Социально-психологические особенности формирования криминального поведения несовершеннолетних

Социально-психологические особенности формирования и развития криминального поведения несовершеннолетних

Целью данного исследования является выявление социальных и психологических особенностей формирования и развития криминального поведения человека в силу того, что проблема подростковой преступности в последние годы выступает с особой остротой. И причина этому – не только высокие и постоянно растущие показатели преступности детей. Несовершеннолетнее поколение, все больше проявляя то или иное криминальное поведение, приводит к деградации социальных и нравственных норм общества. Формируется особая криминальная субкультура общества.

Некоторые  авторы [1]  пытались  сопоставить  психические  свойства  непосредственно  с  соматическими  характеристиками  человека,  но  потерпели  неудачу,  не  сумев  провести  обоснованных  взаимосвязей.  И  лишь  исследования  И.П.Павлова [2]  Б.Н.Теплова[3],  П.К.Анохина [4],  В.Н.Русалова [5]  и др. позволили  обосновать  то  положение,  что  именно  нейрофизиологические  свойства  играют  решающую  роль  в  определении  психодинамических  свойств  человека. 

Развивая  тему  определения  взаимосвязи  между  конституцией  и  социумом,   многие исследователи отмечают, что имеется тенденция все больше признавать значение роли семьи, воспитания, традиций и социальных факторов в формировании личности. Они  подчеркивают,  что  было  бы  недоступным  упрощением  отрицать  наличие  состояний,  в  результате  которых  основная  роль  отводится  конституционально-биологическим  факторам.  К  таким  патологическим  состояниям  авторы,  в  частности,  относят  невропатию  и  психопатическое  развитие  личности  у  детей  и  подростков.  В  качестве  примера  указывалось,  что  нередко носители наследственного предрасположения – родители – в то же время являются составной частью окружающей ребенка среды: «родители отягощали детей не только своей наследственностью, но и своим воспитанием»[6]. И.А.Сикорский [7] пишет,  что  для  детей,  родившихся  от  психопатических  родителей,  родная  семья  представляет  самую  опасную  воспитательную  среду. 

Многие  из  таких  родителей  проявляют  жестокость  по  отношению  к  своим  детям,  считая  семью  единственным  местом,  где  они  не  обязаны  следить  за  собой  и  сдерживать  себя [8],  они  подают  детям  «дурной  пример  своими  страстями,  пороками  и  эксцентричностями» [9]. Замечено также,  что  распространенность  тех  или  иных  личностных  расстройств  неодинакова  в  различных  обществах.  То  же  касается  и  преобладания  различных  признаков  внутри  конкретных  форм  аномального поведения,  что  дает  повод  говорить  о  влиянии  культуры,  как  на  возникновение  определенного  вида  личностного  расстройства,  так  и  на  наличие  совокупности  признаков,  свойственных  этому  виду.

К  сожалению,  негативные  тенденции  в  динамике  психического  здоровья  (в том числе подростков)  на  протяжении  последних  десятилетий  фиксируются как  отечественными,  так  и  зарубежными  психиатрами [10]. Распространенность  основных  форм  психических  заболеваний  возрастает  каждые  10  лет  на  10-15  %  (от  исходного  уровня).  К  началу  2000-х  годов  в  России  она  достигла  20-25  %,  что  в  10  раз  выше  показателей  официальной  статистики [11].  Данное  положение  обусловливает  проведение  значительного  количества  исследований,  посвященных  изучению  этой  актуальной  проблемыСчитается,  что  в  подавляющем  большинстве  увеличение  подростковой  болезненности  идет  за  счет  пограничных  форм  психической  патологии [12]. 

Когда в семьях  привычной нормой становятся аномальные типы воспитания (попустительство, «ежовые рукавицы», безнадзорность, гиперопека, гипоопека и пр.), это неизбежно приводит к формированию девиантного поведения. Особую роль играет безразличие, холодность, агрессивное или сверхэмоциональное поведение матери в младенческом возрасте, так этот период является временем формирования базового доверия к окружающему миру. В результате неблагоприятного воздействия на психику ребенка различных психотравмирующих факторов, в том числе и перечисленных выше, мы можем наблюдать различные аномалии развития характера: от невротических и пограничных форм до личностных расстройств (психопатий), что бесспорно чревато демонстрацией, в том числе, и криминального поведения.

С самого раннего возраста дети на бессознательном уровне перенимают особенности поведения своих родителей, формируя так называемую полоролевую модель поведения.  Нетрудно представить, что программируется у ребенка в случае, если родители ведут аморальный образ жизни: пьют, допускают насилие друг к другу и по отношению к ребенку. Анализируя статистику, мы видим, что за 2 года количество преступлений  совершенных в отношении несовершеннолетних лиц, новорожденных и малолетних, было зарегистрировано 3246 преступления из них 729 тяжкие и особо тяжкие. Соответственно, мы можем сделать вывод, что данные преступления оставят негативный отпечаток на будущем не одного ребенка.  

Если ребенок не находит принятия и поддержки в семье и школе, он неизбежно начинает искать нишу, в которой сможет социально утвердиться и реализоваться, пусть даже это среда – криминальная. В этом случае могут возникать регулярные эпизоды делинквентного поведения, призванные для утверждения ребенка в определенной социальной среде и укреплению собственной самооценки. Зачастую это ведёт к формированию  преступной группы, так как для подросткового возраста характерна склонность к объединению. В случае формирования смешанных по возрасту групп, в которых присутствуют как подростки, так и  взрослые, важную роль для привлечения подростков играет именно недостаток внимания и общения со стороны взрослых в семье. В этом случае старшие члены группы начинают играть роль своего рода «родителей», в чьих глазах и будет утверждаться подросток, к сожалению, часто асоциальным способом.

 

Года

 

 

Преступлениясовершенные в группе

 

В группе

несовершеннолетних

 

В составе смешенных групп

 

2004

52.2

26.5

25.7

2005

50.1

24.0

26.1

2006

46.8

22.0

24.8

2007

45.9

23.7

22.2

2008

45.9

17.2

16.3

2009

32.6

17.3

15.3

2010

32.4

14.2

18.3

 

Таблица 1. Удельный вес преступлений несовершеннолетних, совершенных в группе в Ставропольском крае [13].

Следовательно, таких детей легко вовлечь в преступную группу более опытным лицам [8][14]. 

Рассмотрим еще один фактор, влияющий на психофизиологическое развитие поведения – половое созревание, периоды гормональных кризов. В этот дисгармоничный для организма и психики подростка происходят серьезные изменения. Наблюдаются резкие подъёмы и спады настроения, колеблется физическое самочувствие, самооценка весьма неустойчива. Это очень важный момент в воспитании старшеклассников, так как все чаще возникают утрированные тенденции маскулинизации женского и феминизации мужеского поведения. Наблюдаются реакции эмансипации, группирования.

В юности мировоззренческие вопросы решаются категорично, в них отражается противоречие между «абстрактным» и «конкретным». В отличие  от ребенка, принимающего правила поведения на веру, юноша начинает осознавать их относительно, но еще не знает, с чем именно их нужно соотносить. Простая ссылка на авторитеты его уже не удовлетворяет. Недостаток внимания или контроля со стороны родителей, взрослых, педагогов может привести в этот период к тому, что для достижения своих потребностей подросток может совершить преступление, т.к. по его мнению, «другого варианта нет, и не могло быть». Восприятие внешнего мира колеблется: окружающий мир может восприниматься враждебным, скучным и унылым, не возможным для адаптации в нем. Все это является основой для формирования различных форм девиантоного поведения, в том числе сопровождающимися алкогольными и криминальными эксцессами.

Несовершеннолетние подростки с выраженными проблемами обостренного самосознания, с осложненными взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками, максимально трудной жизнью внутреннего мира, часто реагируют на конфликтную обстановку в семье противоправным поведением и оппозиционным отношением к школе. Среди подростков с криминальным поведением особенно часто встречаются те, у которых родители лишены родительских прав, у которых в ближайшем окружении есть наркоманы, лица находящиеся в заключении либо проявляющие агрессию. Одним из проявлений криминального поведения, являются как побеги из дома, так и бродяжничество. Максимально возрастает частота пьянства, правонарушений, токсикомании, табакокурения, а также, что вызывает особую тревогу, – достоверно растут случаи насилия над другими детьми и агрессивное поведение.

Для предупреждения криминального поведения родителям, взрослым и воспитателям (в зависимости от того, кто является ближайшем окружением)  необходимо обращать внимание на то,  что интересует ребенка в дошкольном возрасте. Это период когда ребенок принимает ценности, нормы морали, учится добру не только от социума, но и от сказок, мультфильмов, через них он вселяет в себя уверенность, так как дети всегда себя отождествляет с главным героем. Важно сформировать достойный образ положительного героя. В этот период важно хвалить и поощрять  ребенка за достижения, пусть даже, если они малозначимы для взрослого. Это поможет чувствовать себя нужным в социуме, быть наравне со взрослыми, и, что самое главное, не ущербным по сравнению со сверстниками.

Можно сказать, что роль удерживающего фактора в развитии криминального поведения у несовершеннолетних, играют: участие матери и отца в воспитании ребенка (либо предоставление ребенку в процессе воспитания фигур, выполняющих роль «достаточно хороших» родителей, которые лояльно настроены в отношении ребенка), доброжелательная атмосфера в семье, наличие у родителей работы, обеспечение ребенку в раннем младенческом возрасте достаточного контакта с матерью (полноценное использование отпуска по уходу за грудным ребенком) и т.п. предиспозиции.

В итоге, мы хотим обратить внимание, на то, что только общими усилиями государства и семьи, в частности, можно предупредить криминальное поведение несовершеннолетних. Конечно, на данный момент может показаться, что более важной проблемой является экономика страны, повышение уровня социального развития  общества. Но мы не должны  забывать, что если не вкладывать силы и возможности в предупреждение криминального поведения подростков, то  в недалеком будущем никому не нужен будет высокий уровень жизни и развитая экономика.

Зибер Анна Эдуардовна, к.м.н, доцент

Рубачева Елена Леонидовна, к.ю.н, доцент

ВАК публикация (статья сдана в печать)

[1] Кречмер Э. Строение тела и характер. М.  Л.: Госиздат. 2-е изд. 1930. 304 с.

[2] Павлов И.П. Полное собрание сочинений.  Т. III. Кн. Вторая. 1951.  69 с.

[3]Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР. 1961. 535 с. 

[4]Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина. 1975.  301 с.

[5] Русалов В.М. Типологические особенности ВНД. М. 1998. 350 с.

[6] Wagner–Jauregg J. Ann. Med.- psychol. 1960.  P. 276 – 290.

[7] Сикорский И.А. Сборник научно-литературных статей. Статьи по вопросам воспитания. Киев. 1899. 290 с.

[8] Рохлин Л.Л. // Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова. Т.74. 1974.

[9] Бехтерев В.М. Избранные произведения. М.: «Медгиз». 1954. 528 с.

[10] Сухотина Н.К. // Социальная и клиническая психиатрия.  № 1. 2000. С. 5 – 9.

[11] Волгина С.Я., Менделевич В.Д., Альбицкий В.Ю.   // Журнал социальная и клиническая психиатрия. №2. 2000. С. 16-19.

[12] Зибер А.Э. Биологическое и социальное в структуре аномального поведения // Правовая политика и правовая жизнь. Академический и вузовский юридический научный  журнал. 1 (54) 2014 Саратов - Москва.  2014. – С. 125-128.

[13] Все анализы сделаны  на основе статистических данных  вычислительного центра ИЦ УВД АСК

[14]Рубачева Е., Мартиросян М. Причины и условия, детерминирующие делинквентность и преступность несовершеннолетних / Е.  Рубачева, М. Мартиросян М. // Общество и право 2014 №1( 47)- С.126-128





Просмотров: 695
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кое-что о боли или сущность и условия формирования самоповреждающего поведения
  • Поступки родителей как способ формирования стереотипов поведения и мышления у детей
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Роль дисфункциональной семьи в формировании зависимого поведения у подростков
  • Что делать, если муж часто злится, грубо отвечает? Психология поведения.
  • Признаки расстройств пищевого поведения: как определить, что мой ребенок страдает РПП?
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Влияние семьи на развитие аддиктивного поведения у несовершеннолетних.
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • 10 признаков того, что с пищевым поведением человека что-то не так
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Что такое психосоматика расстройств пищевого поведения?
  • Модель поведения семьи : последствия для детей
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Что Поддерживает Расстройства Пищевого Поведения
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Я не могу без того, что меня разрушает. Плюсы зависимого поведения.
  • о взаимосвязи поведения родителей и профессионального самоопределения детей
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Что такое паттерн поведения?
  • Зависимость | Социально-психологический взгляд на механизмы формирования зависимого поведения
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Кризис 3х лет. Способы оценки поведения ребенка или как установить запреты.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь