и читать?
  • Как влияет раннее обучение чтению на развитие ребенка?
  • Чему нужно учить ребенка. Чему учить не обязательно. А что он и так умеет сам.
  • Чему нужно учить ребенка. Чему учить не обязательно. А что он и так умеет сам.
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Кризис 6-7 года жизни. Готов ли ваш ребенок идти в школу?
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 1
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 2
  • Нужно ли учить ребенка помогать родителям?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Выбор родителей: один или более трех детей
  • Первая влюбленность в школе. Как реагировать родителям, чтобы поддержать ребенка?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Скоро в школу I Готов ли ребенок к школе?
  • Как меньше контролировать ребенка и сделать его более самостоятельным?
  • Нужно ли учить ребенка общаться?
  • Ребенка в школу? Не отдам!
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • Как приучить ребенка к чтению?
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста
  • Готовность ребенка к поступлению в школу.
  • Как привить любовь к чтению у ребенка?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь