|
Девиантологическая компетентность как компонент профессиональной составляющей личности педагогаАвтор статьи: Анна Вышинская
ДЕВИАНТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
Аннотация: статья посвящена изучение девиантологической компетентности как компонента профессиональной составляющей личности педагога. Девиантологическая компетентность рассмотрена в контексте концептуальной модели профессиональной деятельности, при отсутствии профессиональных деструкций и направленности на решение задач психолого-педагогической и правовой профессиональной направленности. Ключевые слова: отклоняющееся поведение, девиантологическая компетентность, концептуальная модель профессиональной деятельности, профессиональная деструкция.
Abstract: The paper studies deviantology competence as a component of the professional component of the personality of the teacher. Deviantology competence examined in the context of the conceptual model of professional activity in the absence of professional destruction and focus on problem solving psychological, educational, legal professional direction. Keywords: deviant behavior, deviantology competence, conceptual model of professional activity, professional destruction.
Отклоняющееся поведение детей и подростков является актуальной проблемой современного общества. Количество школьников с девиантным поведением увеличивается. По данным Федеральной службы государственной статистики число преступлений, совершенных подростками или при их участии за 2013 год, достигло - 67,2 тыс.; в то время как за 2012 год эта цифра составляла - 64,3 тыс. чел.[5]. На 2010 год было зарегистрировано около 333 тыс. подростков с наркотической зависимостью[6,с.243]. Численность подростков с диагнозом «алкоголизм» в 2012 году равнялась - 45,2 тыс. человек [4,с.149]. Данная статистика формируется в связи с увеличением числа провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения у детей и подростков. Поскольку дети и подростки являются учащимися, учителям необходимо быть компетентными в вопросах отклоняющегося поведения. Знания учителей о девиантном поведении личности позволят понять школьника с отклоняющимся поведением, помочь ему, принять его таким, какой он есть, увидеть внешние проявления трудновоспитуемости, а также помогут найти причины данного отклонения. Компетентность как профессиональная составляющая личности педагога описывалась в различных подходах многими исследователями (Маркова А. К., Сластенин В. А., Чошанов М. А., Кузьмина Н. В., Юрасюк Н.В, С.А.Дружилов), однако необходимое изучение девиантологической компетентности как компонента профессиональной составляющей личности педагога не проводилось. В своем исследовании мы придерживаемся следующего определения девиантологической компетентности: девиантологическая компетентность учителя - это интегративное понятие, предполагающее наличие сформированности внутренней концептуальной модели учителя, свободного от профессиональных деструкций, с высоким уровнем психолого-педагогической и правовой профессиональной подготовленности, включающей в себя структурированную систему знаний об отклоняющемся поведении, определяющуюся в стремлении обеспечить готовность к взаимодействию, разрешению проблем и конструктивному взаимоотношению с детьми, предрасположенными к девиантному поведению[2]. Рассмотрим более детально компоненты данного определения. Важнейшей психологической детерминантой становления девиантологической компетентности является внутренняя (психическая) концептуальная модель профессиональной деятельности. Дружилов С.А. и Хашина Д.В. представляют концептуальная модель профессиональной деятельности как своеобразный внутренний мир человека-деятеля, который базируется на большом количестве информации о профессиональной среде, о предмете труда, о целях, средствах и способах деятельности. Концептуальная модель профессиональной деятельности включает в себя представление специалиста о профессиональных задачах, знание последствий правильных и ошибочных решений, готовность к нестандартным, маловероятным событиям. Значимой характеристикой концептуальной модели профессиональной деятельности является ее готовность к изменениям. При наличии такой готовности человек способен корректировать, уточнять свою внутреннюю модель, включать в нее новые системы отношений[3]. Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности[1]. Можно констатировать, что все выше сказанное приводит к профессиональной деструкции. Педагог, обладающий девиантологической компетентностью, должен быть свободным от профессиональных деструкций, без набора исходящих от него негативных факторов, сказывающихся на продуктивности профессионального труда и на взаимодействии с другими участниками образовательного процесса. Таким образом, педагог, обладающий девиантологической компетентностью, демонстрирует психолого-педагогическую и правовую профессиональную подготовленность и проявляет готовность к решению следующих профессиональных задач: - выявление учащихся с отклоняющимся поведением; - интеграция знаний в области образовательного законодательства; -мониторинг физического и психического состояния здоровья учащихся; -изучение жизнедеятельность ребенка вне школы; защита детей и подростков от неблагоприятного влияния социальной среды; -обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса; -изучение взаимоотношений подростков со взрослыми и сверстниками; -осуществление психологической поддержки нуждающихся в ней учащихся; -совместное взаимодействие с учащимися и родителями в решении актуальных проблем на основании эмоциональной готовности к данному виду деятельности; -организация консультативных встреч с учениками; -совместное планирование с родителями работы, направленной на решение проблем детей; - умение выражать свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению учащегося; способность управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное или увиденное. Рассмотрев девиантологическую компетентность как компонент профессиональной составляющей личности педагога, можно сделать вывод, что девиантологическая компетентность является достаточно многоаспектным явлением. Компоненты девиантологической компетентности ведут к развитию индивидуально профессиональных качеств личности и помогают всесторонне адаптироваться и самореализоваться учителю в современном обществе.
Библиографический список
1.Бодров В.А. Психологические основы профессиоведения. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. / Под общей ред. В. Н. Дружинина. - СПб., 2001. - 354 с. 2.Вышинска А.В., К вопросу о девиантологической компетентности школьных учителей. Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы VIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, 5 дек. 2014г. / отв. за выпуск: С.В. Книжникова, И.С. Нестеренко. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2014. – 320 с. 3.Дружилов С.А., Хашина Д.В. Концептуальная модель как психологическая детерминанта профессионализма учителя // Ананьевские чтения: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Ананьевские чтения 2004». - СПб: Изд-во СПбГУ, 2004. - С.463-465. 4.Дианов М.А. Никитина С.Ю. Здравоохранение в России 2013. Статистический сборник / Под. ред. М.А. Дианова. - М.: Информационно-издательский центр «Статистика России», 2013. - 380 с.
6.Суринов А.Е. Российский статистический ежегодник 2013. Статистический сборник / Под. ред. А.Е. Суринова. - М.: Информационно-издательский центр «Статистика России», 2013. - 717 с.
Bibliographical list
1.Bodrov V.A . Psychological bases professiovedeniya. Psychology. Textbook for liberal arts colleges. /, Ed. VN Druzhinin. - SPb., 2001. - 354 p. 2.Vyshinska A.V., «The question of competence deviantologiy school teachers». Phenomenology and prevention of deviant behavior: Materials VIII All-Russian with international participation scientific and practical conference on December 5. 2014. / Holes. for release: S.V. Knizhnikova, I.S. Nesterenko. - Krasnodar, Krasnodar University of the MOI of Russia, 2014 - 320C. 3..Druzhilov S.A., Hashina D.V. Conceptual model of how psychological determinants of teacher professionalism // Anan'evskij reading: Proceedings of the Intern. scientific and practical. Conf. "Anan'evskij Readings 2004". - St. Petersburg: St. Petersburg State University Publishing House, 2004. - S.463-465. 4.Dianov M.A., Nikitin S.Y. Healthcare in Russia 2013. Statistical Yearbook / Under. Ed. M.A. Dianova. - M .: Information and Publishing Center "Statistics of Russia", 2013. - 380 p.
6.Surinov A.E. Russian statistical yearbook 2013 Statistical Yearbook / Under. Ed. A.E. Surinov. - M .: Information and Publishing Center "Statistics of Russia", 2013. - 717 p. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|