Безмолвное чтение

Проговаривание текста про себя (артикуляция) – одна из причин медленного чтения. Ведь в этом случае скорость чтения ограничивается речью. Быстрое чтение производится глазами, беззвучно. Читаешь и сразу понимаешь смысл.

Наверное, ничто не вызывает столько вопросов при изучении скорочтения, как подавление артикуляции. В классическом учебнике по скорочтению «Учитесь быстро читать» предлагается сокращать проговаривание с помощью выстукивания рукой ритма:

При выстукивании рукой специального ритма в коре головного мозга возникает зона торможения, которая делает невозможным произнесение читаемых слов... Как установили ученые, движения пальцев рук в ходе развития человека оказались тесно связанными с речью.

Необходимо начитать, как минимум, 20 часов с выстукиванием, чтобы почувствовать результат. Описание упражнения вы найдете в книге «Учитесь быстро читать».

Упражнение с выстукиванием ритма у меня не пошло. По моему опыту, проблема артикуляции лежит намного глубже. И проговаривание можно отключить другим путем. Нужно смотреть в корень.

Зададимся вопросом: «А почему мы, собственно, проговариваем текст?»

Потому, что нас так научили. Нам в первом классе говорили: читайте по слогам, читайте вслух. Тесты на скорость чтения в школе мы проходили, читая вслух. А еще нас останавливали при чтении, если слово было неправильно произнесено. Представьте, сколько установок на проговаривание мы получили.

Внутренний ребенок все помнит. Слова учителей и родителей для него – это прямые команды к действию. Если сказали, что нужно читать вслух, он будет читать. Не важно, что вы были в первом классе десятки лет назад, для ребенка внутри вас времени не существует.

Дети готовы к обучению чтению в разном возрасте, который для каждого индивидуален. Сейчас в мире набирает обороты движение "свобода в образовании". Согласно его принципам, когда ребенок готов, он сам начинает читать без посторонней помощи. Ведь дети не похожи друг на друга, они начинают сидеть, ходить, говорить в разное время. Но школьная система подгоняет детей под одну гребенку – к концу первого класса все должны уметь читать.

А, что если ребенок не готов? Ничего. На него повесят ярлык троечника, лентяя, не способного к чтению. Вот в такой недружелюбной атмосфере формируется навык чтения. Не удивительно, что после школы мало кто хочет вообще читать.

Кроме этого в школе устанавливается предел для скорости чтения – это предел скорости речи. В подсознание проникает установка, что невозможно читать быстрее, чем говоришь. И при этом еще оценивают озвучивание текста. У вас есть еще вопросы, почему мы проговариваем?

Поищите в своей памяти все, что связано с чтением вслух. Учтите, что, если были травмирующие переживания, то их будет трудно вспомнить. На то они и травмирующие.

Техника воспоминаний называется "перепросмотром". Если захотите детально изучить эту тему, прочтите книгу «Путь Толтеков. Перепросмотр» или книги Карлоса Кастанеды.

Ограничивать ваше чтение может всего одна заурядная фраза, услышанная в детстве. Например, вам сказали: ты совсем не умеешь читать, ты еле складываешь буквы, ты медленно читаешь, говори внятнее, читай по слогам, читай громче, что бурчишь себе под нос...

Кому-то достаточно просто вспомнить моменты детства, связанные с чтением, и осознать их. А другим необходимо заместить эти воспоминания новыми. То есть, вместо реальных воспоминаний создать те, которые бы вы хотели иметь для себя в той ситуации. Это похоже на то, как переснять фильм. Вы можете использовать техники НЛП. Их можно найти в любой книге по НЛП.

Но это еще не все.

Артикуляция связана с привычкой нашего мозга постоянно разговаривать с самим собой. Если научиться отключать мысли, то и при чтении будет тишина.

Потренируйтесь считать про себя от 1 до 100 так, чтобы ни одна мысль к вам не вмешивалась. Это будет сложно, мысли будут вторгаться и отвлекать вас. Но практика даст результат.

И вот еще одно упражнение из книги Карлоса Кастанеды «Сказки о силе», которое не только поможет остановить мысли, но и расширит поле зрения:

«Воин сначала, подгибая свои пальцы, привлекает внимание к своим рукам, а затем, глядя и фиксируя глаз на любую точку прямо перед собой на той дуге, которая начинается у концов его ступней и заканчивается над горизонтом, он буквально затопляет свой тональ информацией. Тональ без своих с глазу на глаз отношений с элементами собственного описания не способен разговаривать с собой, и таким образом он становится молчалив».

Опыт показывает, что читать без проговаривания возможно. Перепросмотр и техники отключения мыслей приводят к безмолвному чтению.



Просмотров: 378
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если ребенок не хочет читать
  • Мужчинам не нужно уметь читать мысли, чтобы понять чего хочет их женщина
  • Что, Как, Когда читать… или осознанное чтение.
  • Как научиться читать мысли?
  • Почему какие-то книги трудно читать. И что делать?
  • Учить читать или не учить читать в возрасте до пяти лет?
  • Как научиться читать мысли других людей?
  • Научиться читать мысли окружающих по их жестам
  • Как написать текст, который будут читать
  • Мой ребенок не хочет читать
  • Читать не читать | ЛЮБИТЬ
  • Читать или не читать? Вот в чем вопрос.
  • Книгофобия: почему ребенок не любит читать
  • Зачем читать "Муму" в средней школе
  • Как читать мысли людей?
  • Как не читать чужие мысли
  • Я умею читать мысли
  • Какие книжки читать в третьем классе?
  • А Ваш ребенок умеет читать?
  • Зачем нужно читать детям сказки на ночь?
  • Читать ли ребенку книги?
  • Как читать книги эффективно? 3 принципа
  • Зачем читать книги о воспитании?
  • Какие детские книги читать?
  • Зачем учиться читать быстро?
  • Отношения: читать друг друга
  • Как "читать" детский и подростковый рисунок. Руководство для родителей
  • Кладезь знаний или почему читать сказки полезно?
  • Как научиться читать человека по глазам?
  • "Читать" людей? Просто.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь