Как изменились дети за последние 15-20 лет?

Оценивая статистику можно говорить о глобальных изменениях. Увеличилось количество детей, которых можно назвать «особые дети» или «дети с особыми потребностями», или как их еще называют «очень специальные дети». Стало намного больше детей с речевыми нарушениями, аутизмом, СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). И эти изменения происходит не только в нашей стране. Есть весьма интересная закономерность: чем выше уровень жизни в стране, тем острее и в большем объеме проявляются эти проблемы у детей. 
Если попытаться разобраться в причинах данного явления, то говорить можно достаточно много. Очень хочется списать все негативные изменения за счет ухудшения экологической обстановки, на которую мы, к сожалению, повлиять не можем. Однако существует совокупность фактором, которые мы, взрослые, можем изменить. 
Если обратиться к современным исследованиям, то большая их часть свидетельствует о том, что за последние несколько тысячелетий сам человек не особо изменился, однако за последние столетие очень сильно изменился наш образ жизни и мыслей. 
Смотря на современных детей, мы видим, что они огромное количество времени проводят за компьютерами, телевизорами и разнообразными гаджетами. Дети перестали гулять, играть на улице, да и вообще, у них практически нет времени играть. А если присовокупить к этому тот факт, что играть их собственно никто и не учит? 
Мамы и папы превратились в таксистов, развозящих детей в кружки и секции, на занятия к различным узким специалистам. Но, несмотря на это, очень часто, формирование речи детей все таки нарушается. Тут хочется сказать о том, что страдает не только формирование речи как средства общения, страдает коммуникативная функция как вид деятельности современного ребенка. Ребенок отказывается вступать в контакт со сверстниками, играть, осуществлять какую-либо совместную с ними деятельность.

Так что же происходит на самом деле? 
По мнению детского невролога, создателя и бессменного руководителя неврологического центра «Прогноз» О.И. Ефимова, существует три основные проблемы, влияющие на данную ситуацию: 
-гиподинамия; 
- изменение традиционной культуры семьи;
- перестимуляция зрительной информацией.

«Воздействие гиподинами, на ребенка начинается еще во внутриутробном периоде развития. Времена, когда крестьянки рожали прямо во время сенокоса, миновали. Многие будущие мамы считают, что во время беременности нужно больше лежать, меньше двигаться. И из-за этого плод не получает необходимой для формирования мозга сенсорной стимуляции. 
Но зато уже в раннем возрасте ребенок начинает смотреть телевизор, получая воздействие на мозг в виде неконтролируемого потока зрительной информации. Включить мультики – это самый простой способ нейтрализовать активность ребенка, мешающую взрослым. А ведь именно эта активность так необходима для полноценного развития мозга.
Беда в том, что под термином «развитие» большинство родителей понимает только обучение чтению, письму, счету, иностранному языку. При этом, пропускаются важные для нервной системы этапы формирования вестибулярной, проприоцептивной и тактильной систем. Именно эти три системы являются основой для сенсомоторной интеграции, формирования двигательной активности ребенка, его мышления и речи. 
Семьи тоже изменились. Бабушки и дедушки теперь работают и живут отдельно от внуков. Они уже не умеют петь колыбельные и рассказывать сказки. Мамы и папы тоже: во-первых, не умеют, во-вторых, не хотят, в-третьих, им некогда. 
Изменился даже характер детской пищи, хотя мы этого не замечаем. Морковку и яблоко, которые нужно было грызть и жевать, вытеснило пюре из баночки, которое нужно только глотать. А это тоже плохо отражается на развитии артикуляционного аппарата.
Жизнь изменилась, изменилась структура проблем детского развития. Только способ решения этих проблем остается прежним. Может быть, поэтому он не всегда приносит ожидаемые результаты?»

Ефимов О.И., Ефимова В.Л. 15 мифов о детской речи. Диалоги невролога и логопеда о детской речи., 2016 г.

Система обучения специалистов осталась прежней. Логопедия и дефектология остаются неизменными и традиционными. Именно поэтому, так часто слышится от родителей, мы ходим к логопеду уже год, а результаты минимальны. 
По нашей статистике, подавляющее большинство детей попадающих на консультации в наш Центр имеют в совокупности поражения и недоразвитие сенсорных и двигательных систем. Часть из этих детей «неговорящие» или имеющие глубокие нарушения речи, и как следствие эти дети не используют активную речь как средство общения с окружением. Именно по этому, дети, имеющие такого рода нарушения не в состоянии адекватно воспринимать, манипулировать и реагировать на окружающую их среду, что затрудняет, а порой делает невозможным ее самостоятельное освоение, т.е. естественное обучение, часто про таких детей говорят: они имеют нарушение адаптации. В следствие этого, дети нуждаются в особом специализированном подходе к их развитию и обучению.

По большому счету, практически все детей посещающих наш Центр имеют сенсорную основу нарушений, что означает трудности в обработке сенсорной информации, такой как движение, звуковая и зрительная информация, вкус и др. Эти трудности делают жизнь ребенка и его близких сложной, а порой даже невыносимой, поскольку чаще всего данные нарушения проявляются в поведении ребенка (социальном, учебном, речевом, коммуникамивном и т.д.)

Богатый опыт отечественных и зарубежных исседований в области физиологии, психологии, дефектологии, логопедии, нейропсихологии (Э. Джин Айрес, Н.А. Бернштейна, А. Банди, Э. Мюррей, Л.С. Выготского, А.Ф. Лурия, А.В. Семинович, Ж.М. Глозман, Б.А. Архипова, Л.Н. Ененковой и др.) и наш практический опыт работы с такими детьми позволяет сделать вывод о том, что объединение сенсорного опыта ребенка со словом и действием является первой и основной ступенью к познанию окружающего мира.

Таким образом, полисенсорная стимуляция «голодающего» мозга ребенка является эффективным и универсальным методом ускорения и усиления его развития, созревания и восстановления. Все части центральной нервной системы работают скоординировано передавая информацию от одной его части к другой. Увидеть это мы можем, наблюдая за детьми: прикосновение помогает видеть, зрение - удерживать равновесие, равновесие - ощущать положение тела в пространстве и двигаться, движение помогает обучению. Мозгу постоянно необходима стимуляция, именно она возбуждает мозг и создает в нем функциональную активность. И тогда становиться возможным дыхание, поглощение пищи, разнообразные движения, речь, чтение, письмо и т.д.

Это убеждение стало для специалистов нашего Центра основой для разработки системы коррекционной и развивающей помощи детям на основе стимуляции сенсорных систем.
В основе комплексного междисциплинарного подхода к коррекционной и развивающей работе в основе деятельности Центра «ПереСвеТ» лежит понимание иерархии нейро-психологического развития ребенка, которое является базой развития всех сенсорно-моторных функций. Интенсивная стимуляция сенсорного развития детей дают качественные результаты даже в тяжелых случаях нарушений. Благодаря интенсивности, частоте и продолжительности стимуляции проходящей по сенсорным каналам развивается мозг ребенка.

Именно комплексный подход является эффективным средством в преодолении интеллектуальных, физических, физиологических барьеров сдерживающих развитие ребенка, ведь только так можно поставить дифференцированный диагноз и разработать эффективную систему индивидуального развития. Разрабатывая индивидуальную программу коррекции и развития ребенка с нарушениями мы исходим из определения зоны его ближайшего развития с опорой на сенсомоторный уровень являющийся базой в развитии всех его психических функций. Главным, при составлении программы, является определение сильных сторон ребенка, зоны его ближайшего развития и особых потребностей.

Новизна подхода в работе нашего Центра заключается в создании системного комплекса диагностических, коррекционных и развивающих мероприятий разработанного конкретно под каждого ребенка с учетом особенностей и уровня его развития.



Просмотров: 368
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Способность играть как личностный ресурс развития ребенка.
  • Развитие речи, создаем поле для формирования речи ребенка.
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • Особенности развития детей, имеющих задержку развития.
  • Как выбрать центр раннего развития для Вашего ребенка:
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Гиперопека - помеха для полноценного развития ребенка.
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • ИГРА С ПЕСКОМ (способ развития и самотерапии ребенка)
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Летнее время для развития маленького ребенка (от двух лет).
  • Учим детей новому или зона ближайшего развития на практике.
  • Важность развития внимания у ребенка.
  • Как воспитывать ребенка. Этапы развития
  • Этапы психосексуального развития ребенка
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • Основные вехи развития ребенка 4-5 лет
  • Основные вехи развития ребенка от 2 до 3 лет
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Комплекс игр и упражнений для развития двигательной сферы ребенка 3-5 лет
  • Сказка как средство воспитания и развития ребенка
  • Задачи развития ребенка первого года жизни
  • Особенности развития и адаптации ребенка претерпевшего травму.
  • Право на жизнь родителей детей с особенностями развития
  • Упражнения с мокрым песком для детей с нарушениями развития
  • Этапы развития ребенка. №4 - Стадия идентичности и силы, от 3 до 6 лет.
  • Этапы развития ребенка. №1 - Стадия существования, 0-6 месяцев.
  • Этапы развития ребенка. №2 - Стадия действия, 6-18 месяцев



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь