Методы активизации сознания у занимающихся АФК в рамках реабилитации больных остеохондрозом

     Следствием малоподвижного образа жизни современных людей, а часто и причиной возникновения проблем с опорно-двигательным аппаратом является хроническое перенапряжение одних и гипотонус других мышц.  Как зажатые, так и перерасслабленные мышцы и сопряженные суставы хуже остальных снабжаются кислородом и необходимыми веществами. В таких местах  возникает «жесткий хрящ» - остеохондроз, с последующим ущемлением нервов, онемением конечностей и другими неприятными симптомами. Вышеназванное заболевание накладывает ограничения на движения человека, сопровождается стойкими болевыми ощущениями, чем подрывает его уверенность в своих физических возможностях,  обуславливая повышенную тревожность. Поскольку потребность в движении является базовой потребностью  человека, снижение двигательной активности  негативно сказывается  на качестве и образе жизни больного.

      Несмотря на это, более половины клиентов реабилитационных учреждений отдают предпочтение пассивным методам реабилитации: лекарственному лечению и физио-процедурам, массажу и ароматерапии.  Причиной этого является особенность реактивности человеческого организма: если на отсутствие еды и отдыха он реагирует довольно быстро, вызывая целый комплекс тягостных ощущений, то двигательная недостаточность у многих пациентов сопровождается даже чувством мнимого комфорта. Ведущим, часто неосознаваемым мотивом поведения становится избегание болевых ощущений вследствие работы тех или иных групп мышц. «Мотив – это опредмеченная потребность»,- писал А.Н. Леонтьев [3]. У лиц, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, как правило, подавленная потребность в движении легко компенсируется: в современном мире огромное количество движений, способствующих развитию человеческого организма и его нормальному функционированию, становятся «лишними», даже ручной труд в быту уходит в прошлое (автоматизирован процесс стирки белья, мытья посуды, существует  огромное множество бытовой техники, обслуживание которой требует  только несложных стереотипных движений), а ведь именно самообслуживание и его возможный уровень осуществления  являются одним из критериев определения степени социальной дезадаптации. Таким образом, человек, страдающий остеохондрозом, оказывается в своеобразном «капкане»: у городского жителя практически нет таких внешнеобусловленных причин к увеличению и развитию двигательной активности, в которых он был бы заинтересован, да и ведение дачного хозяйства уже не так популярно. Можно сказать, что гиподинамия сегодня стала отчасти проблемой не только возрастного, но и личностного развития современного человека, а специалисту, оказывающему  услуги адаптивной физической культуры (АФК) в рамках курса комплексной реабилитации больных остеохондрозом, необходимо в первую очередь решить такую профессиональную задачу, как развитие мотивации клиента к занятиям АФК.

        Анализ научно -методической литературы [1;2] позволяет утверждать, что основными мотивами для занятий физической культурой являются следующие: укрепление здоровья, получение удовольствия от занятий (приятное времяпрепровождение), преодоление болезней и ограничений, хорошая физическая форма, общение, пожелания членов семьи или производственного коллектива (возможно, руководства на работе), желание быть физически вначале не хуже, а потом – и лучше окружающих, переживание новых состояний и человеческих взаимоотношений, а также  долголетие.

       Опыт работы специалистов ГБУ СО СРЦ «Самарский» свидетельствует о том, что примерно у 5% занимающихся (явных активистов группы) возникает желание преподавать оздоровительные практики в долгосрочной перспективе, что так же может являться хорошей мотивацией для занятий.  Вообще,   наличие мотивации к занятиям АФК подразумевает сформированность у клиента целого комплекса личностных смыслов и эмоциональных переживаний по поводу развития двигательной активности. При этом  главная особенность мотивации - ее прямое влияние на эффективность поведения и деятельности (особенно ярко это проявляется в физической культуре и в спорте). Мотивированные действия могут быть ориентированы наследственно (инстинкты), либо закреплены опытом (условные рефлексы), но только в результате систематических занятий физкультурой у человека формируется мотивация к двигательной активности,  как состояние личности.

    У различных индивидов сама потребность в двигательной активности выражена неодинаково, что зависит как от генетических, так и социальных факторов. Большая потребность в двигательной активности имеется у лиц с сильной нервной системой и преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу. Такие лица в принципе более активны на занятиях по физкультуре и во время тренировок. Чтобы определиться со способами формирования мотивации к двигательной активности,  как состояния личности, обратимся к таким личностным факторам,  опираясь на которые возможно построить «психологический каркас» тренинга по АФК: целесообразно выделить социальные, познавательные и эмоциональные.  

      Эмоциональные факторы, как и во всех других случаях развития поведения личности, для процесса формирования мотивации к занятиям АФК играют роль пускового механизма. У лиц, страдающих таким заболеванием, как остеохондроз, данный фактор играет скорее роль тормоза, поскольку все, что связано с двигательной активностью переживается  амбивалентно: в одно и то же время  сосуществуют иногда очень сильные противоположные эмоции. Например, если в анамнезе имеет место спортивная травма,- это могут быть и желание испытывать чувство победы – и переживание несправедливости и отверженности вместе. При этом такие переживания, как восхищение красотой спортивного движения, желание быть представителем данного спортивного направления вообще могут быть отрицательно окрашены. Психокоррекционные занятия с больными остеохондрозом в первую очередь должны быть направлены на преодоление такой амбивалентности и стабилизацию  самооценки клиента. В случае успешной проработки этих задач в той или иной мере (что зависит от конкретной личности) будет подготовленная почва для подключения к процессу формирования мотивации к двигательной активности познавательного фактора.

     Познавательный фактор  базируется на интересе, как осознанном положительном отношении к чему-либо. Именно интерес  побуждает человека проявлять активность для познания соответствующего объекта. Его характеризует ряд качеств:

  • широта (круг интересов человека),
  • глубина (степень интереса к какому-либо объекту),
  • устойчивость (продолжительность сохранения интереса к какому-либо объекту),
  •  действенность (проявление активности для удовлетворения интереса).

Вообще интерес к физической культуре может быть как активным, так и пассивным. Активный интерес – это интерес к занятиям физическими упражнениями, гигиеническим и закаливающим процедурам, то есть, непосредственно к занятиям физической культурой. Пассивный интерес – это интерес ко всем другим сторонам и элементам физической культуры, не связанный непосредственно с двигательной деятельностью. В таком случае человек ограничивается изучением теории, не решаясь и не доходя до практики. Пассивная форма может развиться  в активную, но может и оставаться неизменной на протяжении всей жизни человека. Занятия адаптивной физкультурой, включающие в себя как теорию, так и практику, помогают  занимающимся решить для себя проблему интеграции пассивного и активного интереса.  Будет  уместным так же отметить, что согласно характеру своей  направленности, мотивы занятий физическими упражнениями можно сгруппировать  по типам отношений к занятиям спортом [1] а именно: 

  • отрицательное,
  • безразличное,
  • положительное-аморфное,
  • положительное-активно-действенное.

Из перечисленных типов отношения, четвёртый тип имеет самый наименьший процент от общего числа, а именно -  12 %. Он же считается самым действенным типом, с выраженной устойчивой мотивацией к спортивно-физкультурной деятельности, обусловливающей результативность занятий. Наибольший процент отсева (прекращение занятий) отмечается в группах с первым (35 %) и вторым (27 %) уровнем включенности в занятия.

      Внешняя мотивация  связывает человека с независящими от него причинами (объектами, событиями, значимыми людьми, модой и пр.). В физкультуре и спорте такая мотивация может иметь какое-либо значение в самом начале процесса, при знакомстве и вовлечении в физкультурную деятельность. Наиболее продуктивнаой для занятий  является внутренняя мотивация, которая имеет следующие особенности субъективных состояний:

  • сконцентрированность внимания, мыслей, чувств на занятиях спортом, исключающая появление посторонних мыслей, чувств, отвлекающих от деятельности;
  • ощущение полной (физической и ментальной) включенности в спортивную деятельность, в то, что в данный момент делаешь (на тренировках, в занятиях дома, при демонстрации друзьям);
  • ощущение того, что четко знаешь последовательность своей деятельности, ясное осознание ее целей и задач, полное выполнение требований деятельности;
  • осознание правильности выполнения того, что делаешь;
  • отсутствие тревоги, беспокойства, неуверенности перед выполнением деятельности, перед возможными ошибками, неуспехом;
  • утрата обычного чувства четкого осознания себя, своего окружения – «растворение» в своем деле;
  • ощущение замедления субъективного времени.

Характерно, что эти параметры субъективного состояния внутренней мотивации наблюдаются у лиц различного возраста и в различных видах деятельности. Данное состояние называется «ощущением потока». Подобное ощущение потока возникает в тех случаях, когда в деятельности человека сбалансированы «надо» и «могу», когда приведено в гармонию то, что должно быть сделано (требования деятельности) и то, что человек может сделать (наличие определенных способностей). При наличии в восприятии человека баланса этих двух параметров деятельности создаются необходимые условия возникновения и развития внутренней мотивации.

     Интересы больных остеохондрозом к занятиям адаптивной физической культурой, если их специально не развивать, могут отличаться узостью (поможет ли данное занятие (упражнение) преодолеть злосчастный недуг, или не поможет). Дальше получения информации о чудесном исцелении (или его отсутствии) когнитивные интересы таких пациентов могут  и не пойти. Даже к идее о необходимости укреплять свое здоровье в целом этих пациентов надо еще подвести, не говоря уже о таких целях, как «сформировать красивое тело», «развить ловкость», «достичь хорошего физического состояния», а так же развить волю, дисциплинированность и другие психофизические качества.   Поэтому  при организации и проведении тренинга АФК с клиентами, страдающими остеохондрозом, необходимо развивать когнитивную составляющую: включать в занятия небольшие лекции с элементами беседы, иллюстрирующие двигательную активность как базовую потребность человека, а также особенности развития двигательной активности в условиях стабильного течения данного заболевания.

        Среди социальных факторов можно выделить такие, как «выглядеть не хуже других», «быть подвижным не менее, чем  другие»; иметь статус человека, который занимается спортом и хорошо разбирается в вопросах  физкультуры и спорта, «быть успешным» (подтянутый, подвижный человек обычно воспринимается как более успешный). Выявляя клиентов, для которых социальный аспект занятий АФК  является значимым, необходимо учитывать, что это прежде всего фактор внешней мотивации, а значит процесс развития мотивации к занятиям АФК находится на самом первом этапе.

        Для клиентов больных остеохондрозом  (в возрасте старше 18 лет) специалистами ГБУ СО СРЦ «Самарский» был разработан тренинг по адаптивной физической культуре  на базе гимнастики цигун и йоги. Этот курс решает вопрос расширения двигательной активности больных остеохондрозом в оздоровительных и коррекционных целях. В АФК на базе цигун и йоги отдается предпочтение мало- и средне-интенсивным физическим нагрузкам. В любом случае, тренеру необходимо владеть достаточно большим диапазоном вариаций физических нагрузок, особенно в сторону дозированного уменьшения. В таком случае будет несложно подобрать нужный комфортный режим каждому занимающемуся. 

Теперь рассмотрим те факторы и условия, которые способствуют повышению активности занимающихся АФК.

         На основе анализа научно-методических источников [1;2] и опыта применения вышеуказанной оздоровительной технологии можно выделить следующие основные факторы повышения активности занимающихся:

  • правильная постановка задач на каждый день тренинга,
  • создание положительной эмоциональной установки на занятиях,
  • оптимальная загруженность участников на протяжении всей тренировки.

Правильная постановка задачи для занятия включает в себя, прежде всего, понятное и обоснованное задание на развитие тех или иных психологических и  физических качеств, которые необходимо совершенствовать больным остеохондрозом для повышения качества  жизнедеятельности.

            Создание положительной эмоциональной установки на занятиях – важнейший элемент повышения активности занимающихся. Между мотивацией и эмоциями человека, как мы уже выясняли, имеется определенная взаимосвязь: положительные эмоции при выполнении физкультурной деятельности способствуют укреплению мотивации. В этой связи на тренировочных занятиях необходимо создавать положительный эмоциональный фон. Это достигается как путем создания комфортных, эстетичных условий для занятий, так и за счет управления общением в группе занимающихся.

Что же касается эмоционального фона, то он может (и должен) меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия участников, их интереса к теоретической части занятия, к психофизическим упражнениям на конкретной тренировке, а так же к личности ведущего, его настроя, поведения и самочувствия. И даже  от того, как ведущий оценивает деятельность занимающихся, хвалит их или критикует. Разнообразие эмоций на тренинге, как положительных, так иногда и отрицательных, как правило, хорошо стимулирует занимающихся. Но важное правило здесь – доминанта эмоционального фона должна быть исключительно положительной. То же самое, в акцентированном виде касается эмоций при завершении занятий. Специфические упражнения-ритуалы, разработанные специально для данного курса, будут изложены несколько ниже. Созданию положительного эмоционального фона так же способствует разнообразие дидактических средств и методов, применяемых на занятии. Ведущему тренинга необходимо помнить, что всякая однообразная деятельность утомляет и приводит к состоянию монотонии и психическому пресыщению. В состоянии монотонии имеют место потеря интереса к выполняемым заданиям, ослабление внимания, появление скуки. Психическое пресыщение характеризуется усилением психического возбуждения, появлением отвращения к деятельности, усилением раздражительности и озлобленности. Следует отметить, что музыкальное сопровождение занятия является хорошим способом для создания разнообразия на занятии и положительного эмоционального фона как следствия этого разнообразия. Музыка, подобранная с учетом специфики выполняемых упражнений (торможение или возбуждение), способствует созданию нужного психоэмоционального  настроя, а так же упрощает работу ведущего, задавая требуемый ритм выполнения упражнений.

Что же касается оптимальной загруженности занимающихся в каждый день тренинга, то она предполагает заранее хорошо продуманное чередование напряжения и расслабления, теории и практики, упражнений на развитие силы, выносливости – с упражнениями на гибкость и координацию. В общем, для клиентов, страдающих остеохондрозом позвоночника,  координация движений является основным качеством, вокруг которого строится вся работа с остальными частями учебного материала.

         Какие же методы активизации сознания занимающихся, а также повышения их мотивации к участию в тренировках существуют на данный момент в практике физической культуры, в том числе  адаптивной? Наверное, их на данный момент развития человека наработано бесчисленное множество? «И да, и нет» - вот, к сожалению, к какому обтекаемому ответу можно пока прийти. Центральный принцип здесь пока один. Это так называемый «метод кнута и пряника», подмеченный еще древними греками. А вот вариантов реализации этого принципа может быть множество.

                 Например, один из приемов повышения мотивации двигательной активности занимающихся адаптивной физкультурой – это приём создания ситуации так называемой «неожиданной радости». Неожиданная радость – есть чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности превзошли ожидания тренирующихся. Неожиданная радость – есть результат продуманной, подготовленной деятельности ведущего, организующего занятия. Речь идёт о ситуациях, когда тренер по адаптивной физкультуре ведёт своих воспитанников поступательно вверх, поднимаясь с ними по ступеням знаний, самоутверждения, обретения веры в себя и в окружающих. Например, когда выявляется координационно сложное для данной группы занимающихся упражнение, тренер может указать на значимость его освоения. На следующем занятии ведущий может дать упражнение еще более сложное. А потом раз – и вернуться к главному упражнению. Гарантированно, что после предыдущего усложненного оно пойдет хорошо. В этот момент тренер будет радоваться вместе с учениками «неожиданно» достигнутому успеху!

Похожим приемом, направленным на успех, является создание ситуации «Даю шанс». Шанс – это, если следовать обычному пониманию, счастливый случай, некое удачное стечение обстоятельств. Шанс с позиции обучения новым движениям – понятие множественное. Самая минимальная его величина – два субъекта психофизической и/или просто физкультурной деятельности: ведущий – занимающийся, психолог – группа, тренер – коллектив людей, проходящих реабилитацию. Шанс клиента – это,  практически всегда и шанс ведущего. Потому что в реализации этого шанса нужны усилия обеих сторон. Таким шансом может быть решение вместе с тренером задачки по интеграции нескольких движений – в целостную цепочку. Или трансформация всем известных упражнений из утренней зарядки – в более сложные и эффективные техники цигун. Участники создают их вместе с тренером, опираясь на ранее изученные принципы построения высокотехничных движений. Это может быть так же – выход на новые ощущения в работе с энергией и новые медитативные состояния. 

Итак, дидактическими условиями создания ситуации успеха являются: укрепление уверенности занимающихся в собственных силах; объективная, позитивная оценка ведущим/тренером деятельности участников тренировки; специальные приёмы создания ситуации успеха и шанса в процессе обучения. Например, возможность занимающимися «поймать» новые ощущения, пережить новые чувства и состояния во время занятий цигун. Возможность «вписаться» в новое изучаемое движение, соединить несколько движений в цепочку и другие.

- Одной из непростых, но очень продуктивных задач занятия является включение в учебно-тренировочную деятельность всех участников, и даже тех, которые в настоящий момент готовы заниматься адаптивной физкультурой лишь по самому минимуму в следствии состояния здоровья.

Освобожденные, присутствующие на уроке, получают задание внимательно следить за тем, что делают остальные, мысленно выполнять все упражнения. Известно, что идеомоторная тренировка не только способствует формированию двигательных умений, но и развивает (в некоторой степени) физические качества, а особенно – координацию движений. Освобожденных участников следует привлекать к подготовке теоретического материала по теме, использовать в роли помощников-организаторов.

Параллельно с этими приемами ведущему/тренеру полезно отмечать двигательные достижения занимающихся и периодически связывать их  с адаптивной физкультурой: «Я замечаю, что вы стали более координированными, в ваших бытовых движениях больше пластики и округлости, как в комплексах тайцзи».

Известно, что формирование осознанной потребности в различных видах двигательной активности идет более эффективно, если занимающиеся хорошоосознают угрозу своему здоровью. И, соответственно, вполне уместным для создания ситуации «кнута и пряника» может быть проговаривание такой ситуации: «У нас 2 пути: либо, через движение, к свободной и счастливой жизни, либо, ничего не делая – на стол хирурга и - в инвалидную коляску». Если такая достаточно жесткая и откровенная, зато очень действенная форма постановки вопроса кажется ведущему неподходящей в конкретной группе, тогда можно  просто рассказать потенциальным занимающимся о тех неоспоримых плюсах, которые дает нам АФК, основанная на проверенных веками методах гимнастики цигун и йоги, и о том непоправимом вреде, к которому приводит гиподинамия. 

          Важно отметить, что если во время тренинга ведущий поддерживает эмоциональную связь с занимающимися,  поощряет их, исправляет ошибки и готовит к освоению нового и интересного, то участники тренинга более охотно идут на занятия не только из-за «надо», но и для того, чтобы научиться новому, развить свои  психические и физические качества, проявить себя.

           В современной спортивной психологии [2] принято выделять два аспекта мотивации: мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи. Для того чтобы осуществлялась мотивация достижения успеха, деятельность и состояние субъекта должны отвечать следующим четырем требованиям:

1. деятельность должна оставлять после себя осязаемый результат, например, развитие гибкости, расширение диапазона доступных движений, большая уверенность в своих силах;

2.требования к оцениваемой деятельности не должны быть ни слишком высокими, ни слишком низкими;

3.для оценки результатов должна быть определённая шкала, и в рамках этой шкалы определен нормативный уровень, считающийся обязательным, так что достижение этого уровня (или не достижение) может вызвать гордость или соответственно разочарование;

4.деятельность должна быть желанной для субъекта, и её результат должен быть получен им самим.

                Следует учитывать, что в мотивации достижения цели у занимающихся физическими упражнениями все же преобладают мотивы достижения, т.е. надежды на успех. Люди, увлеченные физкультурой реже, чем другие граждане, мотивированные на избегание неудачи, думают перед началом деятельности: «Как бы чего не вышло. Как бы не стало хуже». В содержание мотива человека на достижение успеха входят: стремление победить свой недуг, эмоциональный фактор, способность «идти до конца».

Практика показывает, что от 10 до 40% времени занятий адаптивной физкультурой следует уделить проработке теоретического материала изучаемой темы или упражнения. Необходимо учесть, что интерес к занятиям, возникнув без опоры на прочное понимание психофизических процессов, происходящих на тренировке, через некоторое время угасает. Успешное же выполнение учебных заданий, за счёт овладения умением учиться новому, выступает здесь сильно действующим мотивирующим фактором.

Каждой из степеней включенности в реабилитационно-тренировочный процесс соответствует тот или иной уровень умения учиться новым движениям и двигательному мастерству, овладевать техникой и пластикой движений. Ведущему занятия важно определить этот уровень умения учиться у своих воспитанников-клиентов, чтобы понять причину тех или иных мотивационных установок, барьеров, ухода от трудностей, потерю интереса, прекращения занятий.

Укрепление мотивации можно рассматривать как развитие у занимающихся ощущения того, что они сами является причиной своего поведения и всех его последствий. Для этого можно провести следующие мероприятия:

  • поставить перед каждым занимающимся реально достижимые для него  перспективные цели, на основе сопоставления целей с личными возможностями каждого;
  • выявить сильные и слабые стороны в плане психологической и физической  подготовленности каждого клиента;
  • поставить ближайшие цели на текущее занятие;
  • определить критерии достижения цели и научить участников тренинга понимать, действительно ли их поведение, выполняемая ими деятельность приближают их к цели.

      Типичными ошибками при постановке задач на занятии являются следующие:

  • перечисляются упражнения, которые необходимо будет выполнить, а не те задачи, которые могут быть решены. Например, можно просто дать занимающимся команду выполнить конкретное упражнение цигун, скажем, «Держать Небо». А можно – предложить участникам тренинга вспомнить упражнения на оптимизацию грудного дыхания, и на развитие подвижности в шейно-грудном отделе позвоночника. Обсудить их достоинства и недостатки, а потом предложить более продвинутые упражнения из арсенала цигун, даосской йоги, кинезиологии. Естественно, при этом ведущий занятий должен сам отлично разбираться во всех нюансах данной серии упражнений;
  • постановка ведущим неконкретной и непривлекательной для учащихся задачи. Важно, чтобы задача была включена в значимую для участников тренинга деятельность, вела к достижению желаемого результата. В противном случае у занимающихся создается впечатление, что затрачиваемые ими усилия напрасны. Например, задача «размяться» - достаточно абстрактна, и для каждого клиента-остеохондрозника имеет свое наполнение. Гораздо более интересной может быть задача «активизировать тонкие ощущения энергии ци в теле», «повысить энергетику и поработать для этого тазовой диафрагмой», «развить чувствительность рук» и другие;
  • постановка недостижимых, нереальных целей – так же может быть распространенной ошибкой. К сожалению, такой подход все еще имеет место быть, и вовсю эксплуатируется некоторыми достаточно известными личными «брендами». Условно можно назвать этот подход «сверхцелью», или «сверхмотивацией». Например, перед больными остеохондрозом ставиться цель «Стать полностью здоровыми, и даже добиться успехов в бодибилдинге или пауэрлифтинге». В таком случае  часть занимающихся отнесутся к этому призыву с полным недоверием, а часть – с абсолютным фанатизмом. Первые – быстро прекратят занятия. Вторые – окончательно добьют свои суставы и окажутся в еще более худшем положении, чем до начала занятий подобной физкультурой. Цель должна быть адекватной и реально достижимой. Например: «Значительно уменьшить боль в шейно-грудном отделе позвоночника»; «Добиться большей подвижности поясницы и тазобедренных суставов»; «Научиться более рационально использовать ноги при необходимости поднять что-то с пола»; «Научиться двигаться более плавно, координированно, лучше осознавать пределы своего движения»; «Добиться лучшего питания тканей межпозвоночного хряща за счет освоения целостных движений».

            Теперь остановимся подробнее на опыте работы с группами реабилитантов – больных остеохондрозом старше 18 лет, находящихся на инвалидности и проходящих курс АФК в рамках общего курса реабилитации. Целью АФК-тренинга ставилось обучение занимающихся само-регуляции психофизических состояний, освоение ими оздоровительных упражнений цигун и даосской йоги,мотивация участников тренинга на дальнейшее использование изученных упражнений, а так же интеграция людей с физическими ограничениями в общество посредством дальнейших регулярных занятий АФК. 

            Что  можно сказать о данной категории больных? Зачастую они обладают более острым восприятием телесных ощущений, чем обычные люди. Возможно, это связано с их болевыми ограничениями на движения. Необходимость контролировать амплитуду своих движений заставляет больных остеохондрозом внимательно вслушиваться в свои внутренние ощущения, что и обостряет их телесные восприятия. При этом на практикуемые в цигун нужные сенсорные или, по-другому, энергетические ощущения они выходят так же весьма удачно, в среднем быстрее обычных людей. Есть так же и другие особенности данной категории клиентов. Проведенные нами исследования показывают, что 50% опрошенных не занимаются какими бы то ни было дополнительными видами физической активности, кроме тех, что крайне необходимы в быту, да и те им зачастую морально невмоготу.

50% - хотели бы расширить свой диапазон движений, интересуются дыхательными практиками, хотели бы поддерживать хорошую физическую форму.

30% - и до занятий АФК делали дома какие-то упражнения, способные, с их точки зрения, поддерживать нужную физическую форму.

По результатам 10-дневного реабилитационного тренинга «Адаптивная физическая культура на базе восточных оздоровительных практик», можно сказать следующее:

- 70% участников – расширяют свой диапазон оздоровительных упражнений, что отражено в их «Дневнике выполняемых упражнений»;

- В среднем диапазон оздоровительных упражнений, которые занимающиеся стали использовать в своей практике, увеличился в 1,5-3 раза (от 3-5 до 12-15).  

- 65% занимающимся удается настроить свое сознание на позитивное восприятие себя и окружающих, в результате использования тонизирующих высказываний в начале и в завершении каждой тренировки.

Проведенное тестирование (рисуночный тест «Автопортрет», [4]), позволяет утверждать, что занимающиеся стали ощущать себя более динамичными, пластичными и оптимистично настроенными личностями.

Тест Автопортрет – так же был использован как арт-терапевтический инструмент. Занимающиеся выполняли его в начале и в конце курса. Положительная динамика в телесной сфере, выявленная на рисунках, была отмечена тренером публично и проинтерпретирована для каждого занимающегося лично. Результаты – вдохновили участников на дальнейшие регулярные занятия в группах и дома, ведь они наглядно увидели положительные изменения в своем психологическом настрое к тренировкам.

При составлении программы тренинга нами были изучены стандартные методы активизации сознания занимающихся, принятые в традиционной физкультуре и спорте [1,2]. Некоторые из этих исследований были приведены выше. Следует отметить, что наиболее распространенный способ активизации занимающихся, особенно если речь идет о юных спортсменах – это вовлечение их в соревнование. В целом, это самый простой и действенный подход. Посмотрите, например, как дети выполняют различные упражнения, включенные в тренировочную разминку. Вовсе не обязательно, что происходит это с особым энтузиазмом и желанием. Но стоит тренеру в середине или в конце занятий провести те же упражнения в форме эстафеты – и картина резко меняется. Азарт борьбы, эмоциональная включенность творят чудеса! Дети выполняют те же движения в несколько раз качественнее, быстрее, результативнее!

Но, увы, учитывая портрет наших клиентов, упражнения могут выполнятся ими только в среднем, а зачастую и в пониженном темпе, с невысокой интенсивностью. Резкие, скоростные, импульсные движения лицам, страдающим остеохондрозом позвоночника строго противопоказаны, даже если кажется, что в отдельном движении участвуют только здоровые участки тела. Зато есть такое понятие, как «соревнование за социальный статус». У взрослых людей его тоже никто не отменял. Но, с учетом возраста и присутствующего букета заболеваний, соревнования у них будут идти несколько по-другому. Например, эмоциональный отклик может вызвать обсуждение результатов занятий: кто занимается, а кто нет; кто знает больше упражнений; у кого движения получаются точнее и пластичнее и так далее. Так же могут быть своеобразные «соревнования» в лучшем знании теории и истории цигун и йоги. Кто лучше чувствует энергию ци, кто лучше ощущает состояния других людей, пространства, природу? Данный подход достаточно хорош, ибо позволяет тренеру организовать своеобразные соревнования, а участникам тренировки – одновременно выполнять движения, доказавшие свою эффективность в плане оздоровления и поддержания хорошей физической формы.

      Одним из хорошо зарекомендовавших себя методов активизации сознания в разработанном нами курсе является ведение «Дневника выполняемых упражнений». Его роль ни в коем случае не стоит недооценивать при составлении программ подобного рода. Участники тренинга ставятся в ситуацию, когда им необходимо на каждом занятии заполнять «Дневник выполняемых упражнений». То есть тех упражнений, которые они делают дома. Никто поначалу не проверяет, действительно ли они делали данные упражнения. Этот факт каждый просто констатирует лично, записями в дневнике. Потом – могут возникать краткие обсуждения впечатлений от упражнений. Этими простыми действиями – включается механизм соревнования. Ведь другие соревнования для остеохондрозников в основном исключены. Вначале – пассивные участники пишут в свой дневник «что-то», что бы не выделяться. А потом – и дома начинают выполнять упражнения. А далее – у них уже формируется как бессознательная привычка, «вкус» к соблюдению двигательной гигиены, своеобразного необходимого минимума правильных движений. При этом очень естественно возникает осознанная потребность в активной физкультурной деятельности. Такой мотив – является основой для личного самопознания и самосовершенствования. В целом можно сказать, что ведение подобного дневника не только дисциплинирует, но и прививает занимающимся навыки самоанализа, углубляет и расширяет их знания в области существующих физических упражнений и дыхательных техник, делает занятия более эффективными в плане решения задач формирования мотиваций на дальнейшие занятия АФК.

Хорошо зарекомендовала себя так же звуковая гимнастика и вибро-пение. В них используются специальные психофизические технологии, развивающие способности направлять голосовые вибрации в различные части тела. Такая активность способна дать участникам большую гамму приятных ощущений, стабильно повышает эмоциональный фон в группе, способствует снятию мышечных зажимов и выравниванию мышечного тонуса. Кроме того, голосовая гимнастика вносит разнообразие в тренировку, переключая двигательную активность с внешней – на внутреннюю. Вышеперечисленные эффекты данной формы упражнений хорошо активизируют сознание занимающихся и мотивируют их на выполнение других упражнений адаптивной физкультуры, пускай более энергозатратных и менее эйфоричных.

           Так же достаточно эффективно повышает общий эмоциональный тонус мимическая тренировка. Следует отметить, что мимические мышцы представлены в ЦНС в достаточно большом объеме. Поэтому упражнения лицевой гимнастики стабильно активизируют мозг занимающихся и трансформируют настроение в лучшую сторону. Так же отметим, что если в группе имеются индивиды, фиксированные на негативных психических состояниях, проведение мимической гимнастики считаем строго обязательным. В процессе исследования темы был разработан комплекс упражнений мимической гимнастики по принципу «от простого – к сложному».

В качестве процедуры завершения занятий была разработана техника «Завершающий круг». В ходе ее выполнения в разных модальностях восприятия создается коллективный образ «групповой шар энергии», занимающиеся берутся за руки, придумывают для себя и для группы тонизирующие пожелания. Данная техника является эффективным способом как завершить занятия на эмоциональном подъеме, так и создать хороший задел для будущих тренировок.

        Таким образом, одним из эффективных средств повышения активности людей с ограниченными возможностями является неявное вовлечение в соревнование, путем ведения дневника занятий, выявление лучших по критериям плавности и координации сложных движений, а так же людей, способных более тонко дифференцировать свои внутренние ощущения. Хорошо активизирует сознание участников тренинга обсуждение теоретической основы упражнений. Мимическая и звуковая гимнастика являются подсобными средствами мотивации, способствуют повышению настроения и эмоционального фона занятий, улучшают групповую сплоченность. Проведение процедуры «Завершающего круга», с позитивными пожеланиями участников себе и друг другу – повышает желание заниматься дома и продолжать тренировки в группе.

Предполагается, что последующие исследования выявят и другие средства, способствующие повышению активности участников, что очень актуально для обеспечения результативности реабилитационных  мероприятий.   

 

Используемая литература.

1. Психология физической культуры и спорта: учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред. профессора Г. Д. Бабушкина, профессора В. Н. Смоленцевой. – Омск : СибГУФК, 2007. – 270 с.

2. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. -288с.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.

4. Малкина-Пых И.Г. Телесная терапия. Справочник практического психолога. – М. Эксмо, 2007. – 570 с. 



Просмотров: 633
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Практические упражнения по физической активности, которые улучшат психологическое состояние!
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Комплекс игр и упражнений для развития двигательной сферы ребенка 3-5 лет
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Влияние двигательной активности на психику ребенка.
  • Личностные качества людей, занимающихся медитацией.
  • О пользе физической активности
  • Характер физической активности в борьбе со стрессом
  • Развитие мотивации в учебной деятельности подростков
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Мотивация родителей детей, занимающихся каратэ
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • 6 Упражнений на Внимательность, Которые Можно Попробовать Сегодня (перевод)
  • Кто то из мужчин еще хочет быть более мужественным а кому то и так хорошо.
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • 5 эффективных упражнений, которые помогут вам научиться любить себя
  • Спорт и другие неизвестные занятия. Может еще не поздно?
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • Тема занятия (тренинга) с аддиктами «Экскурсия на городскую свалку и создание групповой инсталляции».
  • Теоретические подходы к пониманию мотивации учащихся к учебной деятельности
  • Для чего психологу нужен кабинет? Может быть, принимать клиентов дома? Или в кафе?
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Сексуальные семейные проблемы. Забеременеть как можно быстрее. В чем может быть проблема?
  • Бобы для повышения активности работы в тренинговой группе
  • Влияние занятий изобразительной деятельностью на сенсорное развитие детей с нарушениями слуха
  • Можно ли научить продавать или всегда ли достаточно тренинга?
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Курсы для будущих мам. Чего на занятия быть не должно?
  • Мощнейший стимул нашей деятельности, который одновременно является столь же мощным тормозом.
  • Желание! Желания есть – их не может не быть!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь