|
Другие предубеждения о гештальте или как мы сами себя обворовываем…Автор статьи: Бледнов Алексей Валентинович
Давайте продолжим обсуждение (начало см. в первой части одноименной статьи). У многих о гештальте складывается впечатление, что это еще одна система знаний и правил, которая просто конкурирует с другими образованиями. Тогда возникает вопрос: наличие уже одного или нескольких образований в смежных или не очень областях сможет ли заменить посещение данной программы? К сожалению или к счастью нет. Как мы себе представляем обучение? «Еще больше сложностей, еще больше законов. Следуй полученной схеме и будешь более успешным, чем окружающие» Сложно представить, что можно по-другому. Но в гештальт-программе дела обстоят именно так. Иногда оказывается, что, чем больше накоплено любых знаний (в т.ч. психологических), тем сложнее начать реальные изменения в жизни. Тогда и сложнее пойти на программу. «Зачем еще больше ненужных и не прожитых знаний!?» Хорошие и развитые люди часто не идут на программы, потому что имеют степени, звания или прочли всю доступную литературу и очень хорошо «подкованы». 4. Сколько и каких знаний нужно для сохранения здоровья и построения счастья? -«Как можно больше! Лишним ничего не бывает» Или «Зачем все усложнять, меньше знаешь – лучше спишь!» Но и не то, и не другое в полной мере не отражает реальность. В настоящий момент точно установлено, что для успеха в жизни более важен эмоциональный коэффициент, а не интеллектуальный, как обычно принято считать. Т.е. более важна организация знаний (целостность мировоззрения), «простое» знание себя и следование своим истинным желаниям. Все, что может лишить жизнь смысла, а вас личной силы может быть даже вредным. Еще на тренингах часто можно услышать другую формулировку этой мысли: все используемое (не важно как, хоть для красоты) полезно, а все неиспользуемое – токсично. Исследователи наблюдали очень интересную закономерность: с увеличением уровня образования и количества накопленной информации уменьшается качество контакта с собственным телом, желаниями. Появляется огромное количество правил и ограничений. Происходит отрыв мыслей от тела и жизни. Соответственно, ухудшается здоровье. Именно это наблюдение выразилось в широко известных выражениях – «в большем знании больше печали». Но оказалось, что это тоже лишь полуправда, или только первая половина графика. Вторая часть кривой накопления знаний оставалась известной лишь небольшому количеству людей. После накопления критического объема знаний происходил качественный скачок. Взаимодействие тела и сознания резко улучшалось. И качество контакта я и собственного тела не только возвращалось к уровню детей, но и в разы превосходило. Количество перешло в качество. Можно ли надеяться, что необходимый объем знаний наберётся сам, или мудрость сама придёт с годами? «Нужно просто подождать и все само собой организуется» И правда, она приходит раньше или поздно. Но кого-то обходит стороной. Даже не глупых, хороших людей. Ведь мудрость и есть определенный способ организации внутреннего опыта. Т.е. это навык, который спонтанно приобретается через осмысление прожитого. Время просто необходимо для накопление этого пресловутого опыта. Прохождение программы сокращает в разы это минимально необходимое время. И тогда можно пользоваться преимуществами этой мудрости (холизма, целостности) уже сейчас. Вышеописанную закономерность можно выразить и по-другому: для социальной и личностной адаптации (здоровья) человеку не хватало специальных системных знаний. Именно эти знания устраняли противоречия и внутренний конфликт. Или, еще по-другому – не было необходимых технологий (например знаний гештальт-подхода). Конечно, есть и другие удачные системы (буддизм и пр.). Но и они требуют вложений для получения реальных результатов. 5. Можно ли достигнуть похожих результатов самоподготовкой и чтением? «Я сам(а) могу справиться со всем! Если нет, то так много различной информации вокруг, есть гугл и яндекс.» И, действительно, мы живем в очень насыщенное время: информации много, разная, доступная. Опыт показывает, что это очень частое убеждение. Все это благо, но и ловушка. Множество талантливых и хороших людей оставались длительное время в виртуальном самосовершенствовании. Так уж получилось, что наше сознание диалоговое. Мы формируемся в момент разговора с другим. Если на ранних этапах развития ребенка с ним по каким либо причинам не разговаривают, то сознание не формируется. Развивается что-то другое, которое позволяет выжить, но диалоговое сознание нет. Системе для познания себя требуется посторонний наблюдатель. Он не вовлечен в процессы, может видеть общую картину. Также и человеку требуется поддержка, мнение, опора, оппонент и даже враг. Поэтому реальное развитие возможно при непосредственном контакте с другими людьми. А в группе можно видеть, чувствовать другого, и тебя слышат и видят. Развитие в группе до 12-18 человек позволяет ускорить накопление опыта в десятки раз.
«Но я же все это знаю, все прочла! Смысл мне идти, мне будет не интересно…» И действительно, вокруг можно увидеть огромное количество книг, журналов, сайтов, которые дают ощущение внутренней опоры. Чего только стоит серия – «Сам себе психолог». Звучит очень заманчиво: прочитал книгу – ощутил уверенность, другую – увидел цели жизни. Но в них же можно прочитать, что слова передают (данная статья не исключение) около 7-9% информации. Остальные 91-93%, это то, что проживают люди при непосредственной встрече. Более того, простое чтение вовлекает только мыслительную сферу, тело остается «просто» лежать на диване. Я очень люблю фантастику и фэнтези. Чтение этих книг увлекает, позволяет «проживать» параллельные жизни. И, если оно не служит вдохновением и примером для реальной чувственной жизни, то, одновременно, нарастает внутренний разрыв. При чтении проживаем и думаем о себе одно, в перерывах на кофе и ужин встречаемся с другим. А некоторые гуманоиды просто мешают, отвлекают от «красивого мира». Общение в сети значительно приятнее, приносит больше удовольствия, чем контакт с этими гуманоидами из «реальности». К сожалению, «этими гуманоидами» оказываются самые близкие люди. Такое виртуальное развитие создает ощущение, что уже все есть и ничего менять не надо. Уже есть любовь, красота, слава, известность, уважение. Тело тренированное, сильное. Вы являетесь особенными существами, которые избегут судьбы окружающих, которые прозябают в серости и ущербности. Только вам подчиняются огромные армии, великие тайны доступны вам. Ну а это «реальное», неудобное и больное тело на любимом диванчике почему-то реагирует на такое «богатство» достижений психосоматическими заболеваниями, болями, неврозами и всякими другими прелестями глубокого конфликта сознания, самооценки и описания мира.
«Знание равно изменению! Все может быть очень просто. Если я знаю про что-то, это автоматически становится моим достоянием и частью моей жизни» Возможно, доля истины в этом есть. Можно так впечатлиться, что постоянно ходить с этим знанием, запуская изменения в теле и в жизни. Сознательные изменения жизни требуют разных шагов, стадий, условий и прочих «мелочей». Вот как может выглядеть схема изменения жизни: узнал, прожил, соотнес с уже имеющимся опытом, изменил стратегии и паттерны, поддержал изменения, получил обратную связь от людей, позитивно подкрепил изменения, создал ситуацию для применения, получил выгоду… и тд. Вот это уже немного похоже на технологию изменения жизни. Существуют ли «тайные ключики и приёмчики» для счастья? «Все эти «волшебные рецепты» - полная ерунда!» Или «Конечно, только нужно знать особенный подход, действенный, и только мне повезёт!» Действительно, существуют так называемые мета-знания. Так называют знания, которые организуют определенным образом другие знания, позволяют их использовать для собственных нужд, извлекать практическую пользу. Именно они часто нужны для реальных изменений и эффективной перестройки жизни. Именно им часто посвящены тренинги и программы. Но и это лишь доля правды: огромная часть информации на тренингах «перекачивается» незаметно. Эти терабайты предназначены для Бессознательного. По размерам сознание и «Бессознательное» соотносятся как песчинка и планета, что обычно с недоверием воспринимается этой песчинкой. Это именно те 91-93% информации, которые передаются невербально при любом контакте людей. Неужели не все люди чувствуют «одно и тоже»? «Все чувства даются нам от рождения и эмоции у всех людей одинаковы. Обучаться чувствовать и выражать эмоции – пустая трата времени» Чтение и понимание очень важны и полезны, но возможны только после проживания непосредственного чувственного опыта. Оказывается, есть специальные навыки, которые управляют каналами получения опыта. Т.е. все люди по-разному воспринимают мир. Проверить и поверить в это можно лишь на собственном опыте, т.е. лбом упёршись в собственное «слепое» пятно. До этого, вы будете с абсолютно разумной уверенностью утверждать, что все люди равны и чувствуют одно и тоже. И никто не сможет переубедить. Но и вы останетесь обделенными. Поэтому часто говорят, что на тренинги ходят не за информацией, а за опытом и мотивацией. Гештальт-програма поэтому и не заменима, что занимается обучением Бессознательного, развитием многообразия личности. И если вы хотите увидеть новые пути, почувствовать возможности и услышать себя, то только личный опыт участия позволит это сделать. В этой программе объединены все известные на текущий момент виды обучения. Это и делает программу такой увлекательной и эффективной. Приглашаю Вас принять участие в долгосрочной программе «Основы гештальт-подхода». С уважением, Алексей Бледнов Продолжение см часть3
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|