|
Безмолвное чтениеАвтор статьи: Никонов Владимир Олегович
Проговаривание текста про себя (артикуляция) – одна из причин медленного чтения. Ведь в этом случае скорость чтения ограничивается речью. Быстрое чтение производится глазами, беззвучно. Читаешь и сразу понимаешь смысл. Наверное, ничто не вызывает столько вопросов при изучении скорочтения, как подавление артикуляции. В классическом учебнике по скорочтению «Учитесь быстро читать» предлагается сокращать проговаривание с помощью выстукивания рукой ритма: При выстукивании рукой специального ритма в коре головного мозга возникает зона торможения, которая делает невозможным произнесение читаемых слов... Как установили ученые, движения пальцев рук в ходе развития человека оказались тесно связанными с речью. Необходимо начитать, как минимум, 20 часов с выстукиванием, чтобы почувствовать результат. Описание упражнения вы найдете в книге «Учитесь быстро читать». Упражнение с выстукиванием ритма у меня не пошло. По моему опыту, проблема артикуляции лежит намного глубже. И проговаривание можно отключить другим путем. Нужно смотреть в корень. Зададимся вопросом: «А почему мы, собственно, проговариваем текст?» Потому, что нас так научили. Нам в первом классе говорили: читайте по слогам, читайте вслух. Тесты на скорость чтения в школе мы проходили, читая вслух. А еще нас останавливали при чтении, если слово было неправильно произнесено. Представьте, сколько установок на проговаривание мы получили. Внутренний ребенок все помнит. Слова учителей и родителей для него – это прямые команды к действию. Если сказали, что нужно читать вслух, он будет читать. Не важно, что вы были в первом классе десятки лет назад, для ребенка внутри вас времени не существует. Дети готовы к обучению чтению в разном возрасте, который для каждого индивидуален. Сейчас в мире набирает обороты движение "свобода в образовании". Согласно его принципам, когда ребенок готов, он сам начинает читать без посторонней помощи. Ведь дети не похожи друг на друга, они начинают сидеть, ходить, говорить в разное время. Но школьная система подгоняет детей под одну гребенку – к концу первого класса все должны уметь читать. А, что если ребенок не готов? Ничего. На него повесят ярлык троечника, лентяя, не способного к чтению. Вот в такой недружелюбной атмосфере формируется навык чтения. Не удивительно, что после школы мало кто хочет вообще читать. Кроме этого в школе устанавливается предел для скорости чтения – это предел скорости речи. В подсознание проникает установка, что невозможно читать быстрее, чем говоришь. И при этом еще оценивают озвучивание текста. У вас есть еще вопросы, почему мы проговариваем? Поищите в своей памяти все, что связано с чтением вслух. Учтите, что, если были травмирующие переживания, то их будет трудно вспомнить. На то они и травмирующие. Техника воспоминаний называется "перепросмотром". Если захотите детально изучить эту тему, прочтите книгу «Путь Толтеков. Перепросмотр» или книги Карлоса Кастанеды. Ограничивать ваше чтение может всего одна заурядная фраза, услышанная в детстве. Например, вам сказали: ты совсем не умеешь читать, ты еле складываешь буквы, ты медленно читаешь, говори внятнее, читай по слогам, читай громче, что бурчишь себе под нос... Кому-то достаточно просто вспомнить моменты детства, связанные с чтением, и осознать их. А другим необходимо заместить эти воспоминания новыми. То есть, вместо реальных воспоминаний создать те, которые бы вы хотели иметь для себя в той ситуации. Это похоже на то, как переснять фильм. Вы можете использовать техники НЛП. Их можно найти в любой книге по НЛП. Но это еще не все. Артикуляция связана с привычкой нашего мозга постоянно разговаривать с самим собой. Если научиться отключать мысли, то и при чтении будет тишина. Потренируйтесь считать про себя от 1 до 100 так, чтобы ни одна мысль к вам не вмешивалась. Это будет сложно, мысли будут вторгаться и отвлекать вас. Но практика даст результат. И вот еще одно упражнение из книги Карлоса Кастанеды «Сказки о силе», которое не только поможет остановить мысли, но и расширит поле зрения: «Воин сначала, подгибая свои пальцы, привлекает внимание к своим рукам, а затем, глядя и фиксируя глаз на любую точку прямо перед собой на той дуге, которая начинается у концов его ступней и заканчивается над горизонтом, он буквально затопляет свой тональ информацией. Тональ без своих с глазу на глаз отношений с элементами собственного описания не способен разговаривать с собой, и таким образом он становится молчалив». Опыт показывает, что читать без проговаривания возможно. Перепросмотр и техники отключения мыслей приводят к безмолвному чтению. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|