|
Семья, формирующая психосоматические стратегии поведения у ребенка.Автор статьи: Мальцева - Селиванова Лариса Александровна
В этой статье я не ставлю задачу связывать все случаи болезней детей с психологическими причинами, но иногда болезнь ребенка – способ подать сигнал о неблагополучии в отношениях в семье, способ удовлетворить свою потребность, которую напрямую ребенок обозначить родителям не может. Ибо психосоматическое поведение (реакция через болезнь) – это непрямое общение с миром, непрямое обозначение своей потребности, результат ее прерывания (например, частые заболевания горла при остановленной у человека вербальной агрессии к кому - то). На консультацию с ребенком много лет назад обращалась мама по поводу дочери. Для меня случай был очень необычный и сложный, редкий по своей особенности - девочка перенесла инсульт в 8 лет. Мама пришла с беспокойством по поводу дальнейшей адаптации дочери после болезни – она, по словам мамы, нуждалась в постоянном контроле и поддержке – вплоть до помощи в самообслуживании. Сама мама – тревожная и «слиятельная» - говорила о том, что ее пугает, что дочь так больна, постоянно плакала, затрагивая тему болезни. Ее беспокойство и позиция: «Мы» по отношению к дочери - с одной стороны были понятны: такая болезнь в раннем возрасте, с другой стороны мама говорила о дочке, как будто о ребенке 3 лет, хотя одновременно отмечала, что дочь всегда была самостоятельной. Я спросила, всегда ли мама опекала дочь. Оказалось, нет, только после перенесенного заболевания. На консультации я увидела довольно живого, разговорчивого ребенка. Девочка отвечала на вопросы, активно и самостоятельно выполняла задания. На вопрос, что она делает сама дома, серьезно ответила: «Могу делать все, но мне очень нужно, чтоб мне помогали. Мама не может, она работает. Нужен папа – он всегда мне помогает». Отношения папы с дочерью были хорошими – со слов мамы – дочь всегда была «папиной». Родители развелись год назад, до болезни девочки, и не общались, расставшись конфликтно. После ее болезни и мама, и папа были очень включены в помощь своему ребенку, что очень даже понятно – беспокойство за дочь их примирило, их отношения стабилизировались - состояние беспомощного ребенка требовало совместных действий: увезти в больницу, привезти, сходить на процедуры, помочь по дому. Девочка быстро восстанавливалась, врачи говорили, что есть некоторые осложнения – нужно следить за физическими нагрузками, но последствий, влияющих на жизнь и развитие, к счастью нет. Папа стал реже приходить и помогать: «все приходит в норму» - у него была новая семья, ждали ребенка. Но с началом обучения во втором классе, девочке, со слов мамы, «стало хуже»: она жаловалась на страхи, у нее появились боли в сердце, головокружения, она стала более беспомощной и несамостоятельной, отказывалась оставаться дома одна, не могла без присутствия родителя выполнять домашние задания, хотя с учительницей (училась на дому) была активна и самостоятельна, и на диагностике показала хорошие способности и навыки. Врач, с которым мама консультировалась, считал, что симптоматика не связана с физическим состоянием: «со здоровьем у девочки все хорошо - с учетом перенесенной болезни». Но «регресс» оставался – девочка требовала помощи, усилились симптомы ухудшения состояния, и, так как мама одна не справлялась, папа подключился снова. Восстановилась прежняя семейная система – совместные усилия родителей, их посменное присутствие дома с дочерью. Рисунки девочки про свою семью - рисунки про совместность: там были папа, мама и она. И про это же были ее рассказы. Папа, обеспокоенный здоровьем и состоянием дочери, оставил свою «новую семью» и «на время» переместился «в старую»: «ребенок перенес такую страшную болезнь». Девочка была рада. Мы говорили с мамой о возможной выгоде от болезни для ее дочери, о психосоматических симптомах, как способе соединить семью. Мама была сосредоточена на том, что ребенку хуже, и считала, что для нее вариант примирения с мужем - наилучший выход, несмотря на то, что расстались они по обоюдному желанию и в новой семье уже родился ребенок. Конечно, любому ребенку необходимы оба родителя. Развод его травмирует, даже если родители расстаются в хороших отношениях и остаются внимательными родителями, не теряя контакта с ребенком и друг с другом. Ребенок хочет, чтоб все осталось как прежде, но не каждый может говорить о своих потребностях так прямо. И тогда нереализованная потребность может выдавать послание в виде симптома. В описанном случае болезненные симптомы – ухудшение физического самочувствия, страхи оставаться одной и беспомощность - помогли ребенку достичь желаемого – помирить родителей: неизвестно, надолго ли, на данном этапе - точно. Психосоматическое поведение, как непрямая коммуникация, может остаться у выросшего ребенка и во взрослой жизни – при подкреплении семейной системы. И тогда, вместо решения проблемы, он будет заболевать, демонстрируя симптом, ожидая помощи. Если найдется «родитель» - партнер, удовлетворяющий эту скрытую потребность своей реакцией на болезнь, человек будет извлекать (неосознанно) выгоду из психосоматического поведения, которое станет способом выстраивания отношений. Если «удовлетворяющего» такое поведение партнера не найдется – психосоматическое реагирование остается, потребность не удовлетворяется, страдание человека – и психологическое и физиологическое - становиться все более глубоким, но разрешение этой ситуации может быть уже более проблематичным и трудоемким. Есть определенные характеристики семей, в которых могут формироваться психосоматические механизмы ее членов. Такие семьи называют психосоматогенными. Классификация механизмов развития психосоматогенных семей (разработана H. Stierlin):
ВЫДЕЛЯЮТ 7 ХАРАКТЕРИСТИК ПСИХОСОМАТОГЕННЫХ СЕМЕЙ:
В опыте психосоматогенной семьи могут быть некоторые патогенные особенности:
Немецкий психоаналитик Петер Куттер исходит из гипотезы, что человек с психосоматическим поведением недостаточно «любит» свое тело. В этом большая роль принадлежит матери, которая может, как способствовать, так и мешать ребенку овладевать своим телом: слишком контролирует, слишком доминирует исходя из своих страхов, не давая ребенку собственного пространства, не замечая, что вторгается в чужую интимную зону (например, мама моет уже большого мальчика в ванной). Другая крайность – отсутствие внимания к ребенку, его телу, что вызывает у него дефицит (мало обнимает, целует, прикасается).
Так как в раннем возрасте для ребенка мать является базовой фигурой, от нее во многом зависит формирование у него чувства доверия – недоверия к миру, выработка стратегий приспособления к миру (адаптивных и дезадаптивных). Mahler описала психосоматическую мать: авторитарная, сверхвключенная, доминирующая, открыто тревожная и латентно враждебная, требовательная и навязчивая. К качествам матерей, которые особенно значимы для формирования психосоматической патологии, можно отнести: - высокую личностную тревожность матери; - внутреннюю конфликтность матери, то есть дисгармонический склад личности (невротическая мать); - тенденцию к подавлению, сдерживанию негативных чувств, преобладание чувства вины, противоречивое эмоциональное отношение к близким в семье; - сильное эмоциональное реагирование на проблемные ситуации с дезорганизацией деятельности (стрессонеустойчивость), а также неспособность к конструктивному разрешению конфликтов, что приводит к хронизации, а, следовательно, и соматизации аффекта у матери. Отец, как правило, в такой психосоматогенной семье - «слабая» личность, неумеющий противостоять доминирующей матери. Причем ее доминирование может быть неявным – как эмоциональное давление, манипулирование своим состоянием. Любые попытки ребенка отделиться от матери - отвергаются. И ребенку ничего другого не остается, как удовлетворять свою потребность обходным путем – через болезнь. На ранних этапах отношений с ребенком родителям достаточно изменить стиль воспитания, родительскую позицию, чтобы не закреплять психосоматическое повеление. Для этого родителям может понадобиться помощь психолога. Взрослому человеку с психосоматическим поведением потребуется уже участие психотерапевта. Карл Ясперс, немецкий философ, психолог и психиатр утверждал, что «психосоматическое заболевание может возникнуть:
Тогда в соматическом страдании можно найти нечто существенное в жизни человека. Стоит ему осознать эту связь, «как болезнь обратиться вспять». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|