Сказкотерапия как один из инструментов реабилитации пациентов с психическими расстройствами

«Сказкотерапия  как один из инструментов реабилитации пациентов с психическими  расстройствами»

Среди проблем, с которыми  часто сталкиваются врачи-психиатры и психотерапевты, занимаясь  реабилитацией пациентов с психическими расстройствами, одной из основных  является отсутствие должного доверия в диаде врач-пациент. Причин может быть много:

1. Психологические травмы, полученные пациентами в детстве или во взрослом состоянии;

2. Проявления болезни, которые пугают родных и знакомых пациентов и приводят к напряженным отношениям между ними, порой даже к полному отвержению заболевших; 

3. Диагнозы заболеваний, которые  быстро, подобно ярлыкам, «приклеиваются»  к пациентам, способствуя тем самым постоянной их стигматизации, ощущению собственной неполноценности, ненужности и пр.

В связи с этим мне представлялось необходимым для работы в медико-реабилитационном отделении психоневрологического диспансера, заручиться доверием пациентов, дабы эффективнее решать их психологические проблемы.

Только при наличии доверия между нами можно было результативнее научить  пациентов легче адаптироваться в социуме, находить выход из  мелких и крупных неприятностей, сопровождающих их по жизни, вырабатывать более адекватные паттерны отреагирования на стрессы и пр. Только при наличии доверия между нами можно было помочь им в нормализации  отношений  с родными и близкими, а также с  другими пациентами и медицинским персоналом. Только при наличии доверия  пациенты могли научиться принимать свою болезнь, не как кару Господню или  несправедливое наказание, а как урок или испытание, которое им по силам было пройти.

После восьми лет  работы в отделении диспансера мне удалось достигнуть желаемого доверия, полностью отказавшись от восприятия обратившихся ко мне за помощью пациентов как к тяжело больным. Я предпочитала видеть в них  прежде всего людей с проблемами психологического характера, которые могут встречаться  и среди здоровых лиц, без  всяких психических расстройств.  Такой подход избавлял меня от классификации пациентов по заболеваниям, как в песне Высоцкого: «Шизофреники вяжут веники, параноики рисуют нолики, ну, а те, что просто нервные – те спокойным сном спят, наверное».

Как мне удалось этого достичь?

В течение пяти лет в отделении я проводила групповой тренинг «Исцеляющая сила искусства», взяв за основу терапию творческим самовыражением - терапевтический метод лечения людей с тягостным переживанием своей неполноценности, с тревожными и депрессивными расстройствами, разработанный известным русским психиатром и психотерапевтом М. Е. Бурно.

На наших занятиях мои пациенты узнавали истории жизни творческих людей имеющих психологические проблемы или страдающих той или иной психической патологией, но сумевших найти себя, свое место в жизни, с помощью исцеляющей силы искусства. Тем самым они осознавали, что выход из болезни есть всегда, если человек хочет вырваться  из рамок болезни, стремиться к самореализации, самоактуализации.

Занятия терапией творческим самовыражением проходили у нас в непринужденной обстановке, за чашкой чая, под располагающую к релаксации классическую музыку. Постепенно пациенты сблизились между собой, многие стали друзьями, способными морально поддерживать друг друга. Наши занятия повышали у них  инициативность, ответственность, многие стали активно принимать участие в ведении тренинга, оказывали мне посильную помощь в подготовке занятий.

Но мне хотелось  найти еще какой-нибудь метод психологического воздействия, который бы помог им осознать причины возникающих у них проблем межличностного характера, в родительско-детских взаимоотношениях, в браке, на работе и пр.

Познакомившись с замечательным авторским методом комплексной сказкотерапии, созданным доктором психологических наук, психотерапевтом, Директором Международного института Комплексной сказкотерапии Татьяной Дмитриевной Зинкевич-Евстигнеевой, я  решила дополнить наши занятия элементами этого метода. 

Прежде чем поделиться результатами моей работы, позвольте сказать несколько слов об этом удивительном по своей эффективности, экологичности и безопасности подхода методе психологического воздействия. Этот метод подходит каждому человеку. 

Сказкотерапия оказывает деликатную и действенную  помощь ребёнку, подростку и взрослому образным языком сказки, мифа, легенды, притчи, являясь одним из методов развития самосознания и эмоционального интеллекта.  Каким образом?

С помощью подбора точных слов и сказок для каждого человека. С помощью этого метода укрепляется жизненный стержень человека. Благодаря методикам, разработанным в Комплексной Сказкотерапии развивается самосознание, саморегуляция, самодисциплина мыслей, чувств, воображения и поведения, развивается способность управлять отношениями.

Основная область работы сказкотерапевта – система духовных ценностей человека.

Комплексная Сказкотерапия  дает представления об архетипических сюжетах, мужских, женских, сюжетах отношений, которые, переплетаясь, образуют индивидуальный «узор судьбы» современного человека. Кроме того Комплексная Сказкотерапия – универсальный метод для помощи родителям в разрешении всех внутрисемейных уроков.

На своих групповых занятиях я использовали притчи, мифы, и, конечно же,  сказки самой Татьяны  Дмитриевны, а также ее коллег и учениц: Ирины Сёминой (Эльфики), Оксаны Николаевой, Валерии Дмитриевой, Оксаны Ахметовой, Влады Махуковой, Фариды Кривушенковой, Нины Китиной и многих других. Они создавали определенный настрой к нашим занятиям, яснее освещали тему для доверительного разговора, легче находились точки соприкосновения, улучшалось доверие и взаимное принятие друг друга.

Сказки помогали им тоньше узнавать свои особенности и развиваться. Иногда занятия начинались со сказки, порой занятие сказкой заканчивалось.

 При этом пациенты без стеснения обсуждали такие волнующие  их темы экзистенциального характера, например: принятие ухода близких и  любимых людей из жизни; способы совладания с отчаянием; смысл жизни вообще и смысл жизни с болезнью; победа Добра над Злом. Мы говорили о вселенском одиночестве, о беспомощности, о неразделенной или взаимной любви, о необходимости быть нужным и принятым в жизни; о важности дружбы и поддержки, о справедливости и несправедливости, о благодарности, о том, как нуждается в питательной почве талант и пр. 

В индивидуальном консультировании я использовала такие методики комплексной сказкотерапии, как работа с метафорическими картами «Мастер сказок», «Сокровища жизненных сил»; рисование карты «Внутренней страны» и карты «Государства»; изучение любимых с детства сказок и создание авторских сказок самими пациентами;  рисование серии «Человек в обычной жизни», «Человек под дождем», «Человек в сказочной стране»; серии «Метафорические животные», «Метафорический портрет семьи» и другие.  

С  какими проблемами чаще всего обращались пациенты отделения и приходящие на консультации клиенты?

Это были проблемы, связанные с принятием собственной болезни, своего уникального «узора судьбы». Мы изучали сказки Ирины Сёминой «Последняя надежда», «Исцеление Любовью», «Чудовище», «Про тех, кого мы любим», писали собственные сказки о вере в победу над Злом. Многие пациенты после этого решились выйти на работу, пусть даже не по специальности, преодолев собственные рентные установки на болезнь; некоторые пошли учиться в профессиональный реабилитационный лицей; многие охотно раскрывали свои творческие способности в нашей театральной студии, выступая в дальнейшем на различных площадках города, давая интервью средствам массовой информации. 

Для пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством, после потери кого-то из близких, т.е. проходящих кризис перемены жизни,  очень важными  оказались сказки Ирины Сёминой «Зал ожидания» и «Командировка». После этих сказок  им становилось легче, происходило живое отреагирование, с последующим выходом из состояния ступора на позитив, на желание жить. Одна пациентка с ПТСР вышла на работу, кроме того активно стала помогать дочери воспитывать сына; пожилой мужчина, потерявший жену, с которой прожил сорок лет в счастливом браке, нашел новую спутницу жизни.

Пациентам  с паническими атаками и тревожными расстройствами различной степени выраженности помогали такие сказки Ирины Сёминой как «Амнистия», «Переломный момент».

Для проработки различных посттравматических или предупреждающих страхов  очень эффективным оказалось рисование карты своей «Внутренней страны» и карты «Государства», с определением причин захвата страхами собственной территории и высвобождением чистой энергии жизни.

Одна пациентка после рисования и анализа этих карт передумала уходить с работы, вновь взяв ответственность  за собственную жизнь и жизнь своих подчиненных (она много лет до панических атак руководила большим коллективом в детском саду и очень любила свою работу).

Один мой пациент с тяжелым тревожным расстройством после работы со сказками вернул своим отношениям с женой прежнюю красоту и нежность.

Весьма интересным оказался мой опыт работы с пациенткой, обратившейся в диспансер за помощью в связи с упорными головными болями. После детального обследования у различных специалистов, которые не нашли у нее своей патологии она была направлена в наше отделение. Мы начали с ней работать и после создания ряда сказок выяснили, что головные боли стали ее беспокоить давно, вскоре после тяжелого развода с мужем, в результате которого она была вынуждена самостоятельно поднимать маленькую дочку, перестав при этом абсолютно доверять мужчинам, забыв о своей самореализации как женщины. После деликатной коррекции архетипа Возлюбленной пациентка решила дать возможность выросшей дочери самой решать свои проблемы, позволила себе начать встречаться с давним другом и стать счастливой. Надо ли говорить, что головные боли совершенно исчезли.  

Пациентам, страдающими различными депрессивными состояниями, настраивала в правильном направлении чудесная сказка Ирины Сёминой «Магазин счастья». Многие из них потом создавали свои собственные «Большие книги счастья», учась находить маленькие «чудеса повседневности» в собственной жизни. 

Одна молодая девушка с реккурентным депрессивным расстройством вскоре после выписки из отделения организовала  собственный благотворительный фон, молодой юноша с той же патологией эффективно работал далее волонтером в психоневрологическом интернате, и даже создал среди пациентов ПНИ собственную музыкальную группу.

Неуверенные в себе пациенты, с низкой самооценкой, боящиеся сделать хоть один самостоятельный шаг, вдохновлялись сказками Фариды Кривушенковой «Мастер», «Волшебные краски», Оксаны Ахметовой «Дерзай, Богиня!».

Одна моя  пациентка, страдающая биполярным аффективным расстройством, пришла ко мне  крайне неуверенная в себе после многочисленных госпитализаций, тяжелого развода с мужем, чудовищного ожирения в результате массивной медикаментозной терапии,  и получения инвалидности. Я прочитала ей притчу «Про кольцо», благодаря которой она узнала, что недооценивала себя, свою уникальность и неповторимость.

А после того как мы с ней проработали сказку  «Про Ивана Бесталанного и Елену Премудрую» отказалась от отношений с недостойным её мужчиной, стала писать потрясающие стихи, сочинила сценарий спектакля к 8 марта, создала целую коллекцию ювелирных изделий в технике фриволите. Сегодня она посещает тренажерный зал, похудела на 45 кг, планирует открыть свой авторский магазин и найти достойного спутника жизни.   

Я горжусь тем, что наше отделение посещает пара молодых людей, которые поженились в прошлом году. Несколько лет назад ко мне пришла молодая девушка, которая постоянно говорила о том, что «ощущает себя червяком», которого надо раздавить, потому что он недостоин жить.  Или что представляет себя серой мышкой, которая хочет спрятаться от всех.  У девушки была тяжелая родовая травма, органическое поражение головного мозга плюс имело место многолетнее посещение секты «Свидетели Иеговы», куда ее еще в раннем детстве привела мать. Она строила вполне реальные планы ухода из жизни, периодически занималась членовредительством, самоуничтожением.

Занимаясь со мной сказкотерапией, она рисовала, читала сказки и притчи, писала свои сказки, участвовала в спектаклях нашей театральной студии. Итог – вышла замуж за пациента нашего отделения, стала хозяйкой,  и думать забыла про свою ничтожность и никчемность. И к тому же навсегда покинула  секту.   

У многих моих пациентов имеются большие проблемы с родителями, которые не могут смириться с болезнью своих детей, либо отвергая их, либо контролируя каждый шаг, считая их глубокими инвалидами. С помощью сказок мне удалось помочь некоторым родителям лучше понять внутренней мир своего ребенка, принять его таким, какой он есть, не пытаясь исправить или отвергнуть, став им помощниками. В помощь таким родителям я написала сказки «Дети Нелюбви» и «Особенное яблочко».

Среди моих пациентов оказалась девушка с болезнью Дауна, очень одаренная творчески и имеющая, несмотря на свою болезнь, большой потенциал. Она прочитала все книги Ирины Сёминой, которые есть в моем отделении, и стала сама писать сказки и даже переписываться с ней. И Эльфика посвятила ей самостоятельную сказку.

Раньше пациентка  жила с родителями и во всем от них зависела. За годы пребывания в нашем отделении она так "повзрослела», что смогла, получив квартиру, жить самостоятельно, практически полностью отказавшись от помощи родителей, справляясь с бытом и прочими проблемами. 

Двумя ее сказками я бы хотела закончить мою статью. По-моему, лучшего подтверждения эффективности сказкотерапии, как одного из наиболепе эффективных инструментов реабилитации пациентов с психическими расстройствами, трудно придумать.

 Про Любовь

 Неразлучны летят вдвоём Амур с подругой. Летят, что-то напевая на своем языке – молитву или песенку, а потом сидят на скамейке, слившись в поцелуе.

Снова ввысь взмывают они в небо. Вот где Любовь и Счастье!

У каждого своя душа, - поётся в песенке.

Завтра будет лучше, и выход всегда есть!!!

Повод для счастья найдется всегда!

 

Про Любовь, Счастье и Веру

Гуляют Любовь, Счастье по улице. Хочется им, чтобы их любили, оберегали, лелеяли.

По дороге шла девочка. Звали ее Вера. Потом завернула девочка Вера за угол, прошла несколько кварталов и оказалась в парке. Плохо было Вере, не было у нее в жизни радостей, улыбок, не доставляла ей жизнь никакого удовольствия. Но пришла ей на помощь Любовь – чтобы спасти ее от отчаяния, Счастье – чтобы поддержать Веру в невзгодах её. И расцвела Вера прямо на глазах, как аленький цветочек. Вот что такое Любовь, Счастье, Вера. Выход всегда найдется!



Просмотров: 664
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Применение музыкальной терапии в комплексной реабилитации пациентов
  • Мифы про любовь, в которые многие верят и после 20 лет
  • Сказкотерапия для взрослых. Зачем нам сказки? Три техники написания сказок
  • Маленькая Вера и Большие Изменения. из цикла "Сказки жизни"
  • Социальная поддержка пациентов. Роль семьи в обеспечении качества жизни психически больных
  • ОБМАНЫ ПРИ УСТРОЙСТВЕ НА РАБОТУ (которые были в моей жизни, и в жизни знакомых)
  • Как детские сказки не дают обрести счастье во взрослой жизни
  • Этого нам не сказали. Утверждения, которые могут изменить вашу жизнь после психологической травмы
  • Как найти смысл жизни после 30 лет?
  • Сказки нашей жизни
  • Сказки в нашей жизни
  • Как придумать волшебную сказку своей жизни с помощью МАК?
  • Этапы работы с симптомами у пациентов
  • Сказкотерапия. Сказки про некоторые проблемы.
  • Как адаптироваться к жизни после развода. Советы женщинам.
  • почему важно решать проблемы даже после окончания отношений?
  • У меня депрессия из-за моей работы. Как найти дело своей жизни?
  • Как Колобок смысл жизни искал (психологический апгрейд любимой сказки)
  • Сказки в жизни детей
  • Что было общего у первых пациентов Спотница?
  • Возможности психотерапии в реабилитации пациентов с хроническими болями в спине.
  • Сказки в жизни ребенка
  • Метафорические карты в психосоциальном сопровождении пациентов с деменцией
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • 8 психологических практик для восстановления жизни после развода с нарциссом
  • Жизнь после... жизни
  • Жизнь после жизни
  • Стратегии устройства личной жизни мужчин и женщин после развода. Опыт одного лонгитюдного исследования
  • В чем смысл жизни после выкидыша?
  • Особенности отношения к болезни пациентов с хронической почечной недостаточностью



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь