Темперамент – основа поведения ребенка

Темперамент – основа поведения ребенка

По мнению современных ученых, на особенности общения влияет тип нервной системы, который проявляется в темпераменте ребенка, а тип нервной системы, в свою очередь, определяется именно сочетанием силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения.

Рассмотрим четыре самых ярко выраженных типа нервной системы, их соотношение и связь с темпераментом.

 

Особенности нервных процессов

 

Типы
нервной системы

      Слабый

 

                             Сильный

 

      инертный

 

     живой

 

безудержный

Сила,
уравновешенность, подвижность

 

Слабый,
неуравновешенный, подвижный или инертный

 

Сильный,
уравновешенный, инертный

 

Сильный,
уравновешенный, подвижный

 

Сильный,
неуравновешенный, подвижный

 

Темперамент

 

Меланхолик

 

Флегматик

 

Сангвиник

 

Холерик

 

Реакции

 

Медленные,
сильные

 

Медленные,
сильные

 

Быстрые,
умеренные

 

Быстрые,
чрезмерные

 

 

 

Кряжева Н. Л. [1] глубоко убеждена, что дети отличаются друг от друга уже с момента рождения по темпераменту. Часто родители, не зная об этих особенностях, беспокоятся, нет ли в поведении ребенка каких-либо нарушений.

Однако автор считает, что в каждом типе есть много положительного, каждый ребенок имеет запас качеств и свойств, помогающих ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость, свое собственное «Я».

Сангвиник –такой ребенок чрезмерно подвижен. Слезы появляются мгновенно, но быстро утешается. Сангвиник не склонен к страхам и тревоге, чаще оптимист, редко переживает и довольно легко примиряется со своими неудачами и неприятностями. Быстро переключается с одного занятия на другое. Сангвиник очень продуктивен в работе, особенно когда ему интересно. Иногда ему не хватает терпения и невозмутимости флегматика, но бодрая живость дает свои преимущества. Активность стабильная и надежная. Это человек более уравновешенный, вдумчивый и умеющий быть расчетливым.

Родителей беспокоят несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность, но ребенок все же приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазер. Засыпает легко и быстро, так же и просыпается, встает рано. В играх любит лазать, ползать, раскачиваться, бегать. Быть непостоянным – не порок, а свойство этого темперамента. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и нежадны. Ребенок-сангвиник весел, жизнерадостен, ловок и общителен.

Вспомните Кота Матроскина из Простоквашино.

Родителям необходимо знать: игры и повседневная жизнь ребенка должны быть подвижными, требования спокойствия и уравновешенности со стороны родителей надо согласовывать с учетом особенностей его темперамента. Удерживать внимание ребенок-сангвиник может научиться с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях: просмотр мультфильмов, чтение книг, сочинение историй, собирание конструктора и т. д.

Меланхолик – в его поведении много непонятного, но оно вытекает из его богатого внутреннего мира. Он малоактивен, астеничен, скорее тихий, склонный к депрессиям и грусти, тоскует по чему-то своему. Когда он не играет, то чаще бывает задумчивым и грустным. Если расстроится, плачет долго и горько, ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, скорее интроверт, нежели экстраверт. С трудом включается в игры других детей, но, преодолев себя, способен почувствовать радость и удовольствие. Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, добр, мягок, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, ведет себя и говорит, как «маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в грубые игры. Разборчив в еде, быстро устает. С трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в кроватке любит размышлять и фантазировать. Утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, безразличен к спорту.

Родителям необходимо знать: такой ребенок требует много заботы и любви. Накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для ребенка-меланхолика, так как он долго фиксируется на этом, переживает. У ребенка должен быть в семье человек (родитель, бабушка, дедушка, сестра или брат), домашнее животное, которым он мог бы полностью доверять, получать от него тепло и внимание. В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструирование, мягкие, не соревновательные игры.

Пьерообразцовый меланхолик.

Холерик всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск, отчаянные поступки и приключения. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, иногда вспыльчив и агрессивен. В его поведении многое зависит от воли, привык всего добиваться сам, не обращая внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде неразборчив, любит «перекусывать на бегу». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания, импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым ребенком». Играет в грубые игры, часто конфликтует со сверстниками.

Родителям необходимо знать: в обращении с ребенком-холериком требуется много терпения и спокойствия. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения в чередовании со спокойным видом деятельности, а также плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть проигрыш и показать, что, прежде чем что-то сделать, неплохо и подумать. Читать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса. Ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не критиковать при других! Ребенок и сам хотел бы научиться держать себя в руках, поймите его и помогайте!

Как утверждают специалисты, темперамент холерика во многом врожденный, но при желании его можно воспитать.

Флегматик – невозмутимый, медлительный, молчун, часто ленивый. Взрывов эмоций у него нет, эмоциональный фон спокойный, ровный. Флегматик стабилен. Имеет устойчивые стремления и настроение, проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, нешумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, встает поздно, кушает много, в еде неразборчив. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет со своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с почти холерической энергией. Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где надо проявлять быстроту, сноровку. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать решения затрудняется, спокойно отдает другому право выбора. Знает много стихов и песен, не любит новое, с удовольствием вспоминает уже известное. Для других детей он скучен и ленив, они не приглашают его в свои активные игры, но любят играть с ним в традиционные ролевые игры (врач, дочки-матери). Схватывает и запоминает новые правила, информацию медленно, но надолго, редко ошибается. Родителей беспокоят безэмоциональность ребенка, некоторое безразличие и неспособность сопереживать.

Родителям необходимо знать: в совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, музыка, вышивание, лепка, рисование. Не надо делать ребенка «удобным» для себя. Старайтесь не слишком рано укладывать его спать, не давайте пересыпать днем, утром будите настойчивее. Закаляйте, поторапливайте во время еды, не давайте много сладкого. В игре не предоставляйте ребенка самому себе, тормошите, зажигайте, заинтересовывайте. Не стоит настойчиво внешне проявлять свою любовь к ребенку-флегматику. Напротив, кажущееся равнодушие взрослого будет действовать на него так, что он будет стремиться к преодолению своего равнодушия, завоеванию любви, особенно если это родители или интересный сверстник.

По мнению ученых, темперамент в своей основе неизменен. Если характер и личностные особенности, сложившиеся в результате воспитания, условий жизни, всевозможных влияний, подавляют темперамент, человек обречен на душевное раздвоение. Например, по темпераменту он стремится к действию, но характер, личностные позиции, установки побуждают воздержаться.

Для наглядности специалисты приводят пример д’Артаньяна, героя из произведения А. Дюма «Три мушкетера», который не отвечает действием на обиду, а благодарит за справедливую критику. Подавленный темперамент – тот же «тигр в клетке». Человек с подавленным темпераментом устает от борьбы с самим собой, от внутренней раздвоенности. Темперамент – это природное в человеке, и подавляется он, прежде всего, неправильным воспитанием.

Литература:

  1.  Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей : популярное пособие для родителей и педагогов / Н. Л. Кряжева. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 208 с.
  2. Москвина М.В. Педагогическое взаимодействие с семьей. Диагностика детско-родительских отношений : практические занятия / авт.-сост. М. В. Москвина. – Волгоград : Учитель, 2015. – 190 с.



Просмотров: 478
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Типы темперамента: Меланхолик, Флегматик, Сангвиник, Холерик.
  • Темперамент детей 3-х леток. Сангвиник.
  • Ребенок играет в плохие игры. Что делать?
  • Детский темперамент (3) Сложный темперамент ребенка. Принципы взаимодействия
  • Случай из практики или «Необходимо не только много знать, а еще и много пережить».
  • Ребенок играет в компьютерные игры. Стоит ли бить тревогу?
  • Что делать, если мама не любит ребенка?
  • Формирование пищевого поведения. Как вырастить здорового ребенка, который любит полезную еду.
  • Игры в которые играет ребенок с вашей психикой.
  • «Заплатила много денег, и потратила много времени, и ничего» или игры в психотерапию
  • Способ мышления Женщины, которая любит и не любит себя. Примеры
  • может ли быть любви слишком много?
  • Ребенок не любит критику
  • Вы часто любите мужчину, который Вас не любит?
  • Муж любит ребенка, а не меня!
  • Муж любит ребенка, а не меня!
  • Книгофобия: почему ребенок не любит читать
  • Рождение ребенка! Или «Она меня больше не любит…»
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютером?
  • Во что играть? Игры и игрушки ребенка до года.
  • Ребенок злится, значит, любит?
  • Темперамент ребенка. Как подстроить воспитание.
  • Почему человек себя не любит.
  • Темперамент детей 3-х леток. Меланхолик.
  • Темперамент детей 3-х леток. Флегматик.
  • Мой мужчина говорит, что любит другую женщину! Как быть в такой ситуации?
  • Человек, который любит учиться
  • Когда мы совсем разные.Темперамент детей и родителей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь