Биологическое и социальное в структуре аномального поведения

 Мысль о том, что человеческая личность, даже на пути своего нормального развития, обыкновенно претерпевает коренные изменения и делается иной раз неузнаваемой, часто встречается в работах психиатров, биологов и психологов. При этом диапазон представленных мнений на этот счет весьма велик. Замечено, что такое преобразование личности происходит большею частью не только путем равномерной эволюции, но и как следствие ряда сдвигов, прерывающих время от времени спокойное и медленное ее развитие. Оценивая природу этих сдвигов, Г.К.Ушаков[1] отмечает, что формирование психики, в том числе и аномальных вариантов ее осуществляется по механизму сенсибилизации и изменений континуума «почва» – «реакция». Социальные, экологические факторы вступают в активное взаимодействие с той или иной степенью выраженности психотипологической, конституционально обусловленной дефектности[2] [3] [4], в результате чего актуализируются различные конституционально–эндогенные механизмы, трансформирующиеся в последующем в патогенетические механизмы эндогенеза, экзогенеза, психогенеза и их смешанные варианты. Причем, рядом авторов отмечается, что многие факторы риска действуют и проявляются уже на ранних этапах онтогенеза[5] [6].

Известно, что четкость исходных понятий в немалой степени способствует решению проблемы, так как несет в себе семантический потенциал. П.Б.Ганнушкин[7], Г.К.Ушаков[8] и др. подчеркивают, что в основе личностной патологии лежат аномалии развития, т.е. нарушения формирования определенных механизмов высших психических функций. В этом значении термины «аномалия личности», «аномалия характера», «аномальная психическая конституция» становятся продуктивными, позволяя вычленить из дисгармонических свойств личности только те, которые являются результатом аномального развития или дизонтогенеза.

Еще на заре становления научной психиатрии (XVII–XVIII века) вопрос клинического понимания психической патологии рассматривается в качестве ключевого. Особый вклад в осмысление данной проблематики вносит выдающийся французский психиатр Ph.Pinel. Выведению  формулы  болезни  как  целостности,  предшествует  изучение  естественных  причин  ее  (у  Пинеля  это,  прежде  всего,  социальные  факторы:  «неправильное  воспитание»,  «неправильный  образ  жизни»  и  т.д.),  описание  физических  и  нравственных  свойств  душевных  болезней.  При  этом  нравственное  рассматривается  как  прижизненно  формирующиеся  «слои»  в  структуре  личности, демонстрируя несколько механическое  понимании  целостности  психики[9].

Иная оценка соотношения между социальным и биологическим наблюдается на основе методологического принципа детерминизма, провозглашенного в психологии С.Л.Рубинштейном[10]. Согласно нему внешние причины действуют только через внутренние условия и, наоборот, – внутреннее, психическое опосредуется и реализовывается внешним, материальным[11].

Некоторые  авторы[12]  пытались  сопоставить  психические  свойства  непосредственно  с  соматическими  характеристиками  человека,  но  потерпели  неудачу,  не  сумев  провести  обоснованных  взаимосвязей.  И  лишь  исследования  И.П.Павлова[13],  Б.Н.Теплова[14],  П.К.Анохина[15],  В.Н.Русалова[16]  и др. позволили  обосновать  то  положение,  что  именно  нейрофизиологические  свойства  играют  решающую  роль  в  определении  психодинамических  свойств  человека. 

Развивая  тему  определения  взаимосвязи  между  конституцией  и  социумом,   многие исследователи отмечают, что имеется тенденция все больше признавать значение роли семьи, воспитания, традиций и социальных факторов в формировании личности. Они  подчеркивают,  что  было  бы  недоступным  упрощением  отрицать  наличие  состояний,  в  результате  которых  основная  роль  отводится  конституционально-биологическим  факторам.  К  таким  патологическим  состояниям  авторы,  в  частности,  относят  невропатию  и  психопатическое  развитие  личности  у  детей  и  подростков.  В  качестве  примера  указывалось,  что  нередко носители наследственного предрасположения – родители – в то же время являются составной частью окружающей ребенка среды: «родители отягощали детей не только своей наследственностью, но и своим воспитанием»[17]. И.А.Сикорский[18] пишет,  что  для  детей,  родившихся  от  психопатических  родителей,  родная  семья  представляет  самую  опасную  воспитательную  среду.  Многие  из  таких  родителей  проявляют  жестокость  по  отношению  к  своим  детям,  считая  семью  единственным  местом,  где  они  не  обязаны  следить  за  собой  и  сдерживать  себя[19],  они  подают  детям  «дурной  пример  своими  страстями,  пороками  и  эксцентричностями»[20]. Замечено также,  что  распространенность  тех  или  иных  личностных  расстройств  неодинакова  в  различных  обществах.  То  же  касается  и  преобладания  различных  признаков  внутри  конкретных  форм  психической  патологии,  что  дает  повод  говорить  о  влиянии  культуры,  как  на  возникновение  определенного  вида  личностного  расстройства,  так  и  на  наличие  совокупности  признаков,  свойственных  этому  виду.

К  сожалению,  негативные  тенденции  в  динамике  психического  здоровья  (в том числе подростков)  на  протяжении  последних  десятилетий  фиксируются как  отечественными,  так  и  зарубежными  психиатрами[21]. Распространенность  основных  форм  психических  заболеваний  возрастает  каждые  10  лет  на  10-15  %  (от  исходного  уровня).  К  началу  2000-х  годов  в  России  она  достигла  20-25  %,  что  в  10  раз  выше  показателей  официальной  статистики[22].  Данное  положение  обусловливает  проведение  значительного  количества  исследований,  посвященных  изучению  этой  актуальной  проблемыСчитается,  что  в  подавляющем  большинстве  увеличение  подростковой  болезненности  идет  за  счет  пограничных  форм  психической  патологии[23].  Этой  же  точки  зрения  придерживается  Т.Б.Дмитриева[24],  отмечая,  что  в  формировании  различных  девиаций  поведения  существенную  роль  играют  пограничные  психические  расстройства[25].

Издавна  разработка  критериев  психической  нормы  привлекает  внимание  многих  исследователей.  К  примеру,  по мнению В.П.Осипова[26], норма  определяется  адекватностью  реакции  индивидуума  на  окружающие  раздражители,  возможностью  для  человека  прокладывать  свой  жизненный  путь  и,  наконец,  особенностями  способа  поведения  человека  в  различных  жизненных  обстоятельствах.  А  Schultz[27] по  этому  поводу  пишет,  что  нормальные  реакции  человека  всегда  мотивированы  и  представляют  собой  чувственно  адекватный  ответ  на  переживание.

В  настоящее  время  в  диагностическом  процессе  основополагающим  признается  подход  к  любому психологическому  феномену  с  двух  альтернативных  сторон:  либо  наблюдаемый  феномен  является  психопатологическим  симптомом,  т.е.  признаком  психической  болезни,  либо  он  является  признаком  личностных  особенностей  человека[28].  В  связи  с  этим  значимым  представляется  анализ  параметров  адекватных  и  неадекватных  форм  поведения,  признаков  отклоняющегося  и  психопатологического  стилей  поведения  и,  как  предшествие  такого  анализа,  создание  представления  о  гармоничности на  характерологическом  и   личностном  уровнях.

В  отличие  от  темперамента,  который  детерминируется  на  биологическом  уровне,  характер  является  психологическим  образованием.  Гармоничный  характер  условно  представляет  собой  блок  из  двух  групп  психологических  параметров,  включающих  адаптивность  и  самоактуализацию.  Если  на  уровне  адаптивности  гармоничным  считается  «принятие  других  и  мира»,  то  на  уровне  самоактуализации  -  «принятие  себя»[29].  Можно  сказать,  что  наиболее  важной  для  оценки  характерологической  гармоничности  является  сфера  обыденных  взаимоотношений,  включающая  сугубо  психологические  параметры,  тогда  как  гармоничность  личностная  определяется  в  большей  степени  социально-психологическими  параметрами  -  соответствием  и  следованием  нравственным  требованиям.  К  гармоничным  чертам  характера  относятся:  адаптивность,  зрелость,  здравомыслие,  гибкость,  реализм  в  оценке  окружающих,  реальность  самооценки,  самостоятельность,  автономность,  простота,  естественность,  самоуважение  и  разумное  сочетание  эгоистических  и  альтруистических  целей.

В  свою  очередь,  на  характерологических  чертах  базируются  личностные  качества,  которые  определяются  степенью  волевой  регуляции  поведения,  использованием  нравственных  оснований,  мировоззренческих  установок,  склонностей  и  социальных  интересов  при  выборе  системы  поступков.  Существенными  признаками  гармоничности,  по  мнению  В.Франкла[30],  являются  такие  понятия,  как  духовность,  свобода  и  ответственность.  Гармоничная  личность  живет  в  соответствии  с  принципом:  «мне  никто  ничего  не  должен».  Соответственно,  при  аномальном  и  девиантном  развитии  личности  все  перечисленные  качества  предстают  инверсными[31].

 Кандидат медицинских наук, доцент, врач-психиатр, психотерапевт, сексолог

Зибер Анна Эдуардовна

(Статья ВАК (1483) Правовая политика и правовая жизнь. Академический и вузовский юридический научный  журнал. 1 (54) 2014 Саратов - Москва.  2014. – С. 125-128)

 

[1] Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.: «Медицина». 1978.

[2] Сухотина Н.К. // Социальная и клиническая психиатрия. № 1. 2000. С.5 – 9.

[3] Платонов К.К. Структура и развитие личности. М. 1986. 256 с.

[4] Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Медицина. 1977.  С.154-157

 [5]  Голенков А.В. // Журнал социальная и клиническая психиатрия. №3. 1998. 109 с.

[6] Whitaker A.H., Van Rossen R. et al. // Arch. Gen. Psychiatry. 1997.  vol. 54. P. 847-856.

[7]  Ганнушкин П.Б. Избранные труды. Ростов-на-Дону.: «Феникс». 998. 416 с.

[8]  Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства.  М.: «Медицина». 1978.

[9] Шостакович Б.В. Иванюшкин А.Я. // Сб. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. диториал УPCC. Москва. 1998. 472 с.

[10]  Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М. 1975. 410 с.

[11] Русалов В.М. Типологические особенности ВНД. М. 1998. 350 с.

[12] Кречмер Э. Строение тела и характер. М.  Л.: Госиздат. 2-е изд. 1930. 304 с.

[13] Павлов И.П. Полное собрание сочинений.  Т. III. Кн. Вторая. 1951.  69 с.

[14]Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР. 1961. 535 с.  

[15]Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина., 1975.  301 с.

[16] Русалов В.М. Типологические особенности ВНД. М. 1998. 350 с.

[17] Wagner–Jauregg J. Ann. Med.- psychol. 1960.  P. 276 – 290.

[18] Сикорский И.А. Сборник научно-литературных статей. Статьи по вопросам воспитания. Киев. 1899. 290 с.

 [19] Рохлин Л.Л. // Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова. Т.74. 1974.

[20] Бехтерев В.М. Избранные произведения. М.: «Медгиз». 1954. 528 с.

[21] Сухотина Н.К. // Социальная и клиническая психиатрия.  № 1. 2000. С. 5 – 9.

[22] Волгина С.Я., Менделевич В.Д., Альбицкий В.Ю.   // Журнал социальная и клиническая психиатрия. №2. 2000. С. 16-19.

[23] Бережков Л.Ф., Бондаренко Н.М. и др. // Вестник РАМН. 1993.  № 5. С. 8-15.

[24] Дмитриева  Т.Б. // Социальная и клиническая психиатрия. №1. 1995. С. 54-61.

[25] Рыбалко М.И. Патологические формы девиантного поведения у подростков. М. 1989. С. 16 – 19.

[26] Осипов В.П. О распознавании психопатий и ограничении понятий. / В кн.: «Советская невропсихиатрия» (сборник трудов).  Л.: ОГИЗ.  1936. Т.1.  С. 100 – 116.

[27] Schultz J. R. Carnegie Institute of Washington Publication.  1936.  v.45.  P. 1329 - 1338.

[28] Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. М.: «Медицина». 1999. С.273..

[29] Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. М.: «Медицина». 1999. С.316-317.

[30] Франкл В. Человек в поисках смысла жизни. М. 1990. 368 с.

[31] Шейнис Г.В. Личностный рост как фактор психологического здоровья, социально-психологической адаптации подростков. // Тезисы международной научно-практической конференции. М. 2001. С. 136.

 





Просмотров: 370
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Опыт становления творческой личности. Клиническая и социально-психологическая парадигма (научная статья)
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Роль психической саморегуляции в поддержании здоровья личности
  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • Анорексия - одна из форм расстройства пищевого поведения (РПП).
  • Роль дисфункциональной семьи в формировании зависимого поведения у подростков
  • Психологические факторы девиантного поведения подростков
  • Роль родителей в формировании личности детей
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Архетип — Социальная роль или грань моей личности?
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • Роль височно-нижнечелюстного сустава в психической и физической жизни человека
  • 3 особенности сексуального поведения женщин с пограничным расстройством личности
  • Влияние психической депривации на формирование личности ребенка-сироты
  • Расстройства личности - 5. Признаки антисоциального (диссоциального) расстройства личности.
  • Расстройства личности - 7. Признаки истерического (гистрионного) расстройства личности.
  • Расстройства личности - 11. Признаки обсессивно-компульсивного расстройства личности.
  • Возрастная психология – жизненный путь личности. Что влияет на развитие детей - физиология или среда?
  • Структура психики человека. Механизмы развития невротических расстройств
  • Осознание трагизма собственной личности как фактор суицидального поведения
  • О формировании пищевого поведения человека
  • Расстройства личности - 8. Признаки нарциссического расстройства личности.
  • Расстройства личности - 6. Признаки пограничного расстройства личности.
  • Расстройства личности - 4. Признаки шизотипического расстройства личности.
  • Расстройства личности - 3. Признаки шизоидного расстройства личности.
  • Расстройства личности - 2. Признаки параноидного расстройства личности.
  • Расстройства личности - 9. Признаки избегающего расстройства личности.
  • Расстройства личности - 10. Признаки зависимого расстройства личности.
  • Правила поведения с человеком, страдающим пограничным расстройством личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь